Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Домбровский Иван Александрович

 
Домбровский Иван Александрович
27.07.1917 - 07.02.1974
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 8724

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Харькове


Домбровский Иван Александрович - помощник командира по воздушно-стрелковой службе 167-го гвардейского штурмового авиационного полка (10-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 27 июля 1917 года на станции Чик, ныне поселок городского типа Коченевского района Новосибирской области, в семье рабочего. Русский. В 1932 году после окончания 8 классов средней школы поступил работать на завод «Сибметаллстрой» в Новосибирске. Одновременно посещал школу фабрично-заводского обучения. С 1934 года жил в городе Харькове, работал слесарем на велосипедном заводе им. Г.И.Петровского. Без отрыва от производства окончил аэроклуб, приобрел еще одну специальность — летчика-планериста.

В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Херсонскую военно-авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

До середины 1943 года сражался с немецко-фашистскими захватчиками в Прибалтике, на Западном, Калининском, Брянском и Воронежском фронтах. В 1942 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Был трижды ранен, но возвращался в строй. К началу Курской битвы был уже командиром эскадрильи. В составе войск 2-го Украинского фронта эскадрилья Домбровского громила врага в районе города Яссы. В составе 3-го Украинского фронта принимала участие в боях за освобождение столицы Югославии - Белграда.

К апрелю 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 167-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии капитан Домбровский совершил 148 боевых вылетов на разведку и штурмовку оборонительных рубежей, скоплений живой силы и техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Домбровскому Ивану Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8724).

После Победы продолжил службу в армии. В 1949 года окончил Высшую офицерскую школу штурманов. В 1957 году по остоянию здоровья подполковник Домбровский уволен в запас.

Жил в городе Харьков (Украина). Работал начальником учебного пункта на велозаводе, руководил Харьковской областной автошколой ДОСААФ. Избирался депутатом Коминтерновского райсовета. Умер 7 февраля 1974 года. Похоронен на кладбище №5 в Харькове.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями, югославским орденом Партизанской Звезды 2-й степени.

В 2013 году в городе Харьков на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

К началу Великой Отечественной войны Домбровский был уже хорошо подготовленным воздушным бойцом.

В первые же дни военных действий фронтовая газета в заметке «Смелый налет на вражеский аэродром» сообщала:

«Рано утром летчики тт. Заболотский, Домбровский и Солдатенков вылетели в район Н. на штурмовку вражеского аэродрома. При подходе к цели они обнаружили колонну автомашин с горючим. На бреющем полете отважные соколы уничтожили несколько десятков автомашин и бензовозов. Потом нанесли удар по аэродрому. Из шестнадцати «хейнкелей-111», находившихся на летном поле, уничтожили десять. Во время второй атаки самолет Домбровского был подбит. Сам летчик получил ранение в голову и руку, но, несмотря на это, продолжал вести бой. При повторном заходе для удара группа была атакована десятью истребителями противника. Советские летчики смело вступили в неравную схватку с врагом. В бою был сильно поврежден самолет ведущего. Летчик Домбровский отважно защищал командира и спас его от гибели.

Все три самолета, выполнив задание, благополучно возвратились на свой аэродром. Домбровский, посадив машину, тотчас же потерял сознание. В его самолете техники обнаружили около двух десятков пробоин...»

После недолгого лечения Иван Домбровский снова взял в руки штурвал самолета и поднялся в воздух для выполнения боевого задания.

До середины лета 1943 года Иван Александрович сражался с немецко-фашистскими захватчиками в Прибалтике, на Западном, Калининском, Брянском и Воронежском фронтах. Стал коммунистом. К началу Курской битвы он был уже известным летчиком, командиром эскадрильи, награжденным за боевые подвиги орденом Красной Звезды и двумя орденами Красного Знамени. Трижды ранен. Эскадрилью гвардии капитана Домбровекого хорошо знали на Воронежском фронте. О неутомимой боевой работе ее писали в газетах, с теплотой и благодарностью отзывались о летчиках танкисты, пехотинцы и артиллеристы.

- Домбровский опять повел свои крылатые «Катюши». Сейчас дадут фашистам прикурить! — говорили солдаты в окопах, наблюдая за проносившейся на бреющем полете девяткой штурмовиков. Всякий раз, пролетая над своими войсками, ведущий приветственно покачивал крыльями самолета.

Штурмовики широко использовали реактивные снаряды «Катюш» для ударов по вражеским войскам. Видимо поэтому гитлеровцы называли их «черной смертью». По нескольку раз в день, в любую погоду Домбровский водил свою эскадрилью на штурмовку наступающих вражеских войск. А потом, когда противник был обескровлен, советские войска сами перешли в наступление. Работы у штурмовиков стало еще больше.

Участники боев под Сумами, наверное, помнят июльские наступательные бои. Наши наземные войска встретили упорное сопротивление противника. Эскадрилья гвардии капитана Домбровского получила задачу: нанести удар по вражеской обороне.

Когда штурмовики пробились к цели, внизу, развернувшись по всему полю, шли в атаку наши танки. По ним вела интенсивный огонь вражеская артиллерия. «Илы» с бреющего полета всей мощью своего огня обрушились на орудия противника и заставили их замолчать. Танкисты в знак признательности выпустили несколько сигнальных ракет: спасибо за хорошую работу! Домбров-окий по старой привычке покачал в ответ крыльями.

Потом были напряженные бои на Днепре в районе Ржищева. В составе войск 2-го Украинского фронта эскадрилья Домбровского громила врага в районе города Яссы. В составе 3-го Украинского фронта принимала участие в боях за освобождение столицы Югославии — Белграда. В числе наиболее отличившихся 35 советских летчиков гвардии капитан Домбровский был награжден югославским орденом Партизанской Звезды II степени.

Всего за войну Иван Александрович совершил 148 успешных боевых вылетов. На его боевом счету сотни уничтоженных гитлеровцев, десятки автомашин, повозок, несколько самолетов, танков, орудий. Командир 167-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор И. П. Василин, характеризуя боевую деятельность Домбровского, писал: «Боевая работа товарища Домбровского наполнена многочисленными фактами геройства, отваги и мужества. При выполнении боевых заданий ему неоднократно приходилось вести воздушные бои с истребителями противника. Но благодаря своему мужеству и мастерству он всегда выходил победителем...»

Маршал Советского Союза Ф. И. Толбухин, прочитав реляцию на гвардии капитана Домбровского, сделал заключение: «Товарищ Домбровский достоин высшей правительственной награды — звания Героя Советского Союза».

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Андреев Г.И., Вакуров И.Д. Герои - сибиряки. Новосибирск, 1967.
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Подводная археология   Т