Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Гофман Генрих Борисович

 
Гофман Генрих Борисович
28.02.1922 - 22.05.1995
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 26.10.1944 Медаль № 5270
Орден Ленина № 23351

    Памятники
  Надгробный памятник


Гофман Генрих Борисович – заместитель командира авиаэскадрильи 622-го Севастопольского Краснознамённого штурмового авиационного полка (214-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт), старший лейтенант.

Родился 28 февраля 1922 года в городе Иркутск Иркутской губернии (ныне областной центр Российской Федерации). Еврей. С сентября 1922 года жил в Москве. В 1940 году окончил 9 классов школы и Дзержинский аэроклуб города Москвы.

В армии с июля 1940 года. Обучался в Слонимской (июль-август 1940), Поставской (1940-1941) и 1-й Чкаловской (июнь-август 1941) военных авиационных школах лётчиков. В июне 1942 года окончил 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков в посёлке Чебеньки (ныне Оренбургской области). В августе-ноябре 1942 – лётчик 34-го запасного авиационного полка (в Московском военном округе), в ноябре 1942 – марте 1943 – лётчик 10-го запасного авиационного полка (в Приволжском военном округе; село Каменка, ныне город Пензенской области). В январе-марте 1943 года перегонял штурмовики Ил-2 на Сталинградский фронт.

Участник Великой Отечественной войны: в апреле-мае 1943 – командир звена 190-го штурмового авиационного полка, в мае 1943 – мае 1945 – старший лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 622-го штурмового авиационного полка. Воевал на Северо-Кавказском фронте (апрель-ноябрь 1943), в составе Отдельной Приморской армии (ноябрь 1943 – май 1944), на 2-м Прибалтийском (июль 1944 – апрель 1945) и Ленинградском (апрель-май 1945) фронтах. Участвовал в Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигенской, Крымской, Режицко-Двинской и Рижской операциях, блокировании курляндской группировки противника.

За время войны совершил 146 боевых вылетов на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 для нанесения ударов по живой силе и технике противника, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года старшему лейтенанту Гофману Генриху Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

После войны до февраля 1946 года продолжал командовать авиаэскадрильей штурмового авиаполка (в Прибалтийском военном округе).

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1950-1953 – заместитель командира штурмового авиаполка (в Прибалтийском военном округе), в 1953-1962 – старший преподаватель авиации на Центральных офицерских курсах «Выстрел». С февраля 1962 года полковник Г.Б.Гофман – в запасе.

Член Союза писателей СССР (РФ) с 1966 года, автор многих книг.

Жил в Москве. Умер 22 мая 1995 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Полковник (1958). Награждён орденом Ленина (26.10.1944), 2 орденами Красного Знамени (29.04.1944; 21.07.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (10.08.1944; 11.03.1985), орденом Дружбы народов (26.02.1982), 3 орденами Красной Звезды (30.04.1943; 6.11.1943; 30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями.

Лауреат премии имени А.А.Фадеева (1988).

Примечание: Награждён за выполнение 96 боевых вылетов (на август 1944 года).

Сочинения:
Самолёт подбит над целью. М., 1959;
Лётный характер. М., 1960;
Владимир Ильюшин, М., 1962;
Прыжок от солнца. М., 1963;
Взлёт продолжается. М., 1964;
Рождение подвига. М., 1964;
Крылатая семья. М, 1965;
Герои Таганрога. М., 1966;
Испытатели. М., 1966;
Герои Таганрога. 2-е издание. Ростов-на-Дону, 1968;
Орлиное племя. М., 1969;
Чёрный генерал. М., 1970;
Герои Таганрога. 3-е издание. М., 1970;
Герои Таганрога. 4-е издание. Ростов-на-Дону, 1972;
Орлиное племя. 2-е издание. М., 1974;
Чёрный генерал. Двое над океаном. М., 1975;
Герои Таганрога. 5-е издание. Ростов-на-Дону, 1975;
Чёрный генерал. Двое над океаном. 2-е издание. М., 1977;
Сотрудник гестапо. М., 1978;
Герои Таганрога. 6-е издание. М., 1979;
Не ради славы. М., 1980;
Сотрудник гестапо. 2-е издание. М., 1980;
Мои современники. М., 1982;
Повести. М., 1982;
Герои Таганрога. 7-е издание. Ростов-на-Дону, 1983;
Избранное. В 2-х томах. М., 1987;
Герои Таганрога. 8-е издание. Ростов-на-Дону, 1988;
Чёрный генерал. 3-е издание. Уфа, 1993;
Сотрудник гестапо. 3-е издание. М., 2008;
Чёрный генерал. 4-е издание. М, 2008;
Самолёт подбит над целью. 2-е издание. М., 2008;
Сотрудник гестапо. Чёрный генерал. М., 2009;
Сотрудник гестапо. 4-е издание. М., 2009;
Чёрный генерал. 5-е издание. М, 2011;
Самолёт подбит над целью. 3-е издание. М., 2011;
Герои Таганрога. 9-е издание. Ростов-на-Дону, 2011.

НАГРАДНОЙ ЛИСТ ГЕНРИХА ГОФМАНА

1. Фамилия, имя и отчество – ГОФМАН Генрих Борисович. 2. Звание – старший лейтенант. 3. Должность, часть – заместитель командира эскадрильи 622-го штурмового авиационного Севастопольского Краснознамённого полка.
Представляется к званию «Герой Советского Союза».

4. Год рождения – 1922. 5. Национальность – еврей. 6. Партийность – член ВКП(б) с 1944 г. 7. Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР и Отечественной войне (где, когда) – в Отечественной войне с марта 1943 г. 8. Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне – не имеет. 9. С какого времени в Красной Армии – с 1940 г. 10. Каким РВК призван – кадр. 11. Чем раньше награждён (за какие отличия) – ордена: «Красное Знамя» 29.4.44 г. № 18/н, 4 ВА; «Красная Звезда» 30.4.1943 г. № 16/н; 213 ШАД; «Красная Звезда» 6.11.43 г., № 34/н, 214 ШАД.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг

Тов. Гофман Генрих Борисович на фронтах Отечественной войны с марта 1943 г. От рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи – таков путь славного освободителя. За это время он показал себя мужественным, отважным, бесстрашным лётчиком-штурмовиком, его жизнь принадлежала Родине, во имя её он десятки раз смотрел в лицо смерти и всегда выходил победителем.

Будучи участником героической битвы за Кавказ, Керчь, Крым и город русской славы Севастополь, показал мастерство штурмовых ударов и бесстрашие воздушного воина. В зоне сильного зенитного огня он снижался до бреющего полёта и в упор поражал живую силу и технику противника. Там он произвёл 74 успешных боевых вылета и в каждом из них показывал образцы выполнения боевого задания и высокую боевую выучку.

В сентябре месяце 1943 г. Верховный Главнокомандующий поставил перед войсками Северо-Кавказского фронта задачу сломать сильно укреплённую оборонительную линию противника на Северном Кавказе, названную противником «голубой линией», и последовательными ударами очистить Кавказ от немецких полчищ.

26 сентября 1943 г. тов. Гофман ведомым в составе четырёх самолётов Ил-2 вылетел на штурмовку «голубой линии». Цель была прикрыта сильными зенитными средствами. Группу самолётов у цели встретила стена сплошного заградительного огня. Тов. Гофман, умело маневрируя, отыскивал цели и метко поражал их. Ничто не страшило бесстрашного, и в результате ряда дерзких атак тов. Гофман уничтожил четыре автомашины с боеприпасами, разрушил два блиндажа и подавил огонь одной точки ЗА [зенитной артиллерии]. Наземное командование прислало в часть телеграмму с благодарностью за оказанную помощь.

27 сентября 1943 г. ведомым в составе пяти самолётов Ил-2 штурмовал передний край «голубой линии» в районе юго-восточнее станицы Вышестеблиевская. Цель была прикрыта сильным огнём ЗА и истребительной авиацией. Внезапно подойдя к цели, тов. Гофман прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами, рядом последующих атак подавил огонь одной артиллерийской батареи противника, зажёг два дома, превращённых немцами в сильный узел сопротивления.

Дальнейшая боевая работа тов. Гофмана развернулась в дни наступательных боёв на Тамани и при штурме обороны противника на Керченском полуострове. В эти дни он показал высокие образцы стремительных и внезапных атак, примеры героизма и мужества.

28 сентября 1943 г. тов. Гофман вылетел ведомым в составе пяти самолётов ИЛ-2 на штурмовку отходящего противника по дороге Сенная – Запорожская. Выполнению задания мешало сильное противодействие зенитной артиллерии противника. В результате шести последовательных атак зенитный огонь противника был подавлен, тогда не знающий устали в бою бесстрашный лётчик обрушил свой смертоносный груз на автоколонну противника. В результате действий лично тов. Гофман поджёг три автомашины с пехотой и грузами и подавил огонь одной батареи МЗА.

К этому времени за отличное выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и отвагу правительство наградило тов. Гофмана двумя правительственными наградами – двумя орденами Красной Звезды. Воодушевлённый правительственными наградами, он стал ещё мужественнее, яростнее и бесстрашнее громить врага.

2 ноября 1943 г. был высажен десант на Керченском полуострове в районе Эльтиген. От авиации потребовалась помощь прикрытия десанта с воздуха. Подтянув силы, противник, пользуясь преимуществом в живой силе и технике, решил уничтожить десант рядом контратак пехоты при поддержке танков.

6 ноября 1943 г. заместителем ведущего группы пяти самолётов вылетел на штурмовку контратакующих войск противника в районе Эльтиген на Керченском полуострове. В этом районе немцы сосредоточили живую силу и технику для броска в контратаку против нашего десанта; тов. Гофман вместе с другими ведомыми всей мощью своей боевой машины обрушился на расположение танков и пехоты противника. Одновременно со штурмовкой тов. Гофман доразведал точное рассредоточение пехоты и танков противника. В результате действий группы контратака немцев была сорвана. Успешность действий группы подтверждена начальником штаба 318-й Новороссийской стрелковой дивизии.

Таких примеров множество, они есть в каждом боевом вылете. Они присущи неутомимому воздушному воину с твёрдой силой воли, с высокой боевой выучкой, помноженной на храбрость и бесстрашие. Когда противнику, имевшему на Керченском полуострове преимущество в живой силе и технике, удалось потеснить наш десант к берегу Керченского пролива и блокировать его с моря, полку была поставлена задача обеспечить десантников боеприпасами и продовольствием. Десантниками удерживалась узкая полоса берега Керченского пролива, куда надо было сбрасывать мешки с боеприпасами и продовольствием. Подходы к этому району простреливались всеми зенитными средствами и полевой артиллерией. Несмотря на всю сложность и опасность выполнения ответственного задания по доставке боеприпасов и продовольствия десантникам, тов. Гофман произвёл 22 вылета и доставил 44 мешка с продовольствием и боеприпасами.

При продвижении наших войск в направлении г. Керчь от места высадки десанта в северной части Керченского полуострова противник создал сильно укреплённый опорный пункт на Безымянной высоте, что северо-восточнее Булганак, что не давало возможности дальнейшему продвижению. С этой высоты противник обстреливал наши передовые части и подходящие резервы в трёх направлениях. Нужно было во что бы то ни стало подавить огневые средства противника на высоте Безымянная и дать возможность нашим наземным войскам продвигаться вперёд. Поразить цель можно было или с отвесного пикирования или с бреющего полёта бомбами замедленного действия. Цель была прикрыта сильным огнём зенитной артиллерии и истребительной авиацией.

Тов. Гофману было приказано в составе группы пяти самолётов ИЛ-2 подавить огневые точки противника на высоте Безымянная.

19 января 1944 г. в составе пяти самолётов вылетел на выполнение ответственного задания. На подходе к цели был встречен четырьмя Ме-109, смело вступил с ними в бой. Попытка немцев разбить боевой порядок группы не удалась. Плотным строем на бреющем полете, грамотно маневрируя в сплошном зенитном огне, группа вышла точно на цель и бомбовым ударом посеяла панику в рядах противника, а последующими заходами пушечно-пулемётным огнём тов. Гофман лично подавил огонь двух батарей ЗА противника и уничтожил до 15 человек пехоты. Тов. Гофман в этом вылете проявил дерзость и мужество, бесстрашней мастерство штурмового удара. После действий группы самолётов наши наземные части заняли высоту Безымянная. Об успешности действий группы говорит подтверждение наземного командования, в котором всем участникам группы объявлена благодарность.

Каждый полёт тов. Гофмана на врага неизменно отличается исключительной эффективностью. Он водил группы штурмовиков над горными хребтами Кавказа, он гнал немцев с Кубани, Тамани и Крыма. Его сноровку, его искусство штурмовки изучает каждый лётчик подразделений. Там, где, казалось, нельзя и никто не мог пройти, где сплошная завеса зенитного огня преграждала дорогу к цели, там проскакивает со своей группой тов. Гофман, там он настигает врага и бьёт его беспощадно, мастерски и умело, невзирая ни на какие препятствия. В дни победоносных боёв в Крыму за освобождение родной земли, родных городов – Керчь, Феодосия, Севастополь – тов. Гофман показал образцы мужества и героизма.

15 апреля 1944 г. при выполнении боевого задания в районе Ялта по уничтожению артиллерии и живой силы противника тов. Гофман проявил исключительное мужество и мастерство. У цели противник открыл интенсивный огонь ЗА, казалось, никто не пробьёт сплошную завесу огня. Грамотно маневрируя, тов. Гофман с трёх заходов шестью атаками штурмовал противника, в результате чего взорвал склад с боеприпасами; другие экипажи наблюдали два больших очага пожара.

20 апреля 1944 г. при выполнении боевого задания по штурмовке живой силы и техники противника в бухте Северная – Севастополь тов. Гофман прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами. Несмотря на сильный зенитный огонь, рискуя жизнью, он повторил атаку по точкам ЗА и заставил их замолчать, чем обеспечил успешное выполнение задания всей группой наших штурмовиков. Успешность выполнения боевого задания подтверждена истребителями сопровождения.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий в борьбе за Крым и гор. Севастополь, тов. Гофман награждён орденом Красного Знамени.

Воодушевлённый правительственными наградами, тов. Гофман с ещё большей ненавистью к врагам, с большей дерзостью и мужеством уничтожает врага в составе 2 Прибалтийского фронта; здесь он произвёл 22 успешных боевых вылета, каждый из которых является образцом выполнения боевых заданий, примером храбрости и мужества.

13 июля 1944 г., действуя ведущим в составе группы четырёх самолётов Ил-2 по железнодорожным эшелонам на перегоне Идрица – Себеж, тов. Гофман смелой атакой, маневрируя в зоне зенитного огня, пушечным огнём вывел из строя головной паровоз, остановил движение на этом участке. Кроме этого взорвал два вагона с боеприпасами.

15 июля 1944 г. тов. Гофман в качестве ведущего группы четырёх самолётов Ил-2 вылетел на штурмовку отходящих войск противника в районе Опочка и у переправы на р. Исса. Неожиданно выйдя на цель, группа уничтожила переправу через р. Исса и уничтожила шесть автомашин с боеприпасами и живой силой противника.

3 августа 1944 г., в условиях низкой облачности и плохой видимости, в паре с ведомым вылетел на охоту в район населённого пункта Кивэс. Несмотря на плохую видимость, обнаружил железнодорожный эшелон. С пикирования пушечно-пулемётным огнём разбил паровоз, а во втором заходе бомбовым ударом разбил два вагона.

4 августа 1944 г. ведущим группы шести самолётов Ил-2 вылетел на штурмовку железнодорожной станции Калснава. Без страха маневрируя в сильном зенитном огне, увлекая в бой своих ведомых, точно по цели обрушил весь бомбовой груз. В результате штурмового удара группы разбит один железнодорожный вагон, уничтожено две автомашины с железнодорожной платформой. Экипажи наблюдали на станции большой взрыв (предположительно, взорван склад с боеприпасами).

Боевая работа тов. Гофмана полна примеров героизма, мужества и отваги. В жестоких боях за Кавказ, Крым, советскую Прибалтику тов. Гофман доказал свою преданность великому русскому народу, партии Ленина.

Его боевые вылеты полны примеров мастерства штурмовых ударов, бесстрашия и мужества. Они присущи неутомимому, бесстрашному воздушному воину-командиру с высокой боевой выучкой. В боях за свободу Родины с озверелыми бандами фашистов тов. Гофман совершил 96 успешных боевых вылетов, каждый из которых дорого обошёлся врагу. 96 боевых вылетов – это 96 побед (старшего) лейтенанта Гофмана.

Успешность боевых вылетов подтверждена: 25 – фотоснимками, 31 – наземным командованием, 13 – станциями наведения, 8 – истребителями сопровождения и прикрытия и 19 вылетов подтверждены экипажами, выполнявшими боевые задания в одной группе.

Свой большой боевой опыт умело передаёт молодому лётному составу. Ввёл в строй из молодого лётного состава 11 человек.

За исключительные образцы выполнения боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, проявленные при этом мужество, отвагу и героизм, 96 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2 представляю (старшего) лейтенанта Гофмана к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза».

Командир 622-го штурмового авиационного Севастопольского Краснознамённого полка Герой Советского Союза подполковник Емельянов.

11 августа 1944 г.

Описание подвига Героя предоставлено Игорем Сердюковым.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои боёв за Крым. - Симферополь: Таврия, 1972.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Кузнецов И.И. Защищая Отечество. Иркутск, 1968.
 Личное дело
 Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.