Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Лобозов Василий Андреевич

 
Лобозов Василий Андреевич
01.02.1913 - 30.11.1944
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 16.05.1944 Медаль № 3673

    Памятники
  Надгробный памятник
  Надгробная плита
  Бюст в Новофёдоровке


Лобозов Василий Андреевич - помощник по лётной подготовке командира 30-го разведывательного авиационного полка военно-воздушных сил (ВВС) Черноморского флота, майор.

Родился 19 января (1 февраля) 1913 года в деревне Василёво ныне Темкинского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в Вязьме. Работал в Смоленске. С 1932 года жил в Москве. Работал слесарем на заводе «Спецстрой».

В Красной Армии с 1935 года. После окончания Воронежской школы младших авиационных специалистов служил стрелком-радистом.

В числе советских лётчиков-добровольцев Лобозов сражался в 1936-1937 годах в интернациональной бригаде за свободу испанского народа. Летал стрелком-радистом в экипаже бомбардировщика СБ, где штурманом был будущий Герой Советского Союза старший лейтенант Г.М.Прокофьев. Пулемёт Лобозова не знал отказов. Кроме этого он вёл наземное наблюдение, считал вражескую технику, выявлял сосредоточение войск.

В марте 1937 года экипаж летал на разведку морских портов Малага, Альхесирас, Сеута и обороны прибрежной зоны. Несмотря на дождь и сильный ветер, экипаж выполнил задачу. Вдобавок сбросил бомбы на франкийский аэродром Мелилья. Всего таких полётов в небе Испании Лобозов совершил 153 и за героизм и отвагу, проявленные в тех боях, был награждён двумя орденами Красного Знамени.

В 1939 году Лоюбозов окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 40-м бомбардировочном авиационном полку ВВС Черноморского флота, базировавшемся в Крыму. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В первом боевом вылете Лобозов выполнял приказ по бомбёжке железнодорожной станции, забитой вражеской техникой и войсками. Несмотря на плотный огонь зенитной артиллерии, Лобозов точно вывел своё звено на стоящие под парами эшелоны фашистов. Сделав по нескольку заходов на цель и сбросив бомбы, самолёты пошли на свой аэродром. В этот момент на них сверху, из облаков, набросились немецкие истребители. 6 «Мессеров» взяли в кольцо самолёт ведущего. Из этой смертельной карусели экипаж Лобозова всё же вышел достойно, сбил один вражеский истребитель. А затем, на предельной скорости, бомбардировщик ринулся в сторону своего аэродрома. В горячке боя Лобозов не заметил, что был ранен. Но, посадив самолёт, он долго не мог его покинуть. Открыв фонарь пилотской кабины, он с трудом вывалился на руки подоспевших техников.

Оправившись от ранения, Лобозов вновь поднялся в воздух. В одном из боёв был тяжело ранен стрелок-радист Лавров, и самолёт оказался неприкрытым с тыла. Вышел из строя левый мотор, машина загорелась, но Лобозов ветром сбил пламя. Через некоторое время заглох второй мотор. Аэродром почти рядом, но отказало шасси. Едва удерживая машину в планировании, лётчик посадил её на фюзеляж и сразу же бросился к раненому товарищу.

Не раз экипаж из-под Одессы вылетал на бомбардировку черноморских военно-морских баз противника. К цели в этих полётах Лобозов старался выйти неожиданно для фашистских зенитчиков, чаще всего со стороны солнца. Отбомбившись, снижался до бреющего полёта и, ведя интенсивный огонь, на предельной скорости уходил из опасной зоны. А чего стоили повторные заходы на объект ! Казалось безумием снова лезть в огненный шквал, нередко на уже повреждённой машине. Лобозов не раз штурмовал также вражеские автоколонны, морские суда и другие наземные объекты.

Однажды Лобозов вылетел на выполнение очередного задания: необходимо было разрушить железнодорожный мост через Дунай, по которому беспрерывным потоком шли воинские эшелоны противника. Ни ураганный огонь зениток, ни истребители противника не помешали точному бомбометанию. Взлетели глыбы бетона, земли, камни, и словно нехотя рухнула огромная ферма моста... Третий орден Красного Знамени засиял на груди отважного пилота.

29 боевых вылетов совершил под Одессой старший лейтенант Лобозов со своим экипажем, громя вражеские железнодорожные эшелоны и морские конвои, уничтожая танки и живую силу.

Однажды поступил приказ, не загружая самолёт бомбами, вылететь на разведку. Облегчённый самолёт мог значительно увеличить скорость в случае нападения истребителей противника. Полёты в тыл врага, на хорошо охраняемый объект, без прикрытия, в одиночку требовали мужества, хладнокровия и высокого лётного мастерства. В первом разведывательном полёте на подходе к линии фронта Лобозов попал под плотный огонь зенитной артиллерии. Снаряды рвались слева и справа от фюзеляжа, точно дождём осыпая самолёт осколками. Белые шапки разрывов вставали то тут, то там. Лобозов постоянно маневрировал, менял курс, высоту, скорость. Но вдруг раздался сильный треск, самолёт тряхнуло, и пилот заметил большую дыру в капоте. Давление масла в одном из моторов упало до нуля. Самолёт стало кренить - заклинило мотор. Лётчик с трудом выровнял машину. Однако спасти её не удалось...

После непродолжительного лечения Лобозов защищал Севастополь. Бомбовыми ударами по аэродромам противника в Крыму его звено уничтожило 8 самолётов. Отбомбившись, Лобозов снижал машину до бреющего полёта и расстреливал вражеские колонны, которые двигались к городу.

Как одного из опытных лётчиков, Лобозова назначили командиром разведывательной эскадрильи. За 8 месяцев боевых действий лётчики его подразделения совершили 650 дальних разведывательных полётов в глубокий тыл противника, доставили нашему командованию немало ценных сведений. Приходилось летать и в плохую погоду, нередко на обледенелом самолёте. Затрудняли съёмку не только зенитчики фашистов, но и облака и туманы. Иногда объект разведки менялся во время полёта, и необходимо было перестраиваться на лету, зачастую под огнём зениток противника.

Часто Лобозов сам присутствовал при дешифровке разведфильмов. Да и кто мог точнее объяснить, что сфотографировано с высоты 7000 метров, безошибочно определить вражеские зенитные батареи, количество вагонов, автомашин, самолётов, танков, их типы и многое другое. Порой бывало, что разведчик, пролетая над объектом, не мог обнаружить противовоздушную оборону врага, хотя интуитивно не сомневался в её наличии. При повторном заходе приходилось сбрасывать припасённые на случай фугаски, и, как правило, у врагов сдавали нервы: они открывали преждевременный огонь. За сравнительно короткое время Лобозов произвёл свыше 50 ответственных и опасных вылетов, за что был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

В апреле 1943 года Лобозова направили на Высшие офицерские курсы ВВС Военно-Морского Флота. После их окончания его назначили заместителем по лётной подготовке командира 30-го разведывательного авиационного полка. К марту 1944 года он лично совершил уже 185 боевых вылетов. В наградном листе командование подчеркивало: «Бесстрашен в боях, своим мужеством и героизмом учит своих подчинённых… Участвовал в обороне Одессы и Севастополя, наносил удары по нефтеперегонным заводам города Констанцы, базам, аэродромам, мостам и другим военным объектам Румынии".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Лобозову Василию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3673).

30 ноября 1944 года заместитель командира полка по лётной части майор Лобозов вылетел на выполнение очередного особо важного задания. И случилось так, что этот вылет оказался последним для отважного сокола. При возвращении из разведывательного полёта он был атакован шестёркой «мессершимттов». Лобозов по радио успел передать точные координаты сосредоточения фашистского танкового соединения на территории Венгрии и принял неравный бой. Одна из очередей «мессера» пришлась по кабине пилота. Неуправляемый самолёт с погибшим лётчиком врезался в землю...

Похоронен в братская могиле в городском парке городе Саки (Крым).

Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Бюст Героя установлен на Аллее Героев в посёлке Новофёдоровка Сакского район (Крым).

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои огненных лет. Книга 8. М.: Московский рабочий, 1985
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.