Герой Советского Союза
Армия: Инженерные войска
Красавин Михаил Васильевич

Красавин Михаил Васильевич

22.10.1919 - 28.12.1992

Герой Советского Союза

Даты указов

30.10.1943

Медаль № 1628

Орден Ленина № 16050

Красавин Михаил Васильевич — командир отделения 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 14-й инженерно-сапёрной бригады 65-й армии Центрального фронта, старший сержант.

Родился 22 октября 1919 года в селе Лесные Моркваши ныне Верхнеуслонского района Татарстана в крестьянской семье. Русский. Окончив 5 классов, работал в колхозе, затем комбайнёром Нижнеуслонской МТС.

В Красной Армии с 1939 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Запданом, Брянском, Центральном фронтах. Участвовал: в Смоленском сражении, в боях в Тульской и Орловской области, северее города Воронеж, в Воронежско-Касторненской, Севской и Черниговско-Припятской операциях. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

Командир отделения 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона (14-я инженерно-сапёрная бригада, 65-я армия, Центральный фронт) старший сержант Михаил Красавин в районе посёлка городского типа Радуль Репкинского района Черниговской области Украины с вверенным ему отделением, собрав паром из понтонов, 15 октября 1943 года за восемь рейсов переправил на правый берег реки Днепр более четырёхсот человек пехоты.

В эту же ночь отделение под командованием М.В. Красавина тремя рейсами переправило миномётную роту и батарею полковой артиллерии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство старшему сержанту Красавину Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1945 году окончил гвардейское Казанское танковое училище. Служил командиром взвода танковой части, дислоцированной в городе Горький.

С 1946 года работал в органах МВД. Сначала командовал взводом ВОХР Свияжской исправительно-трудовой колонии УИТУ МВД ТАССР. Закончив Калининградскую школу подготовки начальствующего состава МВД СССР, служил в Казани командиром отдельного взвода пересыльной тюрьмы дивизиона ВСО, затем – воспитателем, старшим воспитателем Свияжской воспитательной колонии.

В ноябре 1956 года перевёлся в Красноярский край, на станцию Решоты, п/я 235, где в Краслаге служил на должности начальника штаба 2-го отряда ВСО. Вскоре стал заместителем начальника 2-го дивизиона, начальником штаба дивизиона конвойной охраны Краслага МВД, командиром команды отдельного лагпункта и чуть позже – командиром 8-го лаготделения. В 1959 году там он закончил среднюю школу. Когда же в Решотах формировалась войсковая часть 6604, полковник Красавин был откомандирован в её распоряжение. В апреле 1964 года «за добросовестное отношение к выполнению служебного долга и достигнутые успехи в службе» Министр ООП РСФСР наградил ветерана Почётной грамотой.

С июня 1964 года полковник М.В. Красавин — в запасе. В сентябре 1965 года М.В. Красавин поступил на службу в Казанский научно-технический институт на должность начальника команды ВОХР, где работал почти 20 лет, 2 августа 1984 года выйдя на пенсию. Жил в столице Республики Татарстан - Казани.

Скончался 28 декабря 1992 года. Похоронен в селе Верхний Услон Верхнеуслонского района.

Награждён орденом Ленина (30.10.1943), орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.


...«Форсировать» значит преодолеть преграду ускоренными темпом, усиленным напряжением. Поддерживать этот темп, обеспечивать непрерывную переброску войск и техники – задача моторизованных понтонно-мостовых батальонов, в одном из которых Михаил Красавин был командиром отделения. Туда и обратно, под шквальным огнём, во всякую погоду. И снова – туда и обратно… До тех пор, пока не поступит команда перевозить хозяйство к новой реке, встретившейся на пути наступающей армии. Такая у него была работа.

К Днепру 65-я армия подошла между посёлками Любич и Лоев, в районе села Радуль Репкинского района Черниговской области. Форсирование было назначено на 15 октября 1943 года. Погода стояла скверная: дождь, ветер. Но гитлеровцы не уповали на стихию. Они успели убедиться в том, что советские бойцы могут наступать при любых условиях. С противоположного берега вёлся непрерывный огонь из орудий, миномётов, пулемётов. Обстреливалась не только река, но занятый советскими войсками берег. Понтонёрам же – стреляют, не стреляют, а дело надо делать.

Отделение Красавина быстро собрало и оснастило понтон, приняло первых 50 солдат – головной отряд десанта. И пошли к западному берегу. Смеркалось. Фашисты усилили освещение реки ракетами. Понтоны, конечно, заметили и пустили в ход всё, что может стрелять. Артиллерия 65-й армии пыталась подавить огонь противника. В какой-то мере это удалось. Но и того, что било по понтонам, хватило бы с избытком для гибели тысячи людей.

Опытный понтонёр Михаил Красавин маневрировал, ловко увёртываясь от прямого попадания снарядов. Но от пуль он уберечь понтон не мог, особенно носовой понтон. По приказанию Красавина понтонёры рвали плащпалатки и затыкали пробоины. На середине реки командир отделения сам лично заделал опасное повреждение деревянной пробкой.

Наконец, берег. Бойцы десанта бросились в атаку, а Красавин и повёл понтон к восточному берегу. Экипаж, не теряя времени, привели в порядок оснастку, укрепили заглушки в пробоинах.

Весь рейс длился 20 минут. Когда военные инженеры рассчитывали время форсирования и возвращения, получалось 28 минут. Предельно сжатый срок. Уменьшить его, казалось, уже нельзя. А Красавин умудрился-таки сократить его на целых 8 минут. К ним он прибавил ещё несколько минут на разгрузке и погрузке…

Снова вокруг понтона вздымаются водные столбы, снова понтонеры докладывают командиру о пробоинах и заделывают их...

8 рейсов сделал понтон Красавина по Днепру, переправил на правый берег 400 десантников с оружием и боеприпасами, получил 16 пробоин, но не прекращал курсировать. Ремонтировали на ходу.

На плацдарме гремел бой. Пехота нуждалась в огневой поддержке. Командование приказало организовать переправу миномётного подразделения. Командир батальона майор Трусов вывел первую миномётную роту на берег Днепра и приказал расчёту старшего сержанта Боченкова помочь понтонёрам отделения Красавина к утру собрать паром.

... Под непрерывным миномётным огнём, по пояс в ледяной воде два расчета собрали паром. Красавин повёл его к правому берегу, высадил, вернулся. Потребовалось сделать 3 рейса, чтобы вся миномётная рота оказалась на плацдарме. Дела там пошли куда веселее. Получив огневое подкрепление, десантники оттеснили фашистов от береговой полосы.

А расчт Михаила Красавина уже начал переправу батареи полковой артиллерии. В одном из рейсов понтон полоснуло осколками. Понтонёры кинулись заделывать дыры и предотвратили катастрофу.

Минула ночь, день, наступили сумерки… Количество пробоин в пароме росло. Кто-то пошутил насчёт сходства его с дуршлагом. Промозглый дождь поливал понтонёров, доставляя не меньше неприятностей, чем пробоины. Отделение промокло до нитки. А на просушку – ни минуты. Об отдыхе не могло быть и речи. И так 2-е суток.

Форсировали Днепр успешно. 65-я армия пошла на Бобруйск. Реляцию, в которой говорилось: «Своим мужеством и героизмом тов. Красавин обеспечил успех наших частей на этом участке при форсировании р. Днепр» подписал командарм генерал-лейтенант П.И.Батов...

Биография дополнена В. Воробьёвым.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984

Ханин Л. Герои Советского Союза – сыны Татарии. Казань, 1969