Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Гаврыш Иван Егорович

 
Гаврыш Иван Егорович
16.01.1918 - 01.02.2002
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 20.06.1942 Медаль № 692

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Орехово-Зуево
  Мемориальная доска в Орехово-Зуево (фрагмент)


Гаврыш Иван Егорович – командир звена 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка 50-й бомбардировочной авиационной дивизии авиации дальнего действия, капитан.

Родился 16 января 1918 года в селе Лелюховка Новосанжарского района Полтавской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1942 года. Окончил семь классов неполной средней школы. Работал на заводе "Карболит" в городе Орехово-Зуево Московской области.

В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Энгельсское военно-авиационное училище лётчиков. Принимал участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

С первых дней войны командир звена бомбардировщиков И.Е. Гаврыш наносил удары по скоплению боевой техники и живой силы врага, переправам, военным аэродромам. Двенадцать раз бомбил он днепровские переправы в районе Берислав — Каховка, громил войска противника вблизи Павловки и Аскании-Новы, уничтожил три танка, пятнадцать автомашин с пехотой противника.

15 июля 1941 года после успешной бомбёжки армейского штаба врага в районе Виноградовки И.Е. Гаврыш на обратном пути встретил группу немецких самолётов, принял бой и сбил одну машину.

28 августа 1941 года западнее Днепропетровска самолёт командира звена был подбит. Но мужественный воин вышел из боя и посадил машину в расположении наших частей. И.Е. Гаврыш дрался с врагом в небе Дона, Крыма, Украины.

К апрелю 1942 года командир звена 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка капитан И.Е. Гаврыш на своём бомбардировщике совершил 90 успешных боевых вылетов в глубокий тыл врага, почти все — в ночных условиях. Он сбросил на вражеские объекты скопления техники, живой силы и аэродромы около 100 тонн авиабомб, уничтожив ряд важных объектов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм капитану Ивану Егоровичу Гаврышу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 692).

Однажды полк бомбил город Моравска Острава в Чехии. Когда наши бомбардировщики подлетали к цели, то встретили сильнейший огонь зениток. Командир корабля И.Е. Гаврыш направлял машину прямо туда, где были шапки дыма от взорвавшихся снарядов. Он знал, что зенитки постоянно переносят огонь и где только что взорвались зенитные снаряды, теперь безопасно.

В стороне прошёл истребитель. Командир резко изменил курс и в этот момент одна из бомб вошла в перекос, придавив другую: когда штурман сбросил бомбы по цели, командир, чувствуя поведение машины, понял, что не все бомбы сброшены. Когда отошли от цели, И.Е. Гаврыш послал стрелка залезть на бомболюк и посмотреть. Через круглое широкое окно он увидел в нём две зависнувшие бомбы.

Возвращаться с ними на цель было бесполезно и небезопасно: бомбосбрасыватель сместившиеся уже бомбы не сбросит, их надо сбрасывать механически и, значит, они упадут не по цели. И к тому же стрелку, чтобы сбросить их ударами по креплению, надо было оставить на это время свою кабину. Возвращаться с ними на аэродром было нельзя: при посадке они могли сорваться и взорваться.

И.Е. Гаврыш принял решение, снизившись, чтобы уйти от заданной высоты, на которой возвращаются после бомбометания другие машины и где вероятнее всего могут быть вражеские истребители, попытаться сбросить эти бомбы. С большим трудом удалось это сделать, зависнув через отверстие в бомболюк.

Приходилось в те годы бомбить и крупные города: Бреслау, предместье Варшавы, Прага, Веспрем, Секешфехервар, Балатон, Плоешти, Яссы, Кенигсберг и многие свои города, занятые войсками противника. И.Е. Гаврыш часто летал на Таллин, Ржев, осенью 1943 года на Пулково, откуда немецкая артиллерия обстреливала блокадный Ленинград, на станцию Мга.

Приходилось летать и к партизанам Югославии, сбрасывая им на парашютах мешки с оружием, боеприпасами и медикаментами. При выполнении боевых заданий И.Е. Гаврыш добивался от каждого из членов экипажа чётких и слаженных действий, не допускал произвола.

После окончания Великой Отечественной войны служил в Военно-воздушных силах СССР. С 1946 года майор И.Е. Гаврыш — в запасе. Жил в Москве. Работал в Министерстве автомобильного транспорта РСФСР. Скончался 1 февраля 2002 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 4).

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.

В городе Орехово-Зуево Московской области установлена мемориальная доска Герою.

 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 За мужество и отвагу. Харьков, 1984