Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Гущин Борис Петрович

 
Гущин Борис Петрович
01.03.1919 - 26.04.1991
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.09.1943 Медаль № 1754
Орден Ленина № 15207

    Памятники
  Мемориальная доска в Гомеле
  Надгробный памятник


Гущин Борис Петрович – штурман звена 5-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (50-я авиационная дивизия дальнего действия, 6-й авиационный корпус дальнего действия, Авиация дальнего действия), гвардии капитан.

Родился 1 марта 1919 года (по другим данным – 6 августа 1919 года) в деревне Кошели Минецкой волости Боровичского уезда Новгородской губернии (ныне не существует; территория Остахновского сельского поселения Хвойнинского района Новгородской области). Русский. В 1937 году окончил 10 классов школы в городе Кондрово (ныне Калужской области).

В армии с августа 1937 года. В июле 1940 года окончил Краснодарское военное авиационное училище летнабов и штурманов. В июле – ноябре 1940 – лётчик-наблюдатель 164-го резервного авиационного полка (город Воронеж). Прошёл переобучение на самолёт Ил-4. С ноября 1940 – лётчик-наблюдатель 231-го дальнебомбардировочного авиационного полка (город Ростов-на-Дону). Летал на самолёте Ил-4.

Участник Великой Отечественной войны: в июле – августе 1941 – лётчик-наблюдатель 231-го дальнебомбардировочного авиационного полка, в августе 1941 – марте 1942 – лётчик-наблюдатель 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Участвовал в оборонительных боях на Украине, Донбасской и Ростовской оборонительных операциях.

С марта 1942 – штурман звена, в феврале – июне 1944 – инструктор по радионавигации – заместитель штурмана полка, в июне – декабре 1944 – штурман авиаэскадрильи 81-го (с августа 1942 – 5-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. Участвовал в битве за Кавказ, Краснодарской операции, Курской битве, Белгородско-Харьковской, Донбасской, Ленинградско-Новгородской, Крымской, Бобруйской, Белостокской, Люблин-Брестской, Ясско-Кишинёвской и Дебреценской операциях.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года Гущину Борису Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

В декабре 1944 – апреле 1945 – штурман авиаэскадрильи 5-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, с апреля 1945 – штурман авиаэскадрильи 26-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Воевал в составе 18-й воздушной армии (декабрь 1944 – май 1945). Участвовал в Восточно-Померанской, Кёнигсбергской, и Берлинской операциях.

За время войны совершил 302 боевых вылета (298 – на бомбардировщике Ил-4 и 4 – на бомбардировщике В-25 «Митчелл») для нанесения бомбовых ударов по важным целям в глубоком тыла противника. Летал в составе экипажей дважды Героя Советского Союза В.Н. Осипова и Героя Советского Союза И.М. Хрущёва.

После войны до февраля 1947 года продолжал служить в ВВС штурманом авиаэскадрильи 26-го (с декабря 1945 – 200-го) гвардейского бомбардировочного авиационного полка (город Кросно, Подкарпатское воеводство, Польша; с мая 1946 – город Бобруйск Могилёвской области, Беларусь). Летал на самолёте В-25 «Митчелл».

В 1947 году окончил Курсы усовершенствования командиров и штурманов авиаэскадрилий при 1-й Рязанской высшей авиационной офицерской школе Дальней авиации. С августа 1947 – штурман авиаэскадрильи, в феврале 1949 – марте 1951 – штурман 200-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (город Бобруйск Могилёвской области, Беларусь). Летал на самолётах В-25 «Митчелл» и Ту-4.

В марте 1951 – декабре 1953 – штурман 292-го бомбардировочного авиационного полка (посёлок Хороль Приморского края). Летал на самолёте Ту-4.

В октябре 1954 года окончил Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава Дальней авиации (город Иваново). В октябре 1954 – феврале 1955 – штурман 240-го гвардейского тяжёлобомбардировочного авиационного полка (город Быхов Могилёвской области, Беларусь). Летал на самолёте Ту-4.

С февраля 1955 – старший штурман 240-го гвардейского тяжёлобомбардировочного авиационного полка ВВС Балтийского флота (город Быхов Могилёвской области, Беларусь), в октябре 1957 – августе 1961 – старший штурман 240-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота (город Быхов). Летал на самолётах Ту-16 и Ту-16К-10.

В августе 1961 – декабре 1962 – старший штурман 240-го гвардейского тяжёлобомбардировочного авиационного полка (город Быхов Могилёвской области, Беларусь). Летал на самолёте Ту-16. С декабря 1962 года подполковник Б.П. Гущин – в запасе.

Жил в городе Гомель (Беларусь). С ноября 1965 года по август 1979 года работал инженером по технике безопасности в Гомельском строительно-монтажном управлении №2, инженером по технике безопасности и товароведом ремонтно-строительного управления Гомельского областного управления бытового обслуживания. Умер 26 апреля 1991 года. Похоронен в Гомеле на кладбище «Южное-2» (посёлок Цагельня Гомельского района Гомельской области).

Полковник (1975). Награждён 3 орденами Ленина (05.11.1941; 18.09.1943; 195..), 3 орденами Красного Знамени (20.06.1942; 05.11.1944; 195..), орденами Отечественной войны I степени (11.03.1985), Красной Звезды (195..), медалями.

