Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Барашев Дмитрий Иванович

 
Барашев Дмитрий Иванович
19.10.1920 - 20.08.1943
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 25.03.1943 Медаль № 837

    Памятники
  г. Липецк. Мемориал
  Памятный знак в Полтаве
  Братская могила в Липецке


Барашев Дмитрий Иванович - командир звена 752-го бомбардировочного авиационного полка 24-й авиационной дивизии авиации дальнего действия (АДД), старший лейтенант.

Родился 19 октября 1920 года в селе Княжево ныне Моршанского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил школу ФЗУ, рабочий.

В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил Таганрогскую авиационную школу. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

В ночь на 5 сентября 1942 года после удачной бомбардировки военных и военно-промышленные объектов Будапешта (столица оккупированной Венгрии) крылатая машина под командованием Д.И. Барашева была сбита противником прямым попаданием. Экипаж был вынужден покинуть самолёт на парашютах. После приземления, вблизи железнодорожной сортировочной станции в пригороде Будапешта, Дмитрию Барашеву не удалось найти кого-либо из членов своего экипажа. Чтобы не попасть в руки врага лётчик спрятался в вагоне с углём, стоявшего на пути железнодорожного состава, на котором без пищи и воды, каким-то невероятным чудом доехал до оккупированной Белоруссии. А затем, удачно сбежав из эшелона, он попал в лес, где встретил партизан. Перейдя линию фронта, отважный советский лётчик пришёл в свою часть, и, несколько дней спустя, поднялся в воздух для выполнения очередного боевого задания.

Командир звена 752-го бомбардировочного авиационного полка (24-я авиационная дивизия, АДД) старший лейтенант Дмитрий Барашев к февралю 1943 года совершил сто восемьдесят один боевой вылет на бомбардировку важных объектов в тылу врага, в том числе сто сорок пять - ночью.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Барашеву Дмитрию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 837).

Отважный лётчик авиации дальнего действия трагически погиб вместе с двумя членами своего экипажа в ночь с 19-го на 20 августа 1943 года. При возвращении после выполнения боевого задания «Ил-4» под управлением Д.И. Барашева столкнулся с другим советским самолётом-бомбардировщиком, летевшим встречным курсом, недалеко от своего аэродрома под городом Кирсановым Тамбовской области. Похоронен со всеми воинскими почестями на центральной площади города Липецка, где установлен памятник-обелиск.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.

На родине Героя, в городе Моршанске Тамбовской области, в экспозиции краеведческого музея, имеется стенд, посвящённый славному земляку.

Из книги А.Е.Голованова "Дальняя бомбардировочная"

Осень 1942 года не баловала летчиков хорошей погодой. Частые туманы и дожди не давали возможности подняться в воздух. Но коммунист Барашев не мог усидеть на земле и не давал покоя командиру полка, упрашивая «Батю» разрешить ему полетать, разбомбить какой-нибудь мост врага. При этом он уверял Бровко, что обманет зенитки противника и возвратится вовремя. Командир уступал его просьбам. В одном из полетов Барашев с малой высоты сбросил бомбы на аэродром Тацинская и на повторном заходе обстрелял стоянки вражеских самолетов. Таким образом он вывел из строя три самолета и поджег склад с боеприпасами, чем вызвал панику среди работавших на аэродроме немцев. Возвращаясь на свой аэродром, в условиях плохой видимости (не более 600–800 метров), он обнаружил и разогнал пулеметным огнем три обоза фашистов. Такие же дерзкие штурмовые удары наносили врагу экипажи Сидоришина, Дружкина, Блюденева, Алина.

Не раз экипаж Барашева вылетал и на воздушную разведку. Однажды летчик заметил в воздухе самолет противника с зажженными огнями. Имея запас высоты, Барашев сблизился с ним, стал на параллельный курс и дал команду стрелку-радисту Подчуфарову в упор расстрелять вражеского стервятника. Несколько минут спустя Барашев подобным же образом разделался со вторым бомбардировщиком Ю-88.

В том же году экипаж летчика Д. И. Барашева вылетел на бомбежку Будапешта. Командир он был совсем молодой, напористый, энергия его не поглощалась полностью боевыми вылетами, и он всегда искал для нее дополнительный выход и порой находил его, как мы выражались, в воздушном лихачестве. Человек он был неуемный и, надо сказать, доставлял немало хлопот командиру полка Ивану Карповичу Бровко, которого, как я уже говорил, за его отношение к людям и почти вровень с остальными личную боевую работу летчики называли «Батей». Придя на цель и отбомбившись, самолет Барашева получил прямое попадание, загорелся и, неуправляемый, начал падать. Экипаж был вынужден покинуть самолет на парашютах. Попытки Барашева после приземления найти кого-либо из своих товарищей не увенчались успехом. Вот здесь-то и проявилась вся натура этого человека.

