Герой Социалистического Труда
Научная деятельность
Патон Евгений Оскарович

Патон Евгений Оскарович - директор Института электросварки Академии наук Укринской ССР в Киеве, действительный член Академии наук Украинской ССР, член Президиума Академии наук Украинской ССР.

Родился 20 февраля (4 марта) 1870 года в городе Ницца (Франция). Из дворян. Сын русского дипломата, бывшего тогда консулом в Ницце, бывшего полковника лейб-гвардии. Получил блестящее домашнее образование, затем учился в гимназии в Штутгарте, а в 1888 году окончил гимназию в городе Бреслау Германской империи (ныне Вроцлав, Польша).

Окончил Дрезденский политехнический институт в Германии (1894) по специальности инженер-строитель. Во время каникул в 1889 году экстерном сдал экзамены за гимназический курс в Новозыбковской гимназии (Черниговская губерния, ныне в составе Брянской области).

В 1892–1893 годах призывался на службу в Русскую императорскую армию, служил в 33-й артиллерийской бригаде Киевского военного округа в звании «фейерверкер» (Киев).

С 1894 года - ассистент кафедры статистики сооружений и мостов Дрезденского политехнического института и одновременно - конструктор на строительстве железнодорожного вокзала, затем - работал проектировщиком мостов в фирме «Гуттехоффнунгсхютте» в Германии. В январе 1895 году приехал в Россию, по прошению на высочайшее имя зачислен на последний курс Санкт-Петербургского Института инженеров путей сообщения, который окончил в 1896 году (иностранные дипломы о высшем образовании в Российской империи не признавались). С 1896 года работал в техническом отделе Николаевской (Петербургско-Московской) железной дороги. Одновременно с производственной деятельностью занимался научной и педагогической работой в Институте инженеров путей сообщения.

В 1898 году переехал в Москву, где стал преподавать в Императорском Московском инженерном училище путей сообщения. В 1901-1904 годах - профессор кафедры мостов этого училища. В 1897-1899 годах - начальник технического отдела службы пути Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

В мае 1904 года учёный переехал в Киев. С января 1905 - ординарный профессор, в 1906-1912 годах - декан инженерного факультета в Киевском политехническом институте, а в 1905-1929 годах (с перерывом) – заведующий кафедрой мостов Киевского политехнического института. Преподавал в институте до 1938 года.

В 1913 году подал в отставку и уехал на лечение в Крым, а затем во Францию. Только в 1915 году с большим трудом вернулся в Россию. Возобновил работу в Киевском политехническом институте, во главе группы инженеров и студентов подготовил несколько проектов разборных шоссейных и железнодорожных мостов для нужд русской армии. Эти стальные разборные мосты оригинальной конструкции использовались русской армией в Первой мировой войне под названием «мостов Патона».

В начале 1920-х годов - член Научно-технического совета Народного комиссариата путей сообщения СССР. В 1922-1924 годах им был разработан проект восстановления цепного моста имени Евгении Бош через Днепр в Киеве. В 1921-1931 годах - начальник Киевской мостоиспытательной станции. С 1926 года - руководитель научно-исследовательской кафедры инженерно-строительных наук Укрглавнауки.

Патон заложил основы новой отечественной школы мостостроения. В 1896-1929 годах Е.О.Патон создал 35 проектов мостов, в том числе Мухранский мост в Тбилиси, шоссейные мосты через реки Сож, Рось, Днепр и ряд железнодорожных мостов. Основы школы мостостроения Е.О.Патона - целесообразное проектирование, удешевление проектов и строительства мостов за счет новаций в области конструктивных форм и экономичности использования металла. Автор значительного числа научных исследований в области прочности, устойчивости и динамики мостов.

В 1929 году произошел существенный поворот в научной деятельности академика Патона. Он приступил к разработке проблем электрической сварки металлов. Это связано с началом массовой индустриализации СССР, сразу выявившей недостатки клепки металлов, повсеместно применявшейся в народном хозяйстве. Сварка имела неоспоримые преимущества перед клепкой, но её проблемы в СССР совершенно не были разработаны, в этом отношении страна отставала от Запада на десятилетия. В 1929 году Е.О.Патон основал сварочную лабораторию и Электросварочный комитет в Киеве и был их руководителем в 1929-1934 годах.

В 1930-е годы Патон опубликовал первые монографии, в которых обобщил основные принципы расчета и проектирования сварных конструкций. Занимался различными аспектами, связанными со сварными соединениями и конструкциями, с их прочностью, оптимальной формой, реакцией на различные воздействия, в том числе на статические и динамические нагрузки, свойствами сварочной дуги и сварочного шва, механизацией и автоматизацией сварочных работ и другими. В 1932 году под его руководством была разработана автоматическая сварочная головка для сварки открытой дугой. Создатель поточного метода сварочных работ, разрабатывал промышленные поточные линии. Автор технологии сварочных работ в особых условиях и особой сложности.

