Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta



Сморчков Александр Павлович

 
Сморчков Александр Павлович
29.11.1919 - 16.11.1998
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 13.11.1951 Медаль № 9285

    Памятники
  Надгробный памятник


Сморчков Александр Павлович – заместитель командира - лётчик-инспектор по технике пилотирования 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус), гвардии подполковник.

Родился 29 ноября 1919 года в деревне Чекмово ныне Пушкинского района Московской области в семье крестьянина. Русский. Окончил семь классов неполной средней школы в посёлке Краснофлотское Пушкинского района в 1935 году. Работал на заводе в городе Мытищи. В 1937-1938 годах занимался в Мытищинском районом аэроклубе.

В ноябре 1938 года призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. Службу начал лётчиком-инструктором в Львовской военной авиационной школе пилотов, с декабря 1940 года - на той же должности в Фастовской военной авиационной школе пилотов, с августа 1941 - в Черниговской военной авиационной школе пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с 6 октября 1941 года, когда из лётного состава группы была создана сводная авиационная группа на Южном фронте. Выполнил 51 боевой вылет в ходе Донбасской оборонительной операции (почти все - на штурмовку наземных войск). в бою 25 октября получил ранение. После выхдоровления, с декабря 1941 года - командир звена Черниговской военной авиационной школы пилотов (дислоцировалась в городе Кизил-Арват Туркменской ССР). С декабря 1942 года - заместитель командира - штурман эскадрильи 761-го истребительного авиационного полка (136-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Среднеазиатского военного округа), который дислоцировался в Ашхабаде. С мая по сентябрь 1943 года - на учебё, окончил Полтавские курсы усовершенствования штурманов.

С сентября 1943 года лейтенант Сморчков - вновь на фронте Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 523-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии Западного фронта. С октября 1943 года учился на курсах переучивания при НИИ ВВС, с мая 1944 года - командир эскадрильи в том же полку. Участник Смоленской, Белорусской, Прибалтийской, Восточно-Прусской наступательных операций. Много занимался ведением воздушной разведки, поэтому вести воздушные бои приходилось реже других. За годы Великой Отечественной войны совершил в общей сложности 279 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, сбил лично 2 немецких истребителя и ещё один повредил. Член ВКП(б) с 1944 года.

После Победы майор А.П. Сморчков продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. Продолжал командовать эскадрильей, с февраля 1947 года - заместитель командира полка - летчик-инспектор по технике пилотирования 523-го истребительного авиаполка, с июня 1949 года - вновь командир эскадрильи. В 1947 году впервые освоил реактивный истребитель. С января 1951 года - заместитель командира - лётчик-инспектор по технике пилотирования 18-го гвардейского истребительного авиаполка. С марта 1951 года в составе полка - в правительственной командировке в Северном Китае, на аэродроме города Мукден.

Участник Корейской войны 1950-1953 годов с мая 1951 по февраль 1952 года. 22 октября 1951 года 14 экипажей 18-го гвардейского истребительного авиационного полка, действуя в группе прикрытия соединения в районе Тэйсю, пробили облачность и на высоте 5000 метров встретили 12 Б-29 под прикрытием двенадцати истребителей Ф-84 и 8 Глостер "Метеор-4". Ведущий группы подполковник А.П. Сморчков принял решение сковать боем истребители прикрытия и атаковать бомбардировщики. В бою сбито пять Ф-84 и один Б-29, подбито два Б-29. А.П. Сморчков в воздушном бою лично сбил один Б-29 и один Ф-84. Позже появились данные о том, что еще два Б-29, поврежденные в бою, упали в море, и они были записаны сбитыми.

На следующий день, 23 октября, в одном из вылетов А.П. Сморчков обнаружил на высоте 5000 метров группу из 8-ми Б-29, следующих курсом на юг, под непосредственным прикрытием до 30 Ф-84. Оценив обстановку, он приказал: составом 1-й и 3-й эскадрилий (14 МиГ-15) связать боем истребителей Ф-86, а лётчикам 2-й эскадрильи (6 МиГ-15) – атаковать бомбардировщиков. По команде командира группы наши истребители вступили в бой согласно принятого решения. В результате боя, по докладам лётчиков и данным фотоконтроля было сбито два Б-29 и два Ф-84. Одну "крепость" сбил сам А.П. Сморчков.

24 октября 1951 года гвардии подполковник А.П. Сморчков провёл ещё один успешный бой. Сблизившись на дистанцию 700 метров, он открыл огонь по Б-29, и вышел из атаки, когда до противника оставалось только 300 метров. В результате бомбардировщик загорелся. Однако и А.П. Сморчкову не удалось выйти из боя невредимым. Он напоролся на очередь сразу, как только сбил Б-29.

Таким образом, А.П. Сморчков в сложнейших вылетах сбивал по тяжёлому бомбардировщику три дня подряд, причём все его победы над "крепостями" были официально признаны противоположной стороной — случай довольно редкий!

