Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Додонов Александр Сергеевич

 
Додонов Александр Сергеевич
28.08.1907 - 13.05.1994
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 25.03.1943 Медаль № 913

    Памятники
  Надгробный памятник


Додонов Александр Сергеевич – командир эскадрильи 746-го авиационного полка 45-й авиационной дивизии авиации дальнего действия (АДД), майор.

Родился 28 августа 1907 года в посёлке Норское, ныне в черте города Ярославль, в семье рабочего. Русский. По окончании 7 классов работал на ярославской фабрике «Красный Перевал». Затем учился в химико-механическом техникуме.

В Красной Армии с 1929 года. В 1933 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Служил в одном из дальнебомбардировочных полков, базировавшихся на Украине.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был вторым пилотом, командиром корабля, эскадрильи. Воевал в составе 746-го бомбардировочного полка дальнебомбардировочной авиации (ДБА) и авиации дальнего действия (АДД).

Командир эскадрильи 746-го дальнебомбардировочного полка майор Додонов к февралю 1943 года произвёл 100 ночных боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника, в том числе в городах Кёнигсберг (Калининград), Данциг (Гданьск), Бухарест, Варшава, Белосток, Вильнюс, Смоленск, Орёл, Брянск, Сеща, Орша, Запорожье, Сталино (Донецк), Мемель (Клайпеда), Тильзит (Советск).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство майору Додонову Александру Сергеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 913).

Всего за годы Великой Отечественной войны, с августа 1941 по август 1944 годов, гвардии майор Додонов совершил 149 боевых вылетов.

С 1946 года А.С.Додонов - в запасе. Работал в Полярной авиации, вёл ледовую разведку в морях Карском и Лаптевых. В 1967 году вышел на заслуженный отдых. Жил в Москве. Умер 13 мая 1994 года. Похоронен в городе Долгопрудный Московской области на Южном кладбище (участок 52).

Награждён орденами Ленина (25.03.43), Красного Знамени (18.08.42), Александра Невского (06.11.44), Отечественной войны 1-й степени (06.04.85), 2 орденами Красной Звезды (22.10.41; 06.11.45), медалью «За боевые заслуги» (03.11.44), другими медалями.

После окончания Ворошиловградской авиационной школы военный пилот младший командир Додонов получил назначение в один из полков дальнебомбардировочной авиации (ДБА). На вооружении полка находились четырёхмоторные скоростные бомбардировщики ТБ-7 с экипажем в 11 человек. Бомбовая нагрузка – до 6 тонн. Перед началом войны полк базировался на Украине.

22 июня 1941 года гитлеровцы разбомбили аэродром полка под Киевом, и Додонову пришлось добираться на израненном самолёте на завод.

Только 28 августа 1941 года второй пилот экипажа бомбардировщика ТБ-7 Додонов совершил первый боевой вылет. Был получен приказ лететь на Кёнигсберг. Проскочив заградительный огонь над линией фронта, командир корабля и второй пилот Додонов точно привели самолёт к военному объекту. Едва первые разрывы бомб осветили цель, противник открыл сильный огонь. На земле разрастались очаги пожаров. Первая бомбёжка прошла удачно.

Боевые полёты следовали один за другим. В ноябре 1941 года экипаж второго пилота Додонова совершал боевой полёт на Смоленск. Бомбы сбросили на фашистские железнодорожные составы. Но в последний момент вражеским зенитным снарядом был разбит левый мотор, вдребезги разнесло приборную доску, заклинило управление самолётом. Машина «полезла» вверх. Скорость её снизилась до 160 км/ч. Приближался почти неминуемый штопор. Помощнику борттехника, воентехнику 2-го разряда М.Догову удалось расклинить руль, но самолёт перешёл в пикирование. Только в 200 метрах от земли командиру корабля удалось остановить снижение огромной машины. Но тут упало давление масла в другом моторе. Во избежание пожара его пришлось выключить и половину бензина слить. На двух моторах командир и пилот привели самолёт на базу. До 60 пробоин обнаружили техники на крыльях и фюзеляже машины.

16 мая 1942 года капитан Додонов был назначен командиром корабля 2-й авиационной эскадрильи 746-го авиаполка АДД. Кроме него в экипаж входили: штурман корабля – майор Ушаков, бортмеханик – старший техник-лейтенант Прокофьев, стрелок-радист – старшина Чхиквишвили. Вскоре экипаж стал летать на боевые задания на бомбардировщике Пе-8. Интенсивность полётов заметно возросла.

15 июня 1942 года в результате бомбардировки экипажем капитана Додонова аэродрома Боровское возникло 2 пожара, один – большого размера сопровождался периодическими взрывами.

12 июля 1942 года Додонов, выполняя задание по истреблению вражеских средств ПВО в городе Брянск, погасил 2 прожектора и бомбардировкой станции Брянск-2 произвёл взрыв, развившийся в большой пожар.

9 августа 1942 года при бомбардировке аэродрома Сеща возникло 3 пожара. Успешное бомбометание было подтверждено подпольщиками группы А.Морозовой.

Удачный вылет в составе группы совершил Додонов в том же августе 1942 года. В полёт экипаж взял бомбы самого крупного калибра. Отбомбились по Варшавскому железнодорожному узлу. Над эшелонами взметнулось пламя. При заходе на цель Додонов заметил огни 7-этажной гостиницы напротив Центрального вокзала. 3 бомбы оставил «квартирантам». Прямым попаданием бомбы гостиница была разрушена. От взрыва погибло более 100 фашистских офицеров, в том числе и полковник Генштаба, прибывший накануне из Берлина. Другими экипажами были разрушены казармы СС, форт, повреждены несколько варшавских военных предприятий.

9 сентября 1942 года при бомбардировке города Кёнигсберг произошёл сильный взрыв, развившийся в сильный пожар в южной части города.

В сентябре 1942 года Додонов дважды спасал жизнь своему экипажу. 22 сентября при взлёте с полётным весом 33,2 тонны на высоте 50 метров отказал 3-й мотор. Додонов сумел сделать круг и посадить бомбардировщик на аэродром. Через 4 дня, 26 сентября, при взлёте с полётным весом 31,8 тонн в конце разбега винт 4-го мотора встал во флюгерное положение. Остановив мотор, Додонов сделал круг и с бомбовой загрузкой посадил самолёт.

25 октября 1942 года капитан Додонов был назначен командиром 2-й авиационной эскадрильи 746-го авиаполка АДД.

На пороге весны 1943 года майор Додонов первым в дивизии выполнил свой 100-й боевой вылет на бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника, из них 9 – на дальние цели, города Данциг, Кёнигсберг, Бухарест, Варшава, Белосток, Вильнюс. К этому времени он имел боевой ночной налёт – 464 часа. Им было сброшено 325 тонн бомб, 5436 экземпляров листовок. За мужество и героизм, проявленные в боевых вылетах в глубокий тыл противника, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После успешного завершения Сталинградской битвы части АДД, кроме налётов на города фашистской Германии, продолжали поддерживать наши наземные войска во всех последующих стратегических операциях. На вооружение АДД появилась новая, 5-тонная бомба – ФАБ-5000. 17 июля 1943 года Додонов сбросил ФАБ-5000 на железнодорожный узел Орёл. После освобождения города специальная комиссия осмотрела место падения бомбы. Картина была впечатляющая. Рама тяжёлого пульмановского вагона, согнутая в дугу, была отброшена от полотна железной дороги метров на 100.

В 1943 году за большие боевые успехи 746-й бомбардировочный авиаполк получил гвардейское звание и был преобразован в 25-й гвардейский бомбардировочный авиаполк, а за активное участие в освобождении города Орёл к его названию прибавилось почётное наименование «Орловского».

В 1943 – 1944 годах гвардии майор Додонов участвовал в боевых вылетах по срыву стратегических и оперативных перевозок противника, сосредоточения и перегруппировки его войск, уничтожению фашистской авиации на аэродромах. Сброшенные им бобы падали на железнодорожные узлы и аэродромы Орла, Брянска, Сещи, Орши, Запорожья, Сталино (Донецка) и других городов. Всего к августу 1944 года Додонов совершил 149 боевых вылетов.

После войны в 1946 году гвардии майор Додонов вышел в запас и перешёл на работу в Полярную авиацию, в которой проработал более 20 лет.

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои огненных лет. Книга 8. М.: Московский рабочий, 1985
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.