Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кирток Николай Наумович

 
Кирток Николай Наумович
06.12.1920 -
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 6579


Кирток Николай Наумович - командир эскадрильи 140-го гвардейского штурмового авиационного полка 8-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 6 декабря 1920 года в селе Мариновка Доманевского района Николаевской области в крестьянской семье. Украинец. С детства жил в Одессе. Окончил девять классов. Работал слесарем на заводе имени Октябрьской Революции.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1943 году окончил Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с июля 1943 года. Воевал на Ил-2 в составе 2-й и 5-й воздушных армий Степного, 1-го Украинского и 2-го Украинского фронтов. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

Навсегда врезалось в память Н.Н. Киртоку его боевое крещение. Шёл июль 1943 года. На рассвете младший лейтенант Н.Н. Кирток в группе штурмовиков вылетел на первое боевое задание. Нужно было уничтожить колонну немецких танков. Лётчики славно потрудились: после их ударов горели хваленые "тигры" и "пантеры", другие бронемашины врага.

В июле 1944 года войска 1-го Украинского фронта, стремительно наступая на запад, вышли к Висле и с ходу заняли на её левом берегу плацдарм в районе Сандомира. Противник упорно оборонялся. С воздуха действия наших наземных войск поддерживали лётчики 2-й Воздушной армии. 140-й гвардейский штурмовой авиационный полк, в котором