Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Грошев Леонид Петрович

 
Грошев Леонид Петрович
06.09.1914 - 29.03.1986
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 9078

    Памятники
  буксир-толкач
  Памятный знак в Полтаве
  На могиле


Грошев Леонид Петрович - заместитель штурмана 20-го гвардейского Севастопольского ордена Суворова бомбардировочного авиационного полка (13-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия), гвардии капитан.

Родился 6 сентября 1914 года в поселке Алексеевке ныне Хвалынского района Саратовской области в семье служащего. Русский. После учебы в неполной средней школе работал грузчиком в Алексеевском затоне и кочегаром. В 1936 году окончил Балаковский речной техникум, плавал на Волге помощником механика парохода "Альтфатер" Волжского объединенного речного пароходства.

В 1936 году был призван в Красную Армию. Военное образование получил по специальности стрелка-бомбардира в 3-й-военной школе летчиков в г. Оренбурге в 1937 году и в Московской Краснознаменной школе связи в 1941 году.

Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года . Сражался в составе авиации дальнего действия (АДД, с 6 декабря 1944 года - 18-я воздушная армия). В составе экипажа самолета-бомбардировщика Ил-4 выполняя боевые задания в интересах Верховного Главнокомандования, а также Южного, Западного, Ленинградского, Сталинградского, 1-го и 2-го Украинских, 1 и 2-го Белорусских и других фронтов.

Штурман эскадрильи 20-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитан Грошев к маю 1945 года совершил 226 боевых вылетов на разведку и бомбардировку военно-промышленных объектов в тылу противника, нанес большой урона противнику и проявил при этом доблесть и мужество.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Грошеву Леониду Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ).

С 1946 года капитан Грошев в запаса. Жил в городе Аткарске Саратовской области. Работал старшим инспектором районного производственного управления сельского хозяйства. Умер 29 марта 1986 года.На Железнодорожном кладбище города Аткарск.

Награжден двумя орденами Ленина (13.03.1944, 15.05.1946), двумя орденами Красного Знамени (23.02.1942, 31.12.1942), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За взятие Будапешта" и четырьмя другими медалями.

По реке Волге, на линии Москва-Астрахань, ходит буксир-толкач "Герой Л.П. Грошев".

Штурман 2-го класса капитан Грошев одинаково успешно летал в качестве бомбардира и осветителя, контролера и разведчика погоды. Он сбрасывал бомбы на военные объекты Кенигсберга, Тильзита, Констанцы, Галаца, Дебрецена, Люблина, Будапешта, Хельсинки, Данцига, Бреслау, Лодзи, Штеттина и Берлина. У Грошева не было ни одного случая потери ориентировки. Выполняя обязанности инструктора по радионавигации, он много внимания уделял подготовке летчиков и штурманов в радионавигационном отношении. Что касается боевых вылетов Грошева, то в каждом из них он проявлял отвагу, храбрость и высокое мастерство.

6 февраля 1943 года экипаж Ил-4 в составе командира корабля Марусиченко, штурмана Грошева и стрелка-радиста Грабчака вылетел для нанесения удара по железнодорожным эшелонам противника на станции Мерефа. Полет проходил при 10-балльной облачности. Временами шел снег. Однако выше облаков светила луна, и иногда в разрывах туч виднелась земля. На высоте 1000 метров легли на боевой курс, но при приближении к цели самолет вошел, в густое облако. Пришлось уходить на второй заход. На этот раз самолет снизился до 700 метров и оказался под нижней кромкой облаков. Фашисты открыли сильный огонь. Вспышками сверкала земля. Взрывная волна от зенитных снарядов бросала машину из стороны в сторону. Осколки и пули прошивали плоскости и фюзеляж бомбардировщика. Но, несмотря на обстрел, пилот держал машину на боевом курсе. Грошев, наконец, поймал цель в прицел и нажал на кнопку электросбрасывателя. Бомбы пошли вниз. На станции возникло пять очагов пожара, сопровождавшихся сильными взрывами. Однако один из эшелонов успел ускользнуть из-под удара в южном направлении. Это заметил Грошев еще во время второго захода и, как только отбомбились, доложил командиру корабля. Марусиченко сделал разворот и, снизившись до высоты 300 метров, обстрелял эшелон из пулеметов. Эшелон загорелся и остановился. Экипаж благополучно вернулся на свой аэродром. В машине насчитали более 80 пробоин.

В ночь на 20 апреля 1945 года советская авиация нанесла массированный удар по Берлину. В этой операции участвовал и Грошев. Он точно вывел машину на центр Берлина и все тринадцать стокилограммовых бомб сбросил на здание министерства внутренних дел...

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.