Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Гирич Андрей Иванович

 
Гирич Андрей Иванович
28.12.1918 - 11.04.1973
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1945 Медаль № 2277

    Памятники
  Надгробный памятник
  Бюст в Яготине


Гирич Андрей Иванович - командир эскадрильи 486-го истребительного авиационного полка (279-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), майор.

Родился 28 декабря 1918 года в селе, ныне город Яготин Киевской области Украины, в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б) с 1941 года. Окончил Киевское речное училище в 1938 году и Киевский аэроклуб. Работал помошником капитана парохода "Ленинград" Днепровского речного пароходства.

В Красной Армии с 1939 года. Окончил Одесскую военнную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Майор Гирич к сентябрю 1944 года совершил 439 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника лично и 7 - в группе.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2277) майору Гиричу Андрею Ивановичу присвоено 23 февраля 1945 года.

После войны командовал дивизией. Окончил Военно-воздушную академию в 1950 году, Военную академию Генштаба в 1958 году. В этом же году генерал-майор авиации Гирич был назначен начальником кафедры Военно-воздушной академии. Жил в посёлке Монино Московской области. Умер 11 апреля 1973 года. Похоронен на Гарнизонном кладбище в Монино.

Награжден орденом Ленина (23.02.45), Красного Знамени (04.09.43), Суворова 3-й степени (08.06.45), 2 орденами Красной Звезды (05.11.41; 30.12.56), медалями.

Именем Героя назван пассажирский теплоход МРФ Украины. Бюст А.И.Гирича установлен на аллее Героев в городе Яготин Киевской области.

На четвертый день войны, 25 июня 1941 года, Гиричу удалось провести воздушный бой под Станиславом. Встретив фашистские бомбардировщики, он ринулся на врага в лобовую атаку, расстроил их "парадный строй". Пойдя за одним из вражеских Ю-88, Гирич настиг его и поджег. Один за другим члены экипажа самолета прыгали с парашютом. Но на земле их ожидал плен.

28 сентября 1941 года, у станции Лозовая Гирич перехватил немецкий Ю-88 и пошел в лобовую атаку, не раз испытанный им вид воздушного боя. Вражеский пилот, избегая атаки, побросал вне цели бомбовый груз и стремился уйти в облака. Гирич пошел на преследование врага. Облако на какой-то миг закрыло вражеский самолет. Но вот Гирич вновь увидел фашистского стервятника и, поймав в прицел, прошил его длинной пулеметной очередью. Задымив, самолет штопором врезался в землю.

...3 февраля 1942 года Гирич вел свою эскадрилью над Керченским проливом навстречу вражеским штурмовикам и бомбардировщикам. Видимость была плохой. Толстый слой облаков, гонимых юго-восточным ветром, закрывал поле боя. Пробившись сквозь облака, эскадрилья встретилась с группой вражеских истребителей, прикрывавших бомбардировщиков. Удачно затормозив выпущенными щитками, Андрей пропустил пристроившегося к нему в хвост немца, тот проскочил и сразу попал в прицел. Нажим на гашетку, сноп огня и металла делает свое дело. От метких выстрелов наших истребителей упали еще три вражеских самолета. Эскадрилья Гирича без потерь возвратилась на свой аэродром.

16 марта над Керченским полуостровом эскадрилья встретилась с 12 истребителями врага и, несмотря на его двухкратное превосходство, выиграла бой. Гирич в этом бою сбил 1 самолет. А 9 мая 1942 года шестерке, ведомой Гиричем, пришлось принять бой с 40 самолетами противника. Умение, расчет и дерзость наших летчиков обеспечили им успех и в этом неравном бою. На землю Керченского полуострова упали обломки 5 вражеских самолетов. Один "мессер" был сбит командиром.

Одного «хенкеля» Гирич сбил также в районе станции Осташков Калининской области 5 ноября 1942 года.

С 15 июля по 8 декабря 1943 года, находясь на Центральном и Белорусском фронтах, он произвел 103 боевых вылета, сопровождал бомбардировщики, прикрывал переправы через Днепр, Десну, Сож. В этот период провел 17 воздушных боев, в которых сбил 7 самолетов.

Не всегда удачно проходили воздушные бои. Не все возвращались с боевых заданий. Да и самому командиру неоднократно приходилось оставлять горящую машину, прыгая с парашютом, сажать израненный самолет, не дотянув до аэродрома. За годы войны Гирич стал опытным воздушным ассом. 23 февраля 1945 года, в день Советской Армии, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Биография предоставлена А.Е.Мельниковым

    Источники
 Боевые звёзды киевлян. - Киев: Политиздат Украины, 1983.
 Герои боёв за Крым. - Симферополь: Таврия, 1972.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Таран оружие смелых