Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Папура Андрей Фёдорович

Папура Андрей Фёдорович

12.12.1907 - 13.11.1977

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 131

Орден Ленина № 16262

Папура Андрей Фёдорович – электромеханик Котляревской дистанции сигнализации и связи Орджоникидзевской железной дороги, Кабардино-Балкарская АССР.

Родился 12 декабря 1907 года в Александровском уезде Ставропольской губернии (ныне – Андроповский район Ставропольского края) в семье рабочего-железнодорожника. Отец в Гражданскую войну, будучи красным командиром бронепоезда, погиб. После смерти кормильца семье пришлось туго, Андрей пошёл батрачить. Обладая большой физической силой, юноша в 16 лет мог таскать сразу два мешка зерна, чего не могли делать и взрослые мужчины.

В 1926 году пришёл работать на железную дорогу и стал электромонтёром. И здесь тоже пригодилось его физическая сила — вдвоём с подручным переносили и ставили телеграфные столбы вместо бригады из 4–6 человек. На дистанции связи Минеральные Воды Андрей выполнял работу на станциях Солдатской, Аполлонской, Прохладной. На Котляревской дистанции сигнализации и связи Орджоникидзевской железной дороги трудился вплоть до Великой Отечественной войны. Жил городе Майский Кабардино-Балкарской АССР (ныне – Кабардино-Балкарская Республика).

Летом 1942 года гитлеровцы прорвались на Кубань и в Ставрополье, но с ходу не смогли овладеть Майским. Терек стал непреодолимой преградой на пути фашистов, рвавшихся к нефти Грозного и Баку. Два месяца, находясь в окружении, при поддержке трёх бронепоездов оборонялись жители Майского. Труднее стало, когда диверсанты сожгли склады продовольствия.

До прихода врага железнодорожники и имущество связи были эвакуированы, но Папуру и ещё двух человек оставили для работы в подполье. Пока город оборонялся, пришлось заняться восстановлением разрушенной связи — бронепоездам необходимы были сведения от Минеральных Вод, Нальчика и Грозного. И порой под вражеским обстрелом доводилось подниматься на телеграфные столбы. Бывали дни, когда за одни сутки он устранял до 25 повреждений воздушной связи. При работе его прикрывали два автоматчика.

Накануне вступления немцев в Майский из Нальчика через вражеские позиции прибыл поезд с ценным грузом: оборудованием молибденовых заводов. Подпольный горком решил сбросить этот состав в Терек, чтобы ценное оборудование не досталось врагу. Поиски паровозной бригады оказались безуспешными, и Папура сам стал у реверса: работая электромонтёром, он частенько присматривался к работе машинистов. Ему нужно было так разогнать состав, чтобы он был у моста в момент его взрыва и потом соскочить с паровоза. Но, не рассчитав время, он проскочил мост до взрыва. Тогда решил вести состав дальше: на большой скорости прошёл восстановленные гитлеровцами участок пути, в темноте его посчитали своим. Под огнём проскочил мост через Терек, в районе которого была передовая, и привёл состав с ценным оборудованием в Грозный.

Когда под Сталинградом была окружена вражеская армия, то гитлеровцы, чтобы не оказаться в ловушке перед Доном, стали уходить с Кавказа. Папура с диверсионной группой был заброшен в тыл противника, под Ростовом. Нужно было на пути отступающего врага взрывать мосты, выводить из строя связь, пускать под откос вражеские эшелоны.

Когда боевое задание было выполнено, он вернулся на родную станцию Котляревскую и приступил к восстановительным работам. На участке протяжённостью 90 километров он на месяц раньше срока восстановил 8 семафоров. Отступая, фашисты взорвали почти все телеграфные столбы. Вместо них Папура использовал шпалы. После восстановления полотна по линии пошли поезда. В сентябре 1943 года был награжден медалью «За трудовую доблесть».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Папуре Андрею Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После войны окончил Харьковский железнодорожный техникум. Работал в Прохладном. В 1951 году был назначен начальником Кизлярской дистанции сигнализации и связи (Дагестанская АССР, ныне – Республика Дагестан). Ему довелось оборудовать автоматикой часть линии Кизляр – Астрахань, построенной в 1942 году. В 1968 году знатный связист вышел на пенсию.

Последние годы жил в городе Минеральные Воды (Ставропольский край). Умер 13 ноября 1977 года. Похоронен в Минеральных Водах на Городском кладбище.

Награждён орденом Ленина (05.11.1943), медалью «За отвагу», 2 медалями «За трудовую доблесть» (13.09.1943; 02.07.1951), другими медалями; 2 знаками «Почётному железнодорожнику».


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т