Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Жигарин Фёдор Александрович

 
Жигарин Фёдор Александрович
21.09.1920 - 16.11.1981
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 08.09.1943 Медаль № 1757

    Памятники
  Мемориал в поселке Солоницевка


Жигарин Фёдор Александрович - командир эскадрильи 299-го штурмового авиационного полка 290-й штурмовой авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант.

Родился 21 сентября 1920 года в селе Ольховка Сурского района Ульяновской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1943 года. Образование среднее.

В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Балашовскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с февраля 1942 года.

Командир эскадрильи 299-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Ф.А. Жигарин к августу 1943 года совершил 61 боевой вылет, в групповых воздушных боях сбил 7 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Фёдору Александровичу Жигарину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1757).

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в армии. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1954 года полковник Ф.А. Жигарин — в запасе. Жил в Ульяновске. Скончался 16 ноября 1981 года. Похоронен на кладбище посёлка Сурское Ульяновской области.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Из воспоминаний Героя:

В результате зимнего наступления Красной Армии в 1941 году в районе Старая Русса была окружена 16-я немецкая армия. Попытки прорваться из окружения ни к чему не приводили. Тогда немцы стали использовать транспортную авиацию. Ночью, в плохую, погоду они вывозили раненых, подбрасывали боеприпасы, продовольствие.

Борьбу с транспортными самолетами противника вели не только истребители, но и штурмовики.

Из моей боевой работы на Северо-западном фронте запомнился следующий эпизод. Это было во второй половине апреля. Ночью наши наземные войска передали, что наблюдают интенсивный перелет самолетов противника. То же было сообщено и рано утром. Нам было ясно, что немцы ночью могли производить посадку только на одном-единственном аэродроме, который имелся у них в районе окруженной группировки: это был аэродром Глебовщина. И за ночь, безусловно, должно было скопиться большое количество транспортных самолетов.

Утром погода в районе нашего аэродрома была плохая: дымка, низкая облачность высотой в 200 метров. Полет группой был невозможен. Я получил задание произвести разведку одиночным экипажем и, если позволит обстановка, штурмовать аэродром. Вылетев утром, я решил идти под кромкой облаков и подойти к аэродрому, прикрываясь облачностью. Но за 15 км до линии фронта облачность кончилась и погода прояснилась. Я изменил решение и перешел на бреющий полет.

Вдруг километра за 1,5 впереди себя я увидел, как над самыми верхушками деревьев «ползут» три транспортных самолета — немцы решили проскочить на бреющем полете. Я быстро развернулся и пошел на сближение для атаки, атаковал первого ведомого, но он продолжал лететь в строю. Немцы держали строй, отстреливаясь из пулеметов. Вести атаку на бреющем полете было очень трудно. Я атаковал второй раз, опять правого ведомого. Он стал отставать и как-то неожиданно накренился на правое крыло, сшибая передо мною верхушки деревьев и расчищая дорогу. Атака ведущего была очень удачна: как раз в этот момент, когда мы уже подлетели к аэродрому, он пошел на подъем (по-видимому, желая показаться, чтобы с аэродрома видели мое преследование). Я подошел к нему очень близко и, когда после моей атаки объятый пламенем самолет резко пошел вниз, невольно занял его место, выскочив затем на аэродром Глебовщина. Несмотря на то, что аэродром был сильно прикрыт ЗА, противник не открывал огня, но стоило мне только оторваться от самолета, чтобы атаковать транспортные самолеты, находившиеся на западной стороне, как был открыт ураганный огонь. Быстро сбросив на скопления самолетов зажигательную смесь, я зажег еще 4 транспортных самолета. На развороте мой самолет был поврежден зенитным огнем — правый элерон не работал, но опасность зенитного огня уже миновала, она осталась позади. С большим трудом мне удалось довести самолет до аэродрома и благополучно сесть.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005