Герой Советского Союза
ВВС: Воздушные разведчики
Орлов Яков Никифорович

Орлов Яков Никифорович

25.11.1917 - 08.06.2009

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 4187

Орлов Яков Никифорович - командир звена 11-го отдельного разведывательного авиационного полка 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, старший лейтенант.

Родился 25 ноября 1917 года в деревне Нестеровка ныне Карасукского района Новосибирской области в семье крестьянина. Украинец. Окончил 7 классов. Работал матросом на Иртыше, потом каменщиком в городе Караганде. Окончил горнопромышленный техникум. Работал электрослесарем на шахте № 18 в городе Караганда, в 1937-1938 годах учился в Новосибирском аэроклубе.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году с отличием окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ней инструктором.

В боях Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Вел разведку войск противника в районе Ржева. Летал много и вскоре стал одним из лучших разведчиков в полку. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

29 сентября 1943 года при разведке на железнодорожной станции Орша экипаж Орлова обнаружил 20 железнодорожных составов противника, а на аэродроме Балбасово - 120 самолетов врага. За полеты в августе-ноябре 1943 года Яков Орлов получил первую боевую награду - орден Красного Знамени.

16 декабря 1943 года перед экипажем Орлова была поставлена задача: разведать дорогу Витебск - Лепель - Полоцк - Орша. Метеоусловия были плохими и разведку вели с высоты 200-150, а иногда и 100 метров. При этом самолет был обстрелян зенитной артиллерией, но Орлов вывел его из-под обстрела. Отважного разведчика стали преследовать два «Фокке-Вульф-190». Шесть раз они атаковали самолет Орлова, но благодаря отличной технике пилотирования Якова и слаженной работе экипажа атаки фашистов были отбиты. Горючее было на исходе, но Орлов продолжал полет, пока точно не установил, где и сколько сил сосредоточено противником.

24 января 1944 года при выполнении боевой задачи самолет Орлова атаковали четыре «Фокке-Вульфа-190». Орлов, отбивая атаки врага, решил не возвращаться на аэродром, пока не выполнит задание. Его экипаж в этом полете первым разведал оборонительные рубежи противника на реке Западная Двина и вокруг города Улла.

В период подготовки к Витебской операции перед полком была поставлена задача - вскрыть все оборонительные рубежи противника перед фронтом путем фотографирования переднего края обороны. Выполнение этой задачи было возложено на лучший экипаж - экипаж летчика Орлова.

22 мая 1944 года он вылетел на разведку обороны немцев в районе Полоцк, Бешенковичи, Витебск. Низкая облачность и сильный зенитный огонь артиллерии противника затрудняли выполнение задания. К тому же во время полета упало давление масла в левом моторе. Надо было прекратить полет и возвратиться на базу. Но Орлов решил полет продолжить. Он сумел произвести фотографирование с высоты 3000 метров и только тогда вернулся. Так были получены ценные сведения о расположении войск противника.

В последующих полетах Орлов вел разведку и сфотографировал такие крупные города и укрепленные районы, как Витебск, Полоцк, Резекне, Двинск, Вильнюс, Шауляй, Каунас, Рига и другие. 25 июня 1944 года экипаж Орлова обнаружил строящиеся оборонительные укрепления противника в городе Борисове и севернее его. Это были очень ценные сведения для нашего командования. В июне 1944 года Яков Орлов получил вторую боевую награду - орден Отечественной войны 1-й степени.

19 июля 1944 года экипаж Орлова произвел фотосъемку обороны врага на линии станция Полота (20 километров севернее Полоцка) - Старая Сель (20 километров западнее Витебска). Было заснято 2000 квадратных километров территории, занятой противником, все оборонительные рубежи, укрепления и группировки войск и техники врага. Полученные Орловым сведения способствовали успешному продвижению наших войск на этом участке фронта.

30 июля 1944 года экипаж Орлова обнаружил на аэродроме в Ликенах до 20 самолетов гитлеровцев, на аэродроме Двинск Восточный - еще 20 самолетов «Юнкерс-88», и на станции - до 50 железнодорожных составов, в которых насчитывалось до 1100 вагонов и 4 паровоза. Заслуги фронтового авиационного разведчика Якова Никифоровича Орлова были отмечены вторым орденом Красного Знамени. Ведя успешные боевые операции, наши войска освобождали Белоруссию и Литву. Для командования Красной Армии необходимы были сведения о том, какие подкрепления и где получает и ожидает противник. Особо важное значение имели сведения о базах врага на Балтийском море.

