Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Лунин Николай Александрович

 
Лунин Николай Александрович
22.05.1915 - 03.10.1968
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 150
Орден Ленина № 16302

    Памятники
  Мемориальная доска в Новосибирске
  Мемориальная доска в Тростянце
  Надгробный памятник


Лунин Николай Александрович - старший машинист паровозной бригады паровозного депо Новосибирск Томской железной дороги, выдающийся новатор железнодорожного транспорта.

Родился 9 (22) мая 1915 года в городе Ряжске Рязанской губернии, ныне Рязанской области. Из семье железнодорожника. С родителями переехал на разъезд Кирзинский Омской железной дороги, позднее - в Новосибирск. Окончил школу-семилетку в 1930 году, двухгодичную железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества имени С.А. Шварца на станции Новосибирск.

В 1932-1945 годах трудился в паровозном депо станции Новосибирск Томской железной дороги, сначала слесарем, через несколько месяцев стал помощником машиниста. В декабре 1934 года направлен на учёбу. В августе 1935 года окончил курсы машинистов на станции Тайга Томской железной дороги и начал самостоятельно водить поезда. Отличался творческим отношением к делу, отличным знанием материальной части паровозов, стремлением к повышению образования, полнейшим отсутствием равнодушия в любых вопросах. Все свои новаторские предложения Лунин тщательно отрабатывал в своей бригаде.

В 1940 году выступил с инициативой внедрения новых методов эксплуатации паровоза - увеличение объёма ремонта, выполняемое силами самой паровозной бригады, и совместное проведение деповского ремонта силами ремонтников депо и паровозной бригады. Незначительное повышение занятости бригады на ремонте с лихвой окупалось более качественным уровнем ремонта (ведь лучше бригады никто не знает «слабых мест» каждого конкретного локомотива), снижением потерь времени на оперативный ремонт (квалифицированные ремонтные работники депо в процессе ремонта указывают бригаде на возможные недостатки в работе паровоза, что позволяет заранее подготовиться к их оперативному устранению). Следствием становился значительный рост полезного использования локомотива. В годы войны почин Лунина получил широкое распространение на транспорте и в других отраслях промышленности, он получил общепринятое наименование «лунинское движение», а применявших его членов паровозных бригад по всему СССР именовали «лунинцами».

В 1941 году Н.А. Лунин выступил инициатором новой идеи в развитие предыдущей – овладение каждым членом паровозной бригады ремонтными специальностями. В результате ещё более сократилось время трудозатрат на ремонт каждого паровоза, зато высвободилось рабочее время для ремонта большего количества паровозов в ремонтных депо. Опять-таки сократилось время на мелкий оперативный ремонт и обслуживание паровозов в пути следования. Уже к январю 1942 года на Томской железной дороге профессией слесаря-ремонтника овладели 98 % машинистов, 94 % помощников машинистов, 63 % кочегаров.

Этот почин при значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей народного хозяйства в виде овладения смежными профессиями.

Лауреат Сталинской премии (1942) за внедрение новых методов организации производства. На полученную премию Лунин купил эшелон угля для Сталинграда, и лично доставил его в феврале 1943 года в только что освобожденный и полностью разрушенный город. Оставшиеся деньги передал в детский дом для детей погибших воинов Красной армии.

В годы войны лунинское движение приобрело новое содержание — максимальный пробег паровозов без ремонта. В 1942 году по методу Лунина работали свыше 7,8 тысяч паровозных бригад. Экономия благодаря лунинскому движению составила на Томской железной дороге в 1941 свыше 7 миллионов рублей, в 1942 — около 11 миллионов, в 1943 — свыше 11 миллионов рублей.

В декабре 1941 года знатный новатор впервые в СССР двумя паровозами привез замерзающей Москве 5000 тонн угля (100 вагонов!) - при нормативе на одну машину 1250 тонн, умело сочетая работу двух паровозов применительно к рельефу пути. Тем самым положено начало новому движению – сверхтяжелых поездов. Вскоре сверхтяжелые составы шли по всем железным дорогам СССР, где такое позволяло путевое хозяйство.

За время войны паровозная бригада старшего машиниста Лунина перевезла 585 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов, сэкономила 854 тысячи тонн угля, сберегла на ремонте паровоза 75 тысяч рублей. Его паровоз был признан «Лучшим паровозом Советского Союза» приказом Народного комиссара путей сообщения СССР. Подготовил на рабочем месте 2 машинистов и 4 помощников машинистов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Лунину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В августе 1945 года был переведён на Южную железную дорогу начальником Смородинского отделения паровозного хозяйства (Сумская область), а с ноября 1946 года по совместительству - первым заместителем начальника Смородинского отделения Южной железной дороги. В сентябре 1947 года был направлен на учебу. К тому времени начинающий студент-первокурсник был уже автором двух учебников: «Как сократить объём промывочного ремонта. Наш опыт ухода за паровозом» и «Практика эксплуатации паровозов. Опыт лунинцев Новосибирского депо. Пособие для студентов».

В 1950 году с отличием окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта имени С.М. Кирова, позднее - Высшие инженерные курсы Министерства путей сообщения СССР в Москве. Направлен на руководящую работу на железнодорожном транспорте. Работал начальником Сумского отделения паровозного хозяйства, начальником Помошнянского, Тамбовского и Московско-Киевского отделений железной дороги, заместителем начальника Московско-Рязанской железной дороги, с 1960 года - начальником Московско-Рижского отделения Московской железной дороги.

Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Депутат Верховного совета СССР 2-го созыва (1946-1950).

Жил в городе-герое Москве. Умер 3 октября 1968 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Директор-полковник (1951). Награждён двумя орденами Ленина (2.08.1942, 5.11.1943), орденами Трудового Красного Знамени (1.08.1953), Красной Звезды (29.07.1945), медалью «За трудовую доблесть» (6.08.1952), другими медалями, двумя знаками «Почётному железнодорожнику» (28.01.1941, 21.11.1943).

Сталинская премия (1942).

Имя Героя с 2006 года носит областное государственное образовательное учреждение начального профессионального железнодорожного образования «Профессиональное училище № 10» Новосибирска (ныне переименовано в ГБПОУ Новосибирской области «Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина»). Мемориальные доски установлены на здании цеха эксплуатации Новосибирского локомотивного (бывшего паровозного) депо, на доме в котором жил Герой в Новосибирске, на здании ГБПОУ Новосибирской области «Новосибирский колледж транспортных технологий», на здании локомотивного депо станции «Смородино» (город Тростянец Сумской области, Украина). Одна из площадей Новосибирска названа «Площадью лунинцев». Его именем названа улица в городе Орёл.

В годы Великой Отечественной войны в составе 49-го отдельного дивизиона бронепоездов сражался бронепоезд № 704 «Лунинец», построенный железнодорожниками Томской дороги. Бронепоезд с именем Лунина на борту прошел славный боевой путь от Москвы до Нижней Силезии.

На высоком косогоре, издалека видимом с железной дороги и с одной из самых оживленных автомобильных магистралей Новосибирска, выдающемуся железнодорожнику и его боевым товарищам за проявленный трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны установлен монумент – локомотив ФД 21-3000 (тот самый «Лучший паровоз Советского Союза») и памятная стела.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
 Новосибирцы – Герои Отечества. – Новосибирск, 2010.
 Пашкова Т.Л., Михайлов В.А. Самые знаменитые железнодорожники России. Москва, 2005.
 Цыплаков И.Ф. Имя на карте города. Новосибирск, 2001.