В 1934 году на базе лаборатории и комитета академик Патон организовал первый в мире Институт электросварки Академии наук УССР в Киеве, который с 1945 года носит его имя, и был его директором в 1934-1953 годах. Институт электросварки быстро превратился в мощную научную школу. Яркой особенностью её была тесная связь с производством: новейшие методы сварки и созданное в Институте оборудование внедрялись в народное хозяйство немедленно, в считанные месяцы. Сам академик в возрасте 70 лет он изобрел новый способ сварки под флюсом (до наших дней это основной способ сварных работ при прокладке газопроводов).

Во время Великой Отечественной войны вместе с институтом Е.О. Патон был эвакуирован на Урал, в город Нижний Тагил. Там он приступил к срочной работе для нужд обороны Родины, возглавил разработку технологии сварки военной бронетехники и специальных сталей, а также автоматизированной сварки. Этот метод в массовом порядке применялся за заводах «Танкограда», что позволило в разы сократить сроки изготовления танков и другой броневой техники. Прочность «швов Патона» в разы превышала прочность сварочных швов любого иностранного танка. При попадании снарядов в танки, сваренные по методу Патона, разрушалась броня, но сварочные швы даже в сантиметре от сквозной пробоины оставались невредимы.

В 1942 году Институт электросварки разработал для заводов Наркомата танковой промышленности и Наркомата боеприпасов 20 проектов установок для автоматической сварки танковых корпусов и 8 - для сварки авиационных бомб и боеприпасов. К концу войны количество таких установок превысило 60 и все они применялись в производстве. Применение автоматической сварки под флюсом для изготовления танков сразу же показало исключительные преимущества этого способа. Производительность труда на сварке узлов танков в среднем повысилась более чем в 5 раз. Производство авиабомб стало полностью поточным. Аналог патоновского способа сварки брони под флюсом был запущен на заводах США только в 1944 году, а гитлеровская Германия так и не смогла создать ничего подобного.

За выдающийся вклад в укрепление обороноспособности страны в трудных условиях военного времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1943 года Патону Евгению Оскаровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В июле 1944 года Е.О. Патон вернулся из эвакуации в Киев и возглавил восстановление Института электросварки. В послевоенные годы много времени уделял совершенствованию процесса автоматизации сварки. В 1950 году он руководил проектированием и строительством первого цельнометаллического 1542-метрового моста через Днепр в Киеве, который был создан без единой заклепки. В последние годы жизни занимался исследованием сварки в углекислом газе. Всего по проектам выдающегося ученого построено свыше 50 клепаных и свыше 100 сварных металлических мостов, а если учесть построенные по созданным им типовым проектам, этот счет пойдет на многие сотни. Большинство из мостов Патона, уцелевших в годы войны, безаварийно служат людям и по сей день.

Е.О. Патон - автор более 300 научных трудов и нескольких теоретических курсов. Среди по мостостроению и сварке: «Расчет сквозных ферм с жесткими узлами», «Железные мосты» в 4 томах, «Деревянные железнодорожные мосты», «Автоматическая сварка голым электродом под слоем флюса», фундаментальный учебник «Курс мостов» в 5 томах (переиздавался 5 раз) и другие. Организатор и главный редактор журнала «Автоматическая сварка» (1949-1953).

Действительный член Академии наук Украинской ССР (1929). Доктор технических наук (1901). Профессор (1901). С 1935 года – бессменный член Президиума Академии наук Украинской СССР. В 1945-1952 годах - вице-президент Академии наук Украинской СССР.

Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Депутат Верховного Совета СССР 2-3 созывов (1946-1953).

Жил в Киеве. Умер 12 августа 1953 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Награждён российскими орденами Святой Анны 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени, советскими наградами: двумя орденами Ленина (20.01.1943, 01.03.1943), двумя орденами Трудового Красного Знамени (22.06.1940, 23.01.1948), орденами Отечественной войны 1-й степени (01.10.1944), Красной Звезды (05.06.1942), медалями.

Сталинская премия СССР (1941). «Заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР» (1940).

Имя выдающегося ученого носят Институт электросварки Академии наук УССР в Киеве (с 1945), цельнометаллический 1542-метровый мост через Днепр в Киеве (с 1953), малая планета, улицы в Днепропетровске, Львове, Херсоне, Нижнем Тагиле, Омске, Макеевке. В Киеве у здания Киевского политехнического института Е.О. Патону установлен памятник (2002), на фасаде главного корпуса КПИ, на фасаде здания института электросварки и на доме, в котором жил - мемориальные доски. Также мемориальная доска установлена в городе Днепропетровск на здании завода металлоконструкций имени И.В.Бабушкина.

Сын Е.О.Патона, Борис Евгеньевич Патон (р.1918), продолжил работы отца в области сварки, стал ученым с мировым именем, академиком АН СССР, Президентом Академии наук Украинской СССР и национальной Академии наук Украины, Дважды Героем Социалистического Труда, Героем Украины.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Пашкова Т.Л., Михайлов В.А. Самые знаменитые железнодорожники России. Москва, 2005.