5 августа 1944 года Орлов вылетел на разведку в район порта Мемель. Там он обнаружил и сфотографировал новый строящийся оборонительный рубеж в 16 километрах восточнее Мемеля. Рубеж состоял изо рвов, траншей, блиндажей и позиций артиллерийских и минометных батарей.

21 августа 1944 года - новый вылет в тот же район. В порту Мемель Орлов обнаружил 6 транспортов, 15 барж и большой транспорт, подходящий к порту. Транспорт шел под прикрытием сторожевых кораблей. Немцы заметили советского разведчика. Самолет Орлова был обстрелян интенсивным огнем зенитной артиллерии, 4 раза его атаковали два «Фокке-Вульфа-190». Отличная техника пилотирования, смелость командира и слаженная работа всего экипажа выручили и на этот раз. Орлов невредимым привел самолет на свой аэродром и доставил ценнейшие сведения командованию.

23 августа 1944 года под прикрытием 12 истребителей Орлов произвел фотосъемку переднего края обороны немцев в районе города Ауце в Латвии. Пе-2 атаковали 16 истребителей врага. И опять мужество командира, его искусное пилотирование, отличная работа всего экипажа, а также умелое взаимодействие нашего авиаразведчика с истребителями прикрытия дали возможность отбить все атаки фашистов. Более того, в воздушном бою 2 немецких истребителя были сбиты. Задание командования было выполнено. Якова Орлова назначили командиром звена.

С августа по ноябрь 1944 года звено Орлова произвело 175 боевых вылетов, при этом не было ни одного случая потери ориентировки и срыва заданий. Личный состав звена Орлова за это время получил 31 благодарность командования за отличную работу.

С 3 по 10 сентября 1944 года экипаж Орлова 8 раз вылетал на фотографирование обороны противника на реке Лиелупе на участке Митава - Бауска.

При подлете к цели Пе-2 был встречен сильным зенитным огнем врага и подвергся атакам четырех немецких истребителей. Но экипаж Орлова сумел отбить атаки «фоккеров», уклониться от немецких зениток и сфотографировать цели. При этом был вскрыт новый оборонительный рубеж фашистов, состоящий из противотанковых рвов, дотов, траншей и позиций для артиллерийских и минометных батарей. Это были очень ценные сведения. Орлов был неутомим и бесстрашен в выполнении боевых задач, и любое, самое сложное задание ему было по плечу. Даже когда в одном из полетов Пе-2 был подбит и загорелся, Орлов сумел выполнить задание.

Командир звена 11-го отдельного разведывательного авиационного полка (3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) старший лейтенант Яков Орлов к ноябрю 1944 года совершил 154 боевых вылета на разведку и аэрофотосъёмку военных объектов в тылу противника. 36 раз его самолет обстреливался интенсивным огнем зенитной артиллерии, 12 раз преследовался истребителями противника. Орлов провел 7 воздушных оборонительных боев. Он 4 раза приводил свой самолет на одном работающем моторе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Орлову Якову Никифоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего за годы войны Яков Орлов совершил 185 боевых вылета на разведку и аэрофотосъёмку военных объектов в тылу противника.

После войны отважный летчик продолжил службу в ВВС СССР. В 1952 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Летал на самых современных боевых машинах, в том числе и реактивных. С 1957 года майор Я.Н. Орлов — в запасе.

Жил в городе Тамбове. Работал инженером на заводе «Электроприбор». Многие годы был председателем заводского Совета ветеранов войны. В 1970 году выполнил ответственное поручение тамбовцев - доставил из Москвы от Вечного огня у памятника Неизвестному солдату вечный огонь на открывшийся на Октябрьской площади Тамбова мемориал воинам-тамбовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Скончался 8 июня 2009 года. Похоронен в городе Тамбове, на Воздвиженском кладбище.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Решением Тамбовской городской Думы № 626 от 28 апреля 2005 года Герою Советского Союза Якову Никифоровичу Орлову присвоено звание Почетного гражданина Тамбова. Вручение Диплома и нагрудного знака состоялось 12 июня 2005 года на торжественной церемонии празднования «Дня города».


 

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Дьячков Л.Г. Наша гордость и слава. Воронеж, 1968

Звёзды доблести ратной. Новосибирск: Новосибирское кн. изд. 1986.

Новосибирцы – Герои Отечества. – Новосибирск, 2010.