Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Васильев Анатолий Николаевич

 
Васильев Анатолий Николаевич
03.07.1919 - 13.11.1978
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 26.10.1944 Медаль № 4531

    Памятники
  Памятный знак в Евпатории


Васильев Анатолий Николаевич - командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), капитан.

Родился 3 июля 1919 года в деревне Захарово ныне Новодугинского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Окончив Холмовскую семилетнюю школу, уехал в город Ленинград. Поступил работать слесарем на судостроительный завод. Работу совмещал с учебой в вечерней средней школе и аэроклубе.

В Красной Армии с 1940 года. Бал направлен в Чкаловское (Оренбургское) военно-авиационное училище. Курсантом встретил начало Великой Отечественной войны. Осовил самолет-штурмовик Ил-2 и в мае 1942 года, по окончанию учебы, был направлен на фронт.

В действующей армии с июля 1942 года. В том же году вступил в ВКП(б)/КПСС. Воевал в составе 198-го штурмового авиационного полка. Сражался на Орловско-Курской дуге, освобождал от захватчиков Смоленщину, Белоруссию. Выполняя ответственные задания командования, отличался беспримерным мужеством, в совершенстве владел доверенной ему техникой. Вскоре был назначен командиром эскадрильи.

К августу 1944 года капитан Васильев совершил 106 успешных боевых вылетов, уничтожил 40 танков и штурмовых орудий, 8 железнодорожных эшелонов, 10 самолетов на аэродромах и 1 в воздухе, 15 артиллерийских батарей, 9 складов с горючим и боеприпасами и несколько сот вражеских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Васильеву Анатолию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (N 20860) и медали "Золотая Звезда" (N 4531).

В дальнейшем громил врага в Польше, участвовал в штурме Берлина. К концу войны совершил более 200 боевых вылетов. За годы войны был трижды ранен. Девять раз его самолет был подбит, но благодаря исключительной выдержке и летному мастерству всегда приводил машину на свой аэродром.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 окончил Военно-воздушную академию. С 1959 года полковник Васильев — в запасе.

Жил и работал в городе Евпатория (Автономная республика Крым, Украина). Умер 13 ноября 1978 года. Похоронен в Евпатории, на аллее Героев.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Несколько боевых вылетов

5 декабря 1943 года А. Васильев во главе экипажей двенадцати самолетов Ил-2 штурмовал железнодорожную станцию Белые Берега. Прорвавшись сквозь зону массированного зенитного огня, летчики атаковали скопление эшелонов, из которых выгружались вражеская пехота и артиллерия. Прямыми попаданиями бомб и реактивных снарядов два эшелона были полностью уничтожены. На втором заходе штурмовики взорвали здание вокзала. Несколько десятков гитлеровцев погибли под его развалинами. Вся группа без потерь вернулась на свой аэродром.

4 января 1944 года старший лейтенант Васильев вел четверку "иль-юшиных", чтобы нанести удар по станции Богушевск. В районе цели он заметил три вражеских транспортных самолета. Развернув машину в сторону противника, Васильев с близкого расстояния обстрелял один самолет и взорвал его. Продолжая выполнять задание, летчики на бреющем полете штурмовали станцию и уничтожили железнодорожный эшелон с боеприпасами, паровоз и десять вагонов второго эшелона. Через два дня на шоссе Орша-Витебск Васильев обнаружил большую колонну автомашин с войсками и грузами. Несмотря на сильный зенитный огонь, он атаковал ее. С двух заходов повредил и уничтожил более 25 грузовиков.

24 июля 1944 года прямым попаданием зенитного снаряда повредило хвостовое оперение самолета. Машина с трудом слушалась рулей и могла продолжать полет только со снижением и по прямой. Из разбитого бензобака вытекало горючее, и самолет каждую минуту мог вспыхнуть. Малейшее неосторожное движение могло стоить летчику жизни. Однако Васильев сумел перелететь через линию фронта, уклониться от атак гитлеровских истребителей и совершить посадку на аэродроме своего полка. Через три дня самолет был отремонтирован, и Васильев снова вылетел на выполнение боевого задания. По движению автотранспорта он определил местонахождение крупного склада с боеприпасами и с нескольких заходов взорвал его. Большое количество снарядов и бомб взлетело в воздух. В этот же день во главе группы штурмовиков Васильев атаковал крупный склад с горючим и сжег его.

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Воробьёв М.В. и др. Смоляне - Герои Советского Союза. М., 1982
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Подводная археология   Т