Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Белозёров Иван Павлович

 
Белозёров Иван Павлович
01.09.1918 - 14.02.2006
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 16.05.1944 Медаль № 3805

    Памятники
  Надгробный памятник
  Аллея Героев в Чугуеве


Белозёров Иван Павлович – командир звена 6-го гвардейского истребительного авиационного полка 11-й штурмовой авиационной дивизии Военно-воздушных сил Черноморского флота, гвардии старший лейтенант.

Родился 1 сентября 1918 года в селе Малые Проходы ныне Дергачёвского района Харьковской области (Украина) в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу и школу фабрично заводского ученичества в Харькове. Работал токарем на паровозостроительном заводе, инструктором в аэроклубе.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Почти с первого до последнего дня героической обороны Севастополя лётчик-истребитель И.П. Белозёров защищал небо легендарного города. Плечом к плечу сражались здесь моряки и пехотинцы, лётчики и артиллеристы. Они помогали друг другу в трудную минуту, стараясь хотя бы часть тяжести переложить на свои плечи.

Тактика многих немецких пилотов не отличалась новизной: они подкарауливали возвращающиеся с боевого задания наши самолёты и старались сбить их при заходе на посадку - боезапас кончился, истребитель беззащитен. Вот тут-то и приходили на помощь своим крылатым друзьям зенитчики. С завидным мастерством они отгоняли противника от наших садящихся самолётов. Не оставались в долгу и авиаторы. Немало немецких машин нашли свою могилу в море недалеко от места базирования плавучей батареи.

Командир звена И.П. Белозёров и его боевые друзья часто вылетали на поиски врага, бесстрашно встречались лицом к лицу с немецкими асами, почти всегда выходя победителями из жарких воздушных боёв. Днём и ночью, при любой погоде поднимались в небо они, скромные труженики войны, мастера своего дела, изучая расположение коммуникаций, выявляя скрытые хитроумной маскировкой живую силу и технику врага. Часто сами наводили на обнаруженные цели ударные авиагруппы.

Много летал И.П. Белозёров на разведку и всегда находил наиболее разумное решение при определении маршрута полёта, направления выхода на объект противника. Такая предусмотрительность помогала ему добывать ценные разведывательные сведения о противнике и избегать встреч с истребителями врага.

Однажды И.П. Белозёров возвращался с очередного боевого задания. Ему удалось обнаружить скопление немецких войск. Об этом срочно следовало не только доложить, а указать точные подходы к цели, наиболее вероятные пункты поражения.

Над линией фронта его самолёт подвергся атаке двух немецких истребителей. Противник пытался расправиться с одиноким советским разведчиком. И.П. Белозёров сделал попытку оторваться от них, но это ему не удалось. Тогда он отважно вступил в неравный бой. Видя, что один из "Мессеров" заходит ему в хвост, И.П. Белозёров быстро изменил направление полёта своей машины и ударил по проскочившему вперёд Ме-109 из пулемётов. "Мессер" качнулся, сорвался в штопор, из которого так и не вышел. Вскоре внизу вырос столб огня и дыма. Напарник погибшего пилота не стал испытывать судьбу и поспешил выйти из боя.

Летать становилось всё труднее. Сравнительно недалеко немцы установили тяжёлую артиллерию и периодически обстреливали аэродром. Особенно усердствовали они во время взлёта истребителей. А установить этот момент было не трудно. Стоило только на одном самолёте запустить двигатель, как над аэродромом поднимались огромные клубы красноватой херсонесской пыли.

Перехитрить врага помогли наземные специалисты. Они привязывали к автомашинам большие охапки веток и на предельной скорости мчались по взлётной полосе. И почти в ту же секунду начинали рваться тяжёлые снаряды. Отстреляв положенное время, немецкая батарея замолкала. Воспользовавшись этим, истребители прямо из капониров шли на взлёт, чтобы выполнить очередное боевое задание.

В воздушных боях над Севастополем в дни его обороны И.П. Белозёров сбил, как он шутил, пять с половиной немецких самолётов: пять уничтожил лично и один - в паре со своим ведомым.

В те дни, лейтенант И.П. Белозёров командовал разведывательным звеном. На истребителя устанавливались импровизированные самодельные фотоаппараты. Хитрый механизм соединял аппарат с кнопкой. Лётчик нажимал её, производился снимок и автоматическая перемотка плёнки. На таком самолёте, И.П. Белозёрову приходилось неоднократно летать на воздушную разведку. Такие задания поручалось самым смелым и подготовленным пилотам. Лететь приходилось вдоль линии фронта, а зениток у врага в то время хватало с избытком.

Однажды на Херсонес пришла группа крымских партизан. Они рассказали о сложной обстановке и попросили оказать помощь. Было принято решение установить с ними связь, забросить в лес опытного радиста. Но кто и на чём должен лететь в этот труднодоступный район? Выбор пал на И.П. Белозёрова и Ф.Ф. Герасимова.

До мельчайших подробностей был разработан план операции, продумана каждая деталь. Лейтенант Ф.Ф. Герасимов на По-2 доставляет радиста, а И.П. Белозёров на истребителе прикрывает его самолёт. В районе Балаклавы - плотная стена огня. Немецкие зенитки пытаются уничтожить наши самолёты, но это им не удаётся. Задание выполнено отлично! Правда, самолёт Ф.Ф. Герасимова при посадке получил повреждение и лётчику пришлось пробираться в Севастополь партизанскими тропами.

Однажды под Севастополем И.П. Белозёров сопровождал группу бомбардировщиков, которые действовали в открытом море, уничтожая транспорты противника, бегущего из Крыма. Большая группа немецких истребителей атаковала наши самолёты. Выполнение важного задания находилось под угрозой. Тогда И.П. Белозёров вступил в бой. В первой же атаке его самолёт попал под пулемётную очередь неприятеля. Лётчик был ранен, но продолжал драться. Сбил два вражеских самолёта и вышел из боя только тогда, когда убедился, что угроза для бомбардировщиков миновала.

К апрелю 1944 года командир звена 6-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант И.П. Белозёров совершил 300 боевых вылетов, в 34 воздушных боях сбил 8 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Крыма, гвардии старшему лейтенанту Белозёрову Ивану Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№3805).

После войны продолжил службу в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы Военно-воздушных сил Военно-морского флота. С 1964 года подполковник И.П.Белозёров — в запасе. Работал старшим диспетчером авиационного предприятия гражданской авиации. В 1988 году вышел на пенсию.

Жил в городе Симферополь (Крым, Украина). Являясь членом Железнодорожного совета ветеранов, занимался большой общественной деятельностью среди военнослужащих в отставке и членов их семей, вносил большой вклад в укрепление и единение организаций ветеранов Крыма. Умер 14 февраля 2006 года. Похоронен на кладбище «Абдал» в Симферополе.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

За добросовестный труд был награждён в 1999 и 2005 годах Почётными грамотами Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Его фамилия — на мемориале авиаторам-черноморцам в Севастополе.

Сочинение:
В небе Таврии. Симферополь, 1975.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои боёв за Крым. - Симферополь: Таврия, 1972.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977