Бюст Б.П. Гущина установлен в городе Быхов Могилёвской области (Беларусь). В Гомеле на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Примечание: Награждён за выполнение 217 боевых вылетов (28 – днём и 189 – ночью) на бомбардировщике Ил-4 (на апрель 1943 года).

Из воспоминаний Б.П. Гущина:

В полку нам часто поручали выполнение ответственных боевых заданий, выполнение которых планировалось осуществлять одним экипажем.

В один из осенних дней из штаба к нам прислали посыльного – вызывал командир полка. Войдя в землянку, мы сразу обратили внимание на незнакомого пожилого человека в гражданской одежде. Они с командиром, склонясь над картой, что-то обсуждали. Ответив на наше приветствие, командир предложил сесть и объявил, что нам поручается разгромить в одном из оккупированных приморских городов штаб танковой дивизии генерала Клейста. По сведениям разведки, подполковник указал на незнакомого мужчину, фашисты готовятся к наступлению и намерены в ближайшие дни в штабе провести совещание офицеров. Их необходимо накрыть. Дату и время проведения совещания нам сообщат дополнительно.

В течение суток мы с В.Осиповым и членами экипажа В. Синицыным и В. Панфиловым сосредоточенно готовились к выполнению задания: изучали план города, фотоснимки авиационной разведки, разведданные подпольщиков о расположении средств ПВО противника. Прорабатывали варианты выхода на цель и пути отхода после завершения бомбометания. Сложность была в том, что штаб располагался в бывшем здании школы в самом центре города. Перед школой находился парк, а рядом здание театра, детского сада, жилые дома. Словом, предстояла по-настоящему ювелирная работа, да еще в незнакомом городе.

Подготовив план выполнения задания, мы через сутки доложили о го-товности, а к этому времени поступили разведданные о дате и времени проведения совещания офицеров танковой дивизии Клейста с участием Берлинского руководства.

В день вылета погода была отвратительная. По небу неслись низкие об-лака, крепчал ветер, но взлет нам все-таки разрешили. К городу подошли за облаками, на большой высоте со стороны залива , потом нырнули в открывшееся окно. Зенитные батареи молчали. Немцы, не ожидавшие такого дерзкого налета среди дня, вели себя спокойно. Я начал поиск цели. Очень трудно было сориентироваться в незнакомом городе. Под крыльями проносились кварталы пригорода. Наконец мы вышли к центру города. Необходимо было найти белый двухэтажный дом под зеленой крышей, перед которым был расположен огромный парк. Вот показалась зеленая полоса парка, и белый дом бывшей школы. Приглушив моторы, самолет устремился к цели. Прицелившись, я нажал на кнопку электроспуска. Две тяжелые пятисоткилограммовые бомбы пошли вниз. Было хорошо видно, как мощным взрывом подбросило вверх крыш. В облаке пыли и дыма стали рушиться стены фасада здания. Немецкие зенитки открыли ураганный огонь. Первоначально мы планировали из города уходить сразу же в сторону моря, но в последний момент передумали, и пошли снова через город к заливу. Осипов на бреющем полете, почти касаясь крыш домов, вывел машину в сторону залива и, продолжая идти со снижением над волнами, взял курс на аэродром. Этим самым мы не дали возможность зенитной артиллерии вести эффективный огонь, а истребители противника, поднятые на перехват, ожидали нашего появления совсем в другой стороне. Через несколько дней разведка доложила, что штаб немецкой танковой дивизии был полностью разгромлен, а склад боеприпасов, который находился я в парке, взорван. Фашисты в течение трех суток извлекали из-под обломков здания и хоронили убитых.

К апрелю 1943 года на моем счету было уже 217 боевых вылетов на бомбардировку войск и военных объектов противника. Крупный железнодорожный узел в Крыму станция Джанкой запомнилась мощной противовоздушной обороной противника. Немцы непрерывно проводили переброску техники, боеприпасов и живой силы в Крым через эту станцию. А мы бомбили ее почти каждую ночь. За день им удавалось отремонтировать пути, расчистить завалы, убрать искореженные вагоны и технику, а ночью мы наносили все новые и новые удары с воздуха.

По данным разведки на аэродроме в Саках немцы сосредоточили около ста самолетов. Необходимо было их уничтожить. Выполнял это задание я с экипажем талантливого летчика Павла Андреевича Тарана (впоследствии дважды Герой Советского Союза ). Подошли к аэродрому. Таран точно вывел машину на цель, и я уложил все бомбы прямо на стоянки фашистских самолетов. Ожили средства ПВО противника. Несколько попаданий получил наш самолет. Паша почувствовал, что машина перестала быть управляемой. Я пришел ему на помощь и принялся также подтягивать ручку управления. Почти сразу обнаружили , что в самолете отбит снарядом один элерон. Кое-как дотянули до Ростова и запросили срочную посадку. Но нас отправили на второй круг. Аэродром не принимал из-за ЧП. При заходе на посадку разбился наш истребитель, а, подвешенные к нему ракеты, при аварии разбросало по взлетно-посадочной полосе. Положение становилось критическим. Павел решил садиться – иного выхода не было. Мы приземлились. Благо не натолкнулись на ракеты, при соприкосновении с которыми, мог произойти взрыв. Но все обошлось.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Личное дело
 Поленков К.А., Хромиенков Н.А. Калужане - Герои Советского Союза. Калуга,1963