Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Горегляд Леонид Иванович

 
Горегляд Леонид Иванович
13.04.1916 - 12.07.1986
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1948 Медаль № 8307

    Памятники
  Надгробный памятник


Горегляд Леонид Иванович – командир 22-й гвардейской Кировоградской Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского Львовского Краснознамённого истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии подполковник.

Родился 13 апреля 1916 года в городе Ашхабаде (ныне Туркменистан) в семье железнодорожника. Белорус. Окончил рабфак и аэроклуб в городе Воронеже. Работал электромонтёром.

В январе 1934 года призван в ряды Красной Армии. Окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов, выполнил 30 боевых вылетов. После окончания Военно-Воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского в июне 1941 года был направлен к новому месту службы. Член КПСС с 1939 года.

В боях Великой Отечественной войны капитан Л.И. Горегляд с октября 1941 года. Воевал на Южном, Воронежском, Юго-Западном, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах.

С октября 1941 - начальник штаба 101-й истребительной авиационной дивизии. Свой первый бой он провёл в небе под Воронежем. Возглавляя группу "МиГов", Л.И. Горегляд вылетел на перехват "Юнкерсов", шедших бомбить город. Несмотря на численное превосходство противника, Л.И. Горегляд подал команду: "В атаку!" — и первым бросился на врага. Следуя примеру командира, отважно действовали подчинённые. От метких очередей советских авиаторов один за другим рухнули на землю два вражеских бомбардировщика. Не ожидавшие, видимо, такой атаки немцы торопливо освободились от бомбового груза и поспешили восвояси.

А затем были вылеты на штурмовку, на перехват вражеских самолётов, на сопровождение наших бомбардировщиков. Капитану Л.И. Горегляду приходилось совмещать работу в штабе дивизии, который он возглавлял, с боевыми полётами. Нелегко было, но он успевал.

Только с октября 1941 по март 1942 года лётчики 101-й истребительной авиационной дивизии сбили на подступах к Воронежу свыше 20 фашистских самолётов. Немало славных побед одержал и Л.И. Горегляд.

В марте 1942 года ему доверили 186-й истребительный авиационный полк на Юго-Западном фронте. Воздушные воины, возглавляемые им, смело и решительно дрались с врагом, одерживая одну победу за другой. Особенно надолго запомнились авиаторам воздушные бои, развернувшиеся летом 1942 года в небе Сталинграда. Нередко по 3-4 вылета в день делали тогда крылатые бойцы, и, как правило, впереди отважных летел их командир.

В конце июля 1942 года, шестёрка истребителей во главе с Л.И. Гореглядом только что возвратилась с боевого задания, а в штабе их уже ждало новое боевое распоряжение. Командование требовало нанести бомбовые и штурмовые удары по танковой колонне врага, направлявшейся в район Сталинграда. Учитывая важность поставленной задачи, Л.И. Горегляд снова решил возглавить восьмёрку истребителей.

По сигналу с командного пункта они поднялись в небо. Однако на подходе к цели их встретили "Мессеры". В скоротечном бою 7 июля 1942 года фашистам удалось подбить машину командира, а Л.И. Горегляд получил тяжёлое ранение. Превозмогая боль, он отдал распоряжение своему заместителю продолжать полёт, а сам с ведомым возвратился на свой аэродром. Едва он сумел посадить покалеченную машину, как потерял сознание. Рана оказалась настолько серьёзной, что врачи пророчили длительное госпитальное лечение. Но Л.И. Горегляд рвался в бой и отказался покинуть полк. А через несколько дней сослуживцы поздравляли своего командира с возвращением в боевой строй.

Наступил 1943 год. Как-то Л.И. Горегляд повёл группу истребителей на прикрытие наших наземных войск в районе Клинцы — Покровское. Подлетая к линии фронта, он первым заметил шедшие с запада "Юнкерсы", которые намеревались бомбить боевые порядки нашей пехоты. Оценив обстановку, Л.И. Горегляд подал команду: "За мной, в атаку!" - и первым бросился на перехват врага. Используя своё превосходство по высоте, командир полка перешёл в крутое пикирование и атаковал флагманский самолёт противника. Прицельно выпущенные из пушки и пулемётов очереди точно пришлись по правому мотору "Юнкерса". Сделав неуклюжий клевок, бомбардировщик вспыхнул и, оставляя дымную полосу, рухнул на землю. Удачной оказалась и атака ведомого, пославшего в последнее пике вторую машину противника. Было видно, как в панике засуетились немецкие лётчики, поспешно освобождаясь от бомбового груза.

Воспользовавшись замешательством врага, Л.И. Горегляд поймал в прицел очередной бомбовоз и выпустил по нему длинную очередь. Разбрасывая горящие обломки, "Юнкерс" врезался в землю. Воодушевлённые примером командира, смело и решительно действовали его подчинённые. Противнику так и не удалось прорваться к цели, к боевым порядкам нашей пехоты. На аэродроме группу Л.И. Горегляда ждала телеграмма командующего наземной армией, который объявил всем лётчикам, участвовавшим в том вылете, благодарность.

С февраля 1943 года - заместитель командира 205-й истребительной авиационной дивизии. С марта 1943 года служил в оперативном управлении Управления ВВС РККА, неоднократно вылетал на фронты и участвовал в боевых вылетах.

С октября 1943 года - вновь заместитель командира и исполняющий должность командира 205-й истребительной авиационной дивизии. Тогда же Л.И. Горегляду присвоили очередное воинское звание подполковника.

15 июля 1943 года в дивизию прилетел командарм С.А. Красовский. Он приказал выделить наиболее подготовленных лётчиков для прикрытия наземных войск, действовавших в районе Горохув — Стоянов. Ознакомившись с характером боевого задания, Л.И. Горегляд решил вылететь в район цели тремя группами. Ударную группу он возглавил сам, а группу прикрытия поручил В.И. Боброву. Резервных "ястребков" должен взять под своё командование А.А. Вильямсон.

По сигналу с Командного пункта истребители поднялись в воздух. При подходе к заданному району Л.И. Горегляд услышал знакомый голос командира корпуса А.В. Утина, который предупреждал, что с северо-запада к переднему краю нашей обороны идёт армада немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей.

Встреча с противником произошла в районе Завидовки. Л.И. Горегляд первым увидел, как девятка "Юнкерсов" уже заняла исходное положение для бомбардировки. Несмотря на трёхкратное численное превосходство врага, он скомандовал: "В атаку!" - и боевым разворотом пошёл на первую девятку "Юнкерсов".

В это время ведущий вражеской группы уже успел сбросить бомбы и выходил из пикирования. Когда бомбовоз на какое-то мгновение завис в воздухе, Л.И. Горегляд прицелился и всадил в него длинную очередь. Проводив взглядом окутанный пламенем самолёт противника, он быстро развернулся и, сблизившись со вторым бомбардировщиком, нажал на гашетку. Через минуту и эта машина сгорела вместе со своим экипажем. Всего в том бою подполковник Л.И. Горегляд со своими ведомыми сбил восемь вражеских самолётов.

С декабря 1943 года - временно исполняющий должность командира 304-й истребительной авиационной дивизии. С июня 1944 года - заместитель командира 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. 13 июля 1944 года началась наступательная операция советских войск на Львовско-Сандомирском плацдарме. В первые же дни боёв гвардии подполковник Л.И. Горегляд сбил четыре самолёта противника.

С августа 1944 года - командир 205-й истребительной авиационной дивизии. В октябре 1944 года приказом Наркома обороны СССР 205-я истребительная авиационная дивизия была преобразована в 22-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию.

В 1945 году советские наземные войска при активной поддержке авиации стремительно продвигались вперёд. Однако внезапно наступившая после обильных снегопадов оттепель вызвала сильную распутицу. Полевые аэродромы пришли в негодность, и тогда было принято решение использовать для посадки самолётов автостраду Бреслау — Берлин. Первым испытывать этот необычный аэродром было поручено лётчикам двух гвардейских дивизий: 9-й во главе с прославленным асом А.И. Покрышкиным и 22-й, возглавляемой Л.И. Гореглядом.

К маю 1945 года командир 22-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии подполковник Л.И. Горегляд совершил 132 боевых вылета, провёл 53 воздушных боя, лично сбил 15 и в составе группы 6 самолётов противника. Всего совершил 146 успешных боевых вылетов. Свой последний боевой вылет Л.И. Горегляд совершил на Берлин. Представлялся к званию Героя Советского Союза дважды - в ноябре 1944 и 12 мая 1945 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны гвардии подполковнику Леониду Ивановичу Горегляду присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в разных командных должностях. В 1950 году окончил Высшую военную академию. Принимал участие в создании и подготовке первого отряда советских космонавтов. с 1961 года — в Генеральной инспекции ВВС. С 1976 года генерал-майор авиации Л.И. Горегляд - в запасе.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 12 июля 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

Награждён орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени (7.04.1940, 19.07.1942, 7.05.1944, 16.10.1944, ...), двумя орденами Суворова 2-й степени (6.04.1945, ...), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), тремя орденами Красной Звезды (12.02.1942, ...), орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалью "За боевые заслуги" (3.11.1944), другими медалями.

 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Марчуков А.В. Герои-покрышкинцы о себе и о своём командире. М., 2014.