Герой Советского Союза
Транспорт: Лётчики ГВФ
Калинкин Борис Тихонович

Калинкин Борис Тихонович

19.04.1913 - 10.06.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

20.06.1944

Медаль № 3929

Орден Ленина № 18698

Калинкин Борис Тихонович – второй пилот самолёта С-47 Авиационной группы особого назначения, капитан.

Родился 6 (19) апреля 1913 года в селе Дубасово Сокольской волости Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Сердобского района Пензенской области). Русский. С 1918 года жил в городе Ртищево (Саратовская область). В 1929 году окончил 6 классов школы. В 1930-1931 годах работал помощником колбасника на Ртищевском мясокомбинате.

В 1933 году окончил Балашовскую лётную школу ГВФ, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В 1937-1940 – пилот и командир звена 220-го авиаотряда ГВФ (в Пятигорске), в 1940-1941 – командир звена 22-й учебной авиаэскадрильи ГВФ (в Грозном). В армии с декабря 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: в январе-сентябре 1942 – пилот авиаотряда специального назначения Северо-Кавказской особой авиагруппы ГВФ. В ноябре 1942 окончил Лётный центр ГВФ. С ноября 1942 – лётчик 9-го отдельного авиационного полка ГВФ. Участвовал в обороне Кубани и Кавказа. Выполнил более 100 вылетов на самолётах У-2, ПР-5 и Ли-2 для переброски наземным войскам и партизанам боеприпасов, снаряжения и продовольствия. С июля 1943 – лётчик 1-го авиационного транспортного полка ГВФ.

В январе 1944 года в качестве второго пилота самолёта С-47 через Иран, Египет и Италию доставил в город Дрвар (Югославия) советскую военную миссию. С апреля 1944 года в составе экипажа А.С.Шорникова, базируясь в городе Бари (Италия), совершал полёты в различные районы Югославии, доставляя партизанам боеприпасы, вооружение, медикаменты и вывозя раненых и больных партизан. 4 июня 1944 года, совершив посадку на небольшую площадку в горах, экипаж за два рейса вывез в Бари руководящий состав Верховного штаба Национально-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито и членов военных миссий.

За умелое выполнение специальных заданий командования, мужество и героизм, проявленные в ходе их выполнения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года капитану Калинкину Борису Тихоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В октябре 1944 – феврале 1945 – лётчик 1-й отдельной транспортной авиаэскадрильи, с февраля 1945 – лётчик 228-го отдельного транспортного авиационного полка (1-й Украинский фронт). Участвовал в освобождении Польши, Берлинской и Пражской операциях.

Погиб в Германии в автомобильной катастрофе 10 июня 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Капитан (1944). Награждён орденом Ленина (20.06.1944), медалями, югославским орденом Народного героя (25.09.1944). Народный Герой Югославии (25.09.1944).

Бюст Б.Т.Калинкина установлен в городе Сердобск (Пензенская область). Его именем названы улицы в городах Ртищево (Саратовская область) и Пятигорск (Ставропольский край), а также в родном селе. Навечно зачислен в состав Пятигорского авиапредприятия.


Весной 1944 года гитлеровское командование предприняло очередную попытку разгромить Народно-освободительную армию и партизанские отряды Югославии и тем самым укрепить свой непрочный тыл на Балканах и высвободить резервы для отправки на Восточный фронт.

На этот раз главный удар фашисты обрушили на Верховный штаб югославской армии, имея целью захватить в плен маршала Тито и его ближайших соратников.

Утром 25 мая гитлеровцы выбросили в районе города Дрвара, где располагался штаб, крупный воздушный десант. На помощь десантникам были двинуты моторизованные и танковые части, нанесшие удар с фронта, который в то время проходил всего лишь в 50 километрах от города. В ходе ожесточенного боя с охраняющими штаб подразделениями югославской армии противнику ценой огромных потерь удалось овладеть Дрваром, однако операция по захвату в плен маршала Тито полностью провалилась. Члены Верховного штаба и правительства Югославии вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы. Через десять дней тяжелых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко Поле, расположенное в ста километрах от Дрвара. Однако гитлеровцы преследовали по пятам, опасность не миновала, оставаться дальше в этом районе было рискованно. Югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место.

Выполнение сложной и ответственной задачи по эвакуации штаба советским командованием было поручено экипажу транспортного самолета, в состав которого в качестве второго пилота входил капитан Калинкин. Приказ на вылет был передан по радио на нашу авиационную базу Бари (Италия), созданную по договоренности с союзниками.

В ночь на 4 июня 1944 года экипаж вылетел на выполнение задания. Погода была неблагоприятной: низкая облачность, сильный ветер. Маршрут полета проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнем зенитной артиллерии противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали трех тысяч метров. Низкая облачность и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. Наконец, сама посадочная площадка, подготовленная партизанами, была очень малых размеров, располагалась среди гор, вблизи противника. Заход на посадку был возможен только с одной стороны.

Отважные летчики Шорников и Калинкин преодолели все эти трудности. Они отлично посадили самолет у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв. Летчики взяли на борт 20 человек, в том числе маршала Тито и руководителей союзных военных миссий, и благополучно доставили их в Бари. В эту ночь отважный экипаж в еще более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко Поле и вывез на эту же базу остальных членов Верховного штаба.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Личное дело

Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.

Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.

Учётно-послужная карта