Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Шебанов Фёдор Акимович

Шебанов Фёдор Акимович

26.05.1921 - 26.10.1951

Герой Советского Союза

Даты указов

10.10.1951

Шебанов Фёдор Акимович – старший лётчик 196-го истребительного авиационного полка (324-я авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус), старший лейтенант.

Родился 26 мая 1921 года в селе Студёнки Якимецкой волости Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Александра-Невского района Рязанской области). Русский. В 1939 году окончил 8 классов школы, в 1940 году – 1 курс Рязанского музыкального техникума.

В армии с октября 1940 года. До апреля 1942 года служил в ВВС радиотелеграфистом батальона аэродромного обслуживания (в Среднеазиатском военном округе; город Душанбе, Таджикистан). В декабре 1944 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков, находившуюся в эвакуации в городе Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия).

Участник Великой Отечественной войны: в январе-мае 1945 – лётчик 730-го истребительного авиационного полка ПВО (Западный фронт ПВО). На истребителе Як-9 осуществлял боевое дежурство и патрулирование над прибалтийскими портами.

После войны до декабря 1948 года продолжал службу в авиации ПВО лётчиком 730-го истребительного авиационного полка (в Северо-Западном округе ПВО; город Каунас, Литва). В 1948-1950 – лётчик 32-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО (в Московском районе ПВО; город Орёл, с июня 1949 – город Брянск).

С февраля 1950 года служил в ВВС: в феврале-ноябре 1950 – лётчиком 32-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Московском военном округе; посёлок Кубинка Московской области), с ноября 1950 – лётчиком и старшим лётчиком 196-го истребительного авиационного полка (в Московском военном округе; посёлок Кубинка Московской области).

С декабря 1950 года в составе 196-го истребительного авиационного полка перебазировался в город Дунфэн (городской округ Ляоюань, провинция Гирин, Китай), где занимался переучиванием китайских лётчиков на реактивные истребители МиГ-15.

Участник войны в Корее: с марта 1951 – старший лётчик 196-го истребительного авиационного полка. Совершил 69 боевых вылетов на истребителе МиГ-15бис, в 29 воздушных боях лично сбил 5 и повредил 1 самолёт противника.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года старшему лейтенанту Шебанову Фёдору Акимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (получить награды не успел).

Погиб в воздушном бою 26 октября 1951 года.

Похоронен на Русском воинском кладбище в Порт-Артуре (ныне район Люйшунькоу города Далянь, провинция Ляонин, Китай).

Старший лейтенант (1950). Награждён орденами Ленина (10.10.1951), Красного Знамени (2.06.1951), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями.

В селе Студёнки Рязанской области установлен бюст Ф.А.Шебанова. Его именем названы улица в посёлке Александро-Невский и селе Студёнки Рязанской области.


Из воспоминаний Героя Советского Союза Евгения Георгиевича Пепеляева:

12 апреля 1951 года американская авиация совершила один из самых массовых налётов на железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю. В налёте участвовало более сорока бомбардировщиков Б-29 под непосредственным прикрытием групп истребителей F-80 и F-84, всего около ста самолётов, и, кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86 – около сорока самолётов.

Этим силам противостояли 44 истребителя МиГ-15 – все боеспособные машины 324-й дивизии. По результатам боя нашим лётчикам были засчитаны десять сбитых Б-29, в том числе один – Ф.А.Шебанову, и четыре истребителя F-84.

...............................

В начальный период боевых действий, без опыта реальных воздушных боев с противником, когда в группах ещё нет хорошего понимания и взаимодействия, лётчики в воздушном бою обычно действуют недостаточно организованно, скованно и ведут, как правило, оборонительные бои.

Но один из лётчиков 196-го полка с первых же боёв повёл себя агрессивно. Будучи ведомым, бросал ведущего, часто отрывался от группы, атаковал самолёты противника и подчас добивался победы. Это был лётчик 1-й эскадрильи старший лейтенант Ф.А.Шебанов. Фактически в воздушных боях он действовал в одиночку и несколько раз добился победы, сбив 6 самолётов противника.

Ф.А.Шебанову первому среди лётчиков 196-го полка было присвоено звание Героя Советского Союза. Но в этом не столько заслуга Фёдора Шебанова, сколько политработников, которые авансом добились присвоения ему этого высокого звания. Командир 1-й эскадрильи капитан Н.Антипов в должной степени не контролировал ситуацию и не требовал от Шебанова исполнительности и послушания, что и привело к его преждевременной гибели. 26 октября 1951 года в воздушном бою с истребителями-бомбардировщиками F-84 он, преследуя противника, оторвался от своей группы и был сбит.

В гибели Фёдора Шебанова в какой-то степени я виню и себя. Вместо того, чтобы потребовать от командира 1-й эскадрильи капитана Антипова и старшего лейтенанта Шебанова не отрываться от ведущего пары, не пренебрегать интересами группы, не гнаться за сбитыми самолётами, Шебанова стали хвалить, популяризировать, ставить в пример. Особенно в этом усердствовали политработники. Я своевременно с этим не разобрался, поддался похвалам лётчика. Хотел назначить его ведущим пары, но так и не успел. Если в мирное время ошибки лётчиков в учебном бою приводят к нелицеприятным разговорам на разборе полётов, то в боевой обстановке обычно бывают гибельными...

Описание подвига Героя предоставлено
Игорем Сердюковым (город Киев).

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Пепеляев Е.Г. МиГи против Сейбров. М. Эксмо, 2005

Сейдов И. Советские асы Корейской войны. Москва, 2010.

Учётно-послужная карта