Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Гуревич Михаил Иосифович

Гуревич Михаил Иосифович

12.01.1893 - 21.11.1976

Герой Социалистического Труда

Даты указов

12.07.1957

Медаль № 7826

Орден Ленина № 330608

Гуревич Михаил Иосифович – советский авиаконструктор, заместитель главного конструктора конструкторского бюро А. И. Микояна.

Родился 31 декабря 1892 (12 января 1893) года в деревне Рубанщина ныне Суджанского района Курской области в семье рабочего. Еврей. Отец занимался наладкой оборудования на винодельческих предприятиях Харьковской и Курской губерний, где и проживал вместе с семьей. В 1910 году с серебряной медалью окончил гимназию в городе Ахтырка Харьковской губернии. Поступил в Харьковский университет на математический факультет, но через год был отчислен за активное участие в акциях протеста против политики самодержавия.

В 1912 году уехал во Францию и поступил на факультет математики в университет Монпелье. Летом 1914 года он приехал домой на каникулы, но из-за начала войны не смог вернуться в университет. В 1917 году продолжил учёбу в Харьковском технологическом институте, здесь заинтересовался авиацией. Активно участвовал в работе «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма», проектировал и изготавливал свои первые изделия – планеры «Бумеранг» и «Аист».

В 1925 году окончил самолётостроительный факультет Харьковского технологического института, не найдя работу по специальности уехал в Москву. Работал в разных конструкторских бюро, кроме работы над самолётами участвовал в проектировании судов для мелководья, картофелекопалок, хлопкоуборочных машин и других. В 1939-1937 годах в составе советской авиационной делегации был в служебной командировке в США, участвовал в закупке лицензии на производство в СССР американских самолётов «Дуглас ДС-3».

По возвращении в Москву был приглашён на работу в КБ Н.Н.Поликарпова, возглавил группу общих видов и эскизного проектирования. В октябре 1939 года был переведён в только что созданное новое конструкторское бюро, которое возглавил А.И.Микоян, стал его заместителем. Работая в новом КБ занимался модернизацией самолёта-истребителя И-153, в короткие сроки с А.И.Микояном разработал высотный истребитель, получивший название МиГ-1, от аббревиатуры от «Микоян и Гуревич». В январе 1941 года начался серийный выпуск самолёта, ставшего одним из основных истребителей первого периода Великой Отечественной войны.

МиГ-3 по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошёл зарубежные аналоги, и к началу войны в строю МиГов было значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1. На фронтах МиГ-3 применялся в 1941-1943 годах и как высотный ночной истребитель в системе ПВО. Именно на МиГ-3 одержал свою первую победу А.И.Покрышкин.

После войны М.И.Гуревич совместно с А.И.Микояном проектировал первые в Советском Союзе реактивные истребители МиГ-9, МиГ-15. Последний в начале 1950-х годов считался лучшим в мире. С 1947 года руководил разработкой и созданием в ОКБ управляемых крылатых ракет. Велик вклад М.И.Гуревича и в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах. В 1954 году был запущен в серийное производство МиГ-19, способный уверенно преодолевать звуковой барьер. В 1957 году М.И.Гуревич стал главным конструктором по беспилотной тематике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Гуревичу Михаилу Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручение ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В дальнейшем при его непосредственном участии была разработана целая серия истребителей опытных самолётов и серийных истребителей МиГ. Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолётами, спроектированными и построенными под руководством М.И.Гуревича. Целый ряд оригинальных, нестандартных решений, принятых М.И.Гуревичем, был воплощён в конструкциях МиГ-29 и Миг-31.

Его имя, как одного из создателей легендарных МиГов, покрыто неувядаемой славой. Создатель всех без исключения МиГов, от 1-го до 25-го, он всегда оставался как бы в тени своих знаменитых крылатых машин. Роль М.И.Гуревича в становлении и развитии ОКБ МиГ трудно переоценить, и его имя прочно вошло в историю всей советской авиации.

В 1964 году, в возрасте 72 лет, по состоянию здоровья конструктор ушёл на заслуженный отдых. Последние годы жил в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Скончался 21 ноября 1976 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён 4 орденами Ленина (31.12.1940; 03.02.1953; 20.04.1956; 12.07.1957), 2 орденами Трудового Красного Знамени (02.07.1945; 08.01.1963), орденом Красной Звезды (08.09.1941), медалями.

Доктор технических наук (1964). Лауреат Ленинской премии (1963), Сталинской (Государственной) премии 1-й степени (1941, 1947, 1948, 1952, 1953) и 2-й степени (1949).

В Москве на домах, где он жил и работал, установлены мемориальные доски. Указом Президента Российской Федерации от 11 июня 2021 года имя М. И. Гуревича присвоено международному аэропорту Курск (Восточный).


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Подводная археология   Т