Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Тяпкин Фёдор Фёдорович

Тяпкин Фёдор Фёдорович

18.09.1915 - 17.07.1979

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 135

Орден Ленина № 16266

Памятники

Плита колумбария

Тяпкин Фёдор Фёдорович - начальник группы инженеров команды технической разведки 115-го восстановительного железнодорожного батальона 47-й отдельной железнодорожной бригады, техник-лейтенант.

Родился 18 сентября 1915 года в городе Ростов ныне Ярославской области в рабочей семье. Русский. В 1928 году окончил семилетку в городе Гаврилов-Посад. Трудовую деятельность начал рабочим по ремонту железнодорожных путей Гаврилов-Посаде. В 1934 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при станции Иваново-Вознесенск, получил специальность машиниста паровоза. Работал помощником машиниста на станции Шарья (Костромская обл.), машинистом в Москве, на Ярославской железной дороги.. В это время распространялось кривоносовское движение. Изучив опыт Петра Кривоноса, организовал молодёжную бригаду, которая неоднократно становилась победителем соревнования в депо, больше всех экономила топлива.

В 1937 году был призван в Красную Армию. Службу проходил в Забайкалье. Окончив полковую школу младших командиров, продолжил службу в 8-м эксплуатационном железнодорожном полку. В сентябре 1939 года, как отличник боевой и политической подготовки, был направлен на учёбу в Военно-транспортную академию. Курсантом встретил начало Великой Отечественной войны.

В начале 1942 года, в условиях военного времени, состоялся ускоренный выпуск. Лейтенант Ф.Ф. Тяпкин был направлен в 47-ю отдельную железнодорожную бригаду. В 115-м восстановительном железнодорожном батальоне служил сначала инженером, затем был назначен командиром взвода. В солончаковой степи срочно сооружал линию Кизляр—Астрахань, участвовал в строительстве отдельных перегонов новой магистрали к Волге. Летом 1942 года, когда немцы рвались к Сталинграду, отдельные танки врага через калмыцкие степи стали приближаться к стройке. Бригада, где находился лейтенант Тяпкин, отражала вражеские атаки и надёжно защищала важную стройку. В августе к Астрахани пошли нефтеналивные составы.

Во время Сталинградской битвы, после завершения стройки, 47-я железнодорожная бригада оказывала помощь 15-й бригаде, обеспечивавшей движение на линии Урбах - Астрахань. Здесь лейтенант Тяпкин уже командовал ротой. Приходилось выполнять и обязанности батальонного инженера. Его рота шла вслед за частями Красной Армии. Тяпкин оперативно и достоверно доносил в штаб о состоянии освобождённых участках железных дорог, что позволяло принимать решения по восстановлению транспортных объектов. Эти качества, характерные для служб технической разведки, заметило командование части. Да и сам Тяпкин проявил немалый интерес к этой боевой работе. В начале 1943 года он был назначен начальником группы инженеров команды технической разведки.

Технические разведчики двигались в боевых порядках наступающих танковых и пехотных частей, или даже опережали их, если нужно было разведать, например, мост, который может быть заминирован или находится под прицелом пулемётов и орудий. Если же велась техническая разведка станции или узла, то надо точно доложить обо всех разрушениях и о возможности восстановления. Часто бойцам технической разведки приходится самим обнаруживать и разминировать объекты.

Воины лейтенанта Тяпкина изучали состояние объектов - стальных магистралей - и докладывали в штаб 47-й бригады. В составе технической разведки Тяпкин прошёл дорогами Северо-Кавказского, Сталинградского, Степного и 2-го Украинского фронтов.

Когда Степной фронт в ходе Курской битвы перешёл в решительное наступление, 47-я бригада продвигалась за наступавшими войсками и восстанавливала железнодорожный путь. Тяпкин со своими бойцами первыми были и в Белгороде, и в Харькове, затем двигался на Полтаву и Кременчуг. Только на участке Харьков - Красноград подразделение разведчиков Тяпкина разминировало напичканный минами мост через реку Мжу, пришлось обезвредить до сотни больших и малых авиабомб общим весом 11000 килограммов. За пять суток был очищен весь участок.

Техническая разведка Тяпкина вышла первой к мосту через Днепр у города Кременчуг. На левом берегу реки - Кременчуг, на правой - Крюково. Между ними одиннадцатипролётный железнодорожный мост, а по верхнему настилу - автогужевое движение. Шесть пролётов гитлеровцы взрывами сбросили в воду. А пять - к Кременчугу — остались на быках. Нужно было срочно разведать состояние и заминированность пролётов. А со стороны Крюкова по оставшимся пролётам фашисты вели артогонь.

Тяпкин вошёл в сентябрьскую воду, по быку поднялся к пролёту. Но даже из воды были видны бомбы на нижних поясах фермы. Усилиями разведчиков этот важный мост был не только разведан, но и разминирован. Дивизии Степного фронта (с 20 октября 1943 года — 2-го Украинского) не только форсировали Днепр у Кременчуга, но и захватили обширный плацдарм. Подошедшие части 47-й бригады приступили к восстановлению разрушенной части мостового перехода через километровый Днепр. Мост у Кременчуга был возведён досрочно.

Командованием 2-го Украинского фронта за Кременчугский мост Ф.Ф. Тяпкина к награждению орденом Красного Знамени. Но командование железнодорожных войск и Наркомат путей сообщения (НКПС) за личное мужество и высокое мастерство, проявленные на боевом пути от Северного Кавказа и Сталинграда до Днепра, сочли его достойным высшей награды. В списке представленных к званию Героя Социалистического Труда И. В. Сталин к фамилии, имени, отчеству и воинскому званию «технику-лейтенанту» после запятой дописал лаконично: «железнодорожному минёру»... Правда, в Указе — «минёру восстановительного батальона»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» технику-лейтенанту Тяпкину Фёдору Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Отважный офицер со своими разведчиками прошел правобережную Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию. День победы встретил в Чехословакии.

После войны продолжил службу в железнодорожных войсках. Завершив учебу в Военно-транспортной академии, получил назначение на должность заместителя командира 238-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ. Трудился на реконструкции и строительстве железнодорожных линий в Прибалтике. С 1950 года служил заместителем начальника отделения по рационализации и изобретениям технического отдела Главного управления железнодорожных войск. На этом участке умело передавал свой богатый боевой и производственный опыт молодым воинам. С июля 1955 года майор Ф.Ф.Тяпкин - в запасе.

Продолжил работу в строительных организациях Министерства путей сообщения на Сахалине, в Западной Украине. С 1967 года - пенсионер союзного значения. Жил в городе Львов (Украина), в последние годы - в Москве. Умер 17 июля 1979 года. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Награждён орденами Ленина (05.11.1943), Отечественной войны, Красной Звезды (30.04.1954), медалью «За боевые заслуги» (06.11.1947), другими медалями.

Дополнительные сведения предоставлены внуком Героя Дмитрием Тяпкиным.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985

Подводная археология   Т