Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Барсуков Василий Николаевич

 
Барсуков Василий Николаевич
06.08.1922 - 26.09.1990
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.04.1945 Медаль № 6142
Орден Ленина № 30788

    Памятники
  Надгробный памятник


Барсуков Василий Николаевич – командир авиаэскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии капитан.

Родился 6 августа 1922 года в деревне Гремучей Ручей Моркино-Горской волости Бежецкого уезда Тверской губернии (ныне не существует; территория Моркиногорского сельского поселения Бежецкого района Тверской области). Русский. С 1929 года жил в посёлке Реутово (ныне город Реутов Московской области). В 1938 году окончил 7 классов школы, в 1940 году – школу ФЗУ в Москве. В декабре 1940 – марте 1941 работал слесарем на Московском заводе точных измерительных приборов «Тизприбор». В марте 1941 года окончил аэроклуб Метростроя, занимался в изобразительной студии ВЦСПС.

В армии с марта 1941 года. В апреле 1942 года окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков, находившуюся в эвакуации в городе Кызыл-Арват (Туркмения). В апреле-августе 1942 года проходил переобучение в запасном авиационном полку.

Участник Великой Отечественной войны: в августе-октябре 1942 – лётчик 519-го истребительного авиационного полка, в октябре 1942 – мае 1945 – лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на Западном (август-октябрь 1942 и февраль 1943 – апрель 1944) и 3-м Белорусском (апрель 1944 – май 1945) фронтах.

Участвовал в Ржевско-Сычёвской, Ржевско-Вяземской, Смоленско-Рославльской, Витебско-Оршанской, Минской, Мемельской, Гумбинненской, Инстербургско-Кёнигсбергской, Кёнигсбергской и Земландской операциях. 22 августа 1942 года в воздушном бою в районе города Ржев (Тверская область) получил осколочные ранения в голову и грудь.

За время войны совершил 346 боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-7Б, Як-9 и Як-3, в 72 воздушных боях сбил лично 22 и в составе группы 4 самолёта противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года гвардии капитану Барсукову Василию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

После войны до февраля 1946 года продолжал командовать авиаэскадрильей истребительного авиаполка (в Белорусском военном округе). В феврале-июле 1946 года находился на лечении в санатории в посёлке Гурзуф (Крым). Затем служил командиром авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Таврическом военном округе). С июня 1947 года майор В.Н.Барсуков – в запасе.

В 1953 году окончил Московский заочный юридический институт.

Вновь в армии с февраля 1951 года. В феврале-октябре 1951 – офицер отдела перелётов Главного штаба ВВС. В 1951-1953 – офицер оперативного управления штаба Управления командующего Войск воздушной обороны приграничной линии, в 1953-1956 – офицер и старший офицер направления группы боевого управления Центрального командного пункта ПВО. В 1956-1958 – научный сотрудник военно-научного отдела Штаба Войск ПВО страны. С сентября 1958 года подполковник В.Н.Барсуков – в запасе.

В 1962-1964 годах работал заместителем начальников объектов по полит-массовой и культурной работе на оборонных предприятиях**. В 1964-1978 годах работал инженером в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте.

Жил в Москве. Умер 26 сентября 1990 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Полковник (1975). Награждён орденом Ленина (19.04.1945), 2 орденами Красного Знамени (23.07.1943; 1.07.1944), орденами Александра Невского (28.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (21.09.1943; 5.01.1944), медалью «За боевые заслуги» (26.10.1955), другими медалями.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 286 боевых вылетов и участие в 44 воздушных боях, в которых сбил лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника (на март 1945 года);
2) Точные наименования предприятий не установлены (п/я 1065 и п/я 1050).

Сочинение:
Крылом к крылу. М., 1980 (с рисунками автора).

Из воспоминаний Героя о бое 28 июня 1944 года:

Пройдя Толочин, я заметил восемь немецких истребителей, идущих навстречу. Предупредил по радио свой аэродром и пошёл на сближение с ними. Конечно, было немного не по себе идти на восьмёрку врага, но воодушевляло то, что небо-то наше и не пристало гвардейцам пасовать, да и раздумывать было уже некогда.

Фашисты, видимо, были очень удивлены тем, что одинокая пара советских истребителей сама лезет в пекло. Уверенные в лёгкой победе, они атаковали нас спокойно с разных направлений. Одним словом, не торопились разделаться с нами. Играли, как кошка с мышкой. Мы атаковали. Фашистские лётчики стреляли короткими очередями. Вроде не хотели расходовать на нас много снарядов. Но мы все чаще и чаще заставляли их шарахаться в стороны. Смотрю, одна четвёрка фашистов стала отваливать в сторону. Наконец, мне на боевом развороте удалось вписать в перекрестие прицела одного фашиста. И чёрный шлейф дыма начал размазываться по чистому голубому небу.

После первого сбитого как-то на душе полегчало. Нет, думаю, так-то просто с нами не разделаетесь.

Но тут и началось самое страшное...

Увидев бесславную кончину одного из своих асов, фашисты остервенели. Трудно словом, даже самым ёмким, передать те мгновения воздушного боя. В момент горячей схватки все моральные и физические силы предельно сосредоточены. В разгар воздушного боя кажется, что в один клубок смешались крылья, фюзеляжи, винты. От прилива крови к голове темнеет в глазах, прикованных к прицелам, а пальцы судорожно сжимают гашетки.

В это время вновь появилась ушедшая четвёрка фашистских самолётов. Началась охота за нами. Были моменты, когда я не сознавал, где земля, а где небо. Фашист, которого я преследовал, вдруг решил из левого боевого разворота перейти в правый и тут вспыхнул, как факел, от моей очереди. Теперь их оставалось шесть, а мы были по-прежнему вдвоём. Делали такие фигуры высшего пилотажа, каких нет ни в одном наставлении, да и сами мы едва ли могли их объяснить. Но эта «воздушная акробатика» сбивала с толку наших врагов. Они не могли разгадать наш очередной трюк. Один из «фоккеров» подставил на вираже свой хвост, и Гриша метров с двадцати тоже отправил в него меткую очередь. «Фоккер» вышел из виража и, медленно заваливаясь на крыло, пошёл вниз.

– Три! Три! – закричал я, но тут пулемётная очередь ударила по моей кабине и приборной доске. Аж в глазах зарябило. Чем-то резко ударило по голове. Пули или осколок? Схватился рукой за шлемофон, крови нет. Значит, порядок!

Чувствую, что боекомплект на исходе, а фашистов ещё пять. Вырвавшись из клещей крутым виражом, я оказался в хвосте немецкого истребителя. В него-то мне и удалось послать последнюю очередь. Теперь с нами дралась только четвёрка, но я был уже безоружен. И в это время фашист ударил по самолёту Гриши. Я видел, как полетели из радиатора соты – и сразу самолёт Гриши запарил. Но тут появились «яки» нашей «Нормандии», как раз вовремя успели французы. Гитлеровцы бросились наутёк. А Гриша пошёл на посадку. К его машине подбежали наши солдаты, обступили, помогли выбраться. Когда появилась среди солдат голова Гриши с белым подшлемником, я со спокойной душой взял курс на свой аэродром.

Описание эпизода боевого пути Героя предоставлено
Игорем Сердюковым.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои огненных лет. Книга 4. М.: Московский рабочий, 1980
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 2. - М.: Московский рабочий, 1984
 Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.
 Личное дело
 Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.