Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Карасёв Борис Иванович

 
Карасёв Борис Иванович
28.06.1919 - 29.08.2011
Герой Российской Федерации


    Даты указов
1. 22.09.1997 Медаль № 413

    Памятники
  Надгробный памятник


Карасёв Борис Иванович – к окончанию Великой Отечественной войны – командир истребительной авиационной эскадрильи 41-го гвардейского истребительного Черновицкого ордена Кутузова 3-й степени авиационного полка 8-й гвардейской истребительной Киевской Краснознамённой орденов Суворова 2-й степени и Богдана Хмельницкого 2-й степени авиационной дивизии 5-го истребительного Львовского Краснознамённого авиационного корпуса 2-й воздушной армии, полковник в отставке.

Родился 28 июня 1919 года в селе Рига-Васильевка ныне в черте города Новомосковск Тульской области. Из многодетной (11 детей) крестьянской семьи. Русский.

С детства работал в колхозе, с 15 лет трудился на автомобильном заводе имени Сталина (позднее – ЗИЛ) в Москве, там же окончил и фабрично-заводское училище. Однако вскоре приехал в город Сталиногорск (ныне Новомосковск), где поступил работать электромонтером на Сталиногорскую ГРЭС, одновременно с учёбой окончил Сталиногорский аэроклуб. После его успешного окончания работал там же пилотом-инструктором.

В Красной Армии с марта 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова. С 1940 года служил в частях ВВС Киевского Особого военного округа, в 88-м истребительном авиационном полку 44-й истребительной авиационной дивизии под Винницей. Вскоре стал командиром истребительного авиационного звена. Летал на истребителях И-16.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. В тот же день младший лейтенант Карасёв совершил свой первый боевой вылет. Сразу отличился в боях как отважный летчик. Так, 1 июля 1941 года провел дальнюю разведку движения колонн противника по территории Румынии и переправ через Прут, несмотря на возникшую в воздухе неисправность самолета. На обратном пути обнаружил и пушечно-пулеметным ударом атаковал командный пункт противника. На следующий день, 2 июля 1941 года был сбит в бою с «мессершмиттами», выпрыгнул с парашютом, однако он не раскрылся. И только перед самой землей, когда уцелеть практически было невозможно, парашют внезапно раскрылся. Падение летчика видели с командного пункта полка, и посчитали Карасёва погибшим. Однако через несколько часов хромающий летчик пешком пришел на аэродром. Вскоре Карасёв считался одним из лучших мастеров воздушной разведки в дивизии, вместе с А.И.Покрышкиным.

К февралю 1942 года командир звена 86-го истребительного авиационного полка 20-й смешанной авиационной дивизии ВВС 18-й армии Южного фронта лейтенант Б.И. Карасёв совершил 242 боевых вылета, в том числе 86 – на штурмовку, 36 – на разведку, 45 – на сопровождение бомбардировщиков, 45 на патрулирование и 30 – на перехват самолётов врага. В 30 воздушных боях сбил 3 самолёта врага лично. Штурмовыми действиями уничтожил 43 автомашины, 3 орудия, 2 автоцистерны, 5 зенитных точек, до 300 солдат врага.

На счету Бориса Карасёва имеется и легендарный бой: один против двенадцати истребителей врага. Это произошло в марте 1942 года в районе города Барвенково Харьковской области. Шансов на спасение практически не было. Летчик принял единственно верное решение – бросил машину вниз, и затем на минимальной высоте на виражах стал отбиваться от преследовавшего врага. Ему удалось сбить один истребитель, пилот второго самолета не рассчитал высоты на одном из виражей, зацепился крылом за дерево и рухнул на землю, третий истребитель задымил и вышел из боя. Оставшиеся «мессершмиты» все-таки добили советский истребитель, но так как бой шел почти у поверхности земли, Борису Карасёву удалось посадить горящий самолет «на брюхо». Промчавшись по полю на бешеной скорости, машина развалилась на части, летчика вместе с креслом отбросило далеко в сторону. Бойцы расположенной рядом артиллерийской батареи, видевшие весь бой от начала и до конца, доставили летчика в госпиталь.

Через несколько месяцев лечения он вновь вернулся в строй. Правда, медкомиссия настаивала на списании с летной работы, пришлось обращаться за помощью к командующему воздушной армией генералу К.А.Вершинину.

С июня 1942 года служил в 927-м истребительном авиационном полку (полк переучивался на новую технику в Грузинской ССР и в Иваново). С июня 1943 года - вновь в боях в составе 2-й воздушной армии Воронежского фронта. Участник Курской битвы.

В июле 1943 года Б.И. Карасёв был зачислен в 41-й истребительный авиационный полк и воевал в нем до Победы на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской, Пражской наступательных операциях. С 1944 года - командир истребительной авиационной эскадрильи.

Всего в 1941-1945 годах Борис Карасёв совершил 505 боевых вылетов, из которых 136 приходится на штурмовку наземных войск противника и 85 – на разведку. В 80 воздушных боях сбил 9 самолетов врага лично* и 4 – в группе. Штурмовыми ударами уничтожил 82 автомашины врага, 7 зенитных точек, 5 артиллерийских орудия, 2 автоцистерны, 16 повозок с военным имуществом и боеприпасами, истребил до 400 солдат и офицеров противника. Командиром полка представлен к званию Героя Советского Союза, но награжден не был.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах СССР. Был помощником командира истребительного авиационного полка, старшим инспектором-лётчиком 42-й воздушной армии. С 1952 года - старший инспектор-лётчик в Главном Штабе Войск противовоздушной обороны страны, член летной квалификационной комиссии при Главкоме Войск ПВО страны. С 1964 года полковник Б.И. Карасёв – в запасе.

Перешёл на работу в Гражданский воздушный флот СССР. Работал в Центральном управлении международных воздушных сообщений, был штурманом и руководителем бюро аэронавигационной информации в аэропорту Шереметьево. С 1997 года - на пенсии.

В 1990-е годы фронтовые товарищи нашли представление военных лет к званию Героя, их ходатайство было поддержано Советом ветеранов Аэрофлота и руководством Аэрофлота.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1997 года полковнику в отставке Карасёву Борису Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 29 августа 2011 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён тремя орденами Красного Знамени (5.11.1941, 29.04.1942, 5.07.1944), орденами Александра Невского (22.02.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды, медалями СССР и Чехословакии.

Почётный гражданин города Новомосковск (2003).

* К настоящему времени подтверждены документально 3 личные и 4 групповые победы Б.И. Карасёва.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
 Герои - новомосковцы. 2-е изд. Новомосковск, 2010.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Информация из открытых источников