Приземлившись ночью вблизи какой-то сортировочной железнодорожной станции в пригороде Будапешта и обнаружив, что продолжавшаяся бомбежка загнала людей в укрытия, летчик решил спрятаться в стоявшем на пути железнодорожном составе, надеясь, что там его искать не будут. Он забрался в вагон с углем. Когда налет кончился, состав тронулся. Куда, в каком направлении, пилот определить не мог. Усталость взяла свое, он и не заметил, как заснул. Когда проснулся, поезд продолжал движение. На стоянках, весьма длительных, Барашев слышал незнакомую речь и определить, где находится, не мог.

День сменялся ночью, и опять настал день, а состав все шел и шел с продолжительными остановками. Так минуло несколько суток — без глотка воды, без крошки хлеба. Длительность пути навела Барашева на мысль: уж не идет ли этот состав на территорию Советского Союза и не везут ли его ближе к дому?! Затеплилась надежда. Вскоре эта догадка подтвердилась: однажды ночью он услышал русскую речь. Стало ясно, что он хоть на оккупированной, но на родной земле. Барашев, конечно, обрадовался, но понял, что немедленно нужно уходить, так как, видимо, эшелон вот-вот прибудет к месту назначения и начнется разгрузка.

Удачно бежав из эшелона, он попал в лес, где встретил партизан, и установил, что находится в Белоруссии. Самостоятельно пробравшись через линию фронта, Барашев явился в свою часть. Через день-два, забыв обо всех лишениях и опасности, которые ему пришлось испытать, он как ни в чем не бывало уже продолжал свою боевую работу. Ничто не могло охладить его натуру. В истории части эпизод этот описан несколько по-другому. Мне лично он известен таким, каким я его и привожу. В скором времени Барашев стал Героем Советского Союза.

26 марта 1943 года, в день присвоения Д. И. Барашеву звания Героя Советского Союза, в полку состоялся торжественный митинг. После митинга с наступлением темноты, когда началась боевая работа, Барашев в ответ на присвоение ему звания Героя совершил ночью четыре боевых вылета.

Этот отважный герой Великой Отечественной войны погиб в ночь на 20 августа 1943 года. В канун последнего своего взлета, прибыв с экипажем на аэродром, Барашев, как всегда, сразу же пошел к своему самолету проверить его готовность и узнать, сколько подвешено бомб. Техник самолета Лебедев доложил, что машина готова к вылету, подвешено полторы тысячи килограммов бомб — десять «соток» и одна ФАБ-500 снаружи. Барашев, привыкший летать с солидным грузом и знавший, что полк борется за повышение бомбовой нагрузки, приказал подвесить еще одну ФАБ-500. Техник ответил, что на складе бомб нет. Тогда летчик вскочил на подножку бензозаправщика и куда-то уехал. Минуло всего каких-нибудь десять-пятнадцать минут, и на дороге, ведущей ко второй эскадрилье, в облаках пыли показался бензозаправщик, но теперь он шел очень медленно. На подножке стоял и поглядывал назад Барашев, а за машиной, привязанная толстым тросом за тару, волочилась «пятисотка». Подъехав к самолету, Барашев распорядился подвесить вторую ФАБ-500. Получив команду на вылет, он одним из первых поднялся в воздух, в положенное время передавал радиограммы. При прохождении Старого Оскола на обратном маршруте в 23 часа 50 минут экипаж сообщил: «Успешно выполнил задание. Готовьте бомбы на повторный вылет». После этого — молчание. На командных пунктах полка и дивизии всю ночь тщетно ждали самолет Барашева...

В истории боевого пути части сохранилась такая запись: «В 00 часов 10 минут погиб лучший экипаж Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Д. И. Барашева. Вместе с ним погибли и его боевые друзья — штурман гвардии старший лейтенант Травин, стрелок-радист гвардии старшина Подчуфаров».

22 августа весь полк и население Липецка проводили в последний путь славных соколов. Барашев, Травин, Подчуфаров были похоронены на центральной площади города. Сейчас там стоит обелиск. На родине Героя Советского Союза Д. И. Барашева, в Моршанске, в краеведческом музее, есть уголок, посвященный летчику. Там же экспонируется и вымпел его имени.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Дьячков Л.Г. Герои Советского Союза - тамбовцы. Воронеж, 1974
 Иду на таран. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1978