За время участия в Корейской войне выполнил 150 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, лично сбил 13 и в группе - 1 самолёт врага, из которых 3 бомбардировщика, а все остальные - реактивные истребители. Ещё 3 самолёта США были им повреждены.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу гвардии подполковнику Сморчкову Александру Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9285).

С августа 1952 года - на учёбе, в 1956 году окончил Военно-воздушную академию в Монино. С ноября 1956 года - командир 826-го учебногно истребительного авиаполка при 2-х Центральных лётно-тактических курсах. С мая 1960 года - командир 802-го учебного авиационного полка Объединённого лётно-технического училища. С мая 1962 года - заместитель командира 9-й истребительной авиационной дивизии (ВВС Московского военного округа). С января 1964 года - командир 95-й истребительной авиационной дивизии. С августа 1964 года - начальник командного пункта 26-й воздушной армии (Белорусский военный округ). С марта 1966 года - преподаватель, а с апреля 1967 года - старший преподаватель кафедры тактики и теории военного искусства в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского.

С декабря 1975 года - в запасе. Жил в городе-герое Москве. Скончался 16 ноября 1998 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок 4).

Полковник (1956). Награждён орденом Ленина (13.11.1951), тремя орденами Красного Знамени (27.08.1944, 28.10.1944, 28.03.1945), орденом Александра Невского (26.12.1944), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (1.07.1944) степеней, двумя орденами Красной Звезды (10.10.1951, 5.11.1954), медалью "За боевые заслуги" (20.06.1949), другими медалями.

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).

Из воспоминаний Героя:

23 октября 1941 года мы получили задачу прикрыть группу штурмовиков, наносивших удар по танкам. Подходим к цели, "Илы" пикируют, бросают бомбы. Внизу взрывы, огонь. Видим, как мечутся немцы. И... мы не выдерживаем. Входим в пике и тоже начинаем штурмовку. Внезапно налетают вражеские истребители. Наш командир подает сигнал: "Внимание! Сбор!". Но поздно — два И-16 уже горят... О чем говорит этот пример?

О нашей тактической слабости, об отсутствии опыта. Увлекшись, мы сами атаковали врага, забыв при этом свою обязанность - обеспечивать работу штурмовиков, забыв, что пулеметы "ШКАС" для танков абсолютно безвредны. Мы забыли основное правило истребителя: смотреть и видеть.

А почему? Потому что законы и правила тактики не дошли ещё до нашего сознания. Всё это пришло потом, в ходе боёв. И смекалка, и навыки, и упорство в достижении цели. Постепенно каждый из нас становился бойцом, методистом и командиром одновременно. Мы начали с самого главного: с подготовки к воздушному бою. Мы изучили силуэты немецких машин, их лётно-тактические характеристики, уязвимые места. Тренировались в определении дальности до цели, в производстве расчетов воздушной стрельбы, разрабатывали варианты атак.

Мы учились. В классе, на самолётной стоянке, на лётном поле. Упорно и ежедневно. Вернувшись после воздушного боя, мы проводили подробный и глубокий разбор действий своих противников. И делали выводы. Изучали и обобщали опыт лётчиков соседних полков и дивизий.

С получением новых машин мы пересмотрели боевые порядки, от тактики оборонительного боя перешли к тактике наступательного. Высота, скорость, маневр, огонь - стали формулой воздушного боя. Мы научились бить врага малыми силами. У нас появились свои асы, мастера воздушного боя, группы свободных охотников, группы специального назначения.

В битве на Курской Дуге, через два года после начала войны, мы добились господства в воздухе и сохранили его до последнего дня войны. Немецкие лётчики стали бояться нас. При равных силах в бой, обычно, не вступали. При нашем тактическом превосходстве, даже если нас было меньше, немедленно покидали поле боя.

Как-то раз, это было в конце 1944 года, идя на разведку, я заметил впереди и ниже воздушный бой. Большая группа Ме-109 напала на "Яков", прикрывавших штурмовиков. Вступать в бой без особой нужды разведчикам не разрешалось, но обстановка сложилась явно не в пользу наших товарищей, и я решил им помочь, по ходу дела расстроить боевые порядки врага. Предупреждаю об этом ведомого, иду на сближение и быстро оглядываюсь: нет ли на хвосте противника. Вижу: есть. Один подбирается к моему напарнику и вот-вот откроет огонь.

Вираж с предельным креном Ла-5 выполняет за 19 секунд. В данной обстановке это целая вечность, и я не успею помочь ведомому. Но сейчас не 1941-й, мы "кое-чему" научились и, надо сказать, неплохо. Мне известен метод ускоренного разворота.

Секунды, и я в хвосте у противника. Открываю огонь, "Мессер" идет к земле. Удар. Взрыв. А мы уже несемся на тех, что внизу. Они не выдерживают внезапной атаки и торопятся выйти из боя.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т.2. – М., 1988.
 Сейдов И. Советские асы Корейской войны. Москва, 2010.