Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Шпагин Георгий Семёнович

 
Шпагин Георгий Семёнович
29.04.1897 - 06.02.1952
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 16.09.1945 Медаль № 249
Орден Ленина № 54977

    Памятники
  Надгробный памятник
  В городе Вятские Поляны
  Мемориальная доска в городе Вятские Поляны
  г. Ковров, бюст
  Надгробный памятник (вид 2)
  Стела оружейникам в г. Коврове


Шпагин Георгий Семёнович – конструктор стрелкового вооружения, главный конструктор Вятско-Полянского ордена Ленина машиностроительного завода «Молот».

Родился 17 (29) апреля* 1897 года в деревне Клюшниково Ковровского уезда Владимирской губернии, ныне Ковровского района Владимирской области. Из крестьянской семьи. Русский. Окончил трехлетнюю церковно-приходскую школу в 1909 году.

С 12 лет работал в плотницкой артели в городе Коврове, но из-за повреждения руки инструментом был вынужден оставить это ремесло. В 1910 году отдан «мальчиком» в лавку купца в городе Рыльске Курской губернии. После конфликта на почве самодурства купца в 1911 году ушел от него, работал на стекольном заводе в городе Сугогда Владимирской губернии, затем работал по найму в родном селе.

В мае 1916 года Георгий Шпагин был призван в Русскую императорскую армию. Служил младшим оружейником в полковой оружейной мастерской 14 Грузинского гренадерского полка на Западном фронте, где детально ознакомился с различными отечественными и иностранными образцами оружия. В 1917 году как отлично зарекомендовавший себя оружейник переведён в артиллерийские мастерские. В начале 1918 года демобилизован, вернулся в родное село.

В годы Гражданской войны в ноябре 1918 года вступил в Красную Армию. Служил оружейным каптенармусом и оружейным мастером в 8-м стрелковом полку (Владимирск). В 1919 году** демобилизован по болезни.

В 1920 году Г.С. Шпагин поступает слесарем в опытную мастерскую Ковровского оружейно-пулемётного завода № 2, где работали в это время В.Г. Фёдоров и В.А. Дегтярёв.

Первая новаторская работа Шпагина заключалась в улучшении конструкции магазина для ручных пулемётов, существенно облегчившая их изготовление без ущерба для боевых характеристик.

Уже в 1922 годы Георгий Шпагин выполнил самостоятельную конструкторскую работу: шаровую установку для спаренного 6,5-миллиметрового танкового пулемёта Фёдорова—Иванова.

С 1922 года Шпагин участвовал в конструировании новых образцов стрелкового оружия (7,62-миллиметрового танкового пулемёта ДТ и ручного пулемета – оба совместно с В.А. Дегтярёвым). Он создал ещё одну шаровую установку для крепления 7,62-миллиметрового танкового пулемёта ДТ в танках, бронеавтомобилях, бронеплощадках, а также танковый вариант этого пулемёта – с выдвигающимся прикладом.

Талантливый самородок благодаря упорному труду вырос в выдающегося оружейного контруктора.

В 1931 году назначен конструктором на том же заводе № 2. В том же году Дегтярёв привлекает Шпагина к работе над конструкцией своего крупнокалиберного пулемета ДК-32. В этой работе Г.С. Шпагин был уже не только помощником своего учителя, но и соавтором. Он предложил оригинальную систему питания, состоявшую из приёмника барабанного типа и металлической патронной нерассыпной ленты питания. Пулемёт был принят на вооружение в 1938 году под наименованием "12,7-миллиметровый крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва-Шпагина образца 1938 года". Особенно широко он применялся в войсках противовоздушной обороны.

В 1939-1940 годах Шпагин создал новый пистолет-пулемёт ППШ-41, прославивший имя своего создателя и ставший основным ручным автоматическим оружием Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

Этот пистолет-пулемёт поражал простотой и элементарностью своей конструкции, обилием новых конструктивных решений, хорошими эксплуатационными характеристиками. Особенное значение, особенно в военные годы, приобрели исключительно высокие производственно-экономические показатели нового оружия. В первую очередь это касалось значительного снижения трудовых затрат на его производство. На изготовление пистолета-пулемёта Шпагина расходовалось 13,9 кг металла и от 5,6 до 7,3-7,8 (в зависимости от мощности производства) станко-часов. Только ствол оружия подвергался тщательной доводке на металлообрабатывающих станках, остальные металлические детали изготавливались методом холодной штамповки с применением точечной и дуговой электросварки. В конструкции пистолета-пулемета Шпагина почти полностью отсутствовали точные прессовые посадки и было гораздо меньше резьбовых соединений. В целом оружие получилось настолько простым, что его производство могли освоить на любых, в том числе и неспециализированных машиностроительных заводах с прессо-штамповочным оборудованием мощностью не более 70-80 тонн. По своей надежности ППШ ничем не уступал аналогичным образцам вооружения других воюющих армий.

В марте 1941 года переведён на должность главного конструктора на завод № 367 Наркомата вооружений СССР (город Загорск Московской области). Во время Великой Отечественной войны, в октябре-ноябре 1941 года, завод и в том числе Г.С. Шпагин, эвакуировался в город Вятские Поляны Кировской области. Завод был развёрнут на базе недостроенной фабрики и эвакуированного из подмосковного посёлка Лопасня завода, выпускавшего барабанные магазины к ППШ. Благодаря трудовому героизму работников, а также напряженной работе главного конструктора Шпагина завод стал головным предприятием по изготовлению ППШ для Красной Армии. Из 5,3 миллионов ППШ, поступивших в войска в годы войны, оружейники из Вятских Полян выпустили более двух миллионов.

Одновременно с организацией массового производства пистолетов-пулемётов Г.С. Шпагин вёл непрерывную работу над совершенствованием конструкции ППШ и технологии их производства. Он внёс в конструкцию ППШ некоторые изменения, обусловленные как накопленным боевым опытом, так и модернизацией массового поточного производства. В результате удалось не только снизить и так поразительно низкую себестоимость ППШ с пятисот рублей в 1941 году до ста сорока двух рублей в 1943 году, но и улучшить функционирование системы автоматики в самых затруднённых условиях эксплуатации.

Продолжал Г.С. Шпагин и конструкторскую работу. Им были созданы: 26-миллиметровый сигнальный (осветительный) пистолет Шпагина ОПШ-1, принятый на вооружение в 1943 году, его существенно модернизированный вариант СПШ-2 (1943 год); авиационная 40-миллиметровая ракетница (1944 год).

а выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны" в группе руководителей оборонной промышленности и конструкторов воружения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года Шпагину Георгию Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Член ВКП(б) с 1944 года. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946–1950 годы).

После войны Г.С. Шпагин тяжело заболел (рак желудка) и был вынужден прекратить конструкторскую деятельность. С 1951 года жил в Москве.

Скончался 6 февраля 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 4).

Награждён тремя орденами Ленина (18.01.1942, 05.08.1944, 16.09.1945), орденами Суворова 2-й степени (18.11.1944), Красной Звезды (21.02.1933), медалями.

Лауреат Сталинской премии СССР (1941 год).

В городе Вятские Поляны открыт мемориальный дом-музей Г.С. Шпагина, его имя носит улица в этом городе. На здании машиностроительного завода «Молот», в честь конструктора, установлена мемориальная доска. Памятники Г.С. Шпагину установлены в двух центрах оружейного производства России – городе Вятские Поляны Кировской области и городе Коврове Владимирской области. Имя конструктора увековечено на стеле конструкторам-оружейникам на территории завода имени Дегтярева в городе Коврове. В 2013 году имя Г.С. Шпагина присвоено Крутовской основной общеобразовательной школе Владимирской области.

* В автобиографии указана дата рождения 21 апреля 1897 года.
** Согласно автобиографии. В подавляющем большинстве публикаций говорится о демобилизации в 1920 году.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Автобиография
 Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Биографическая энциклопедия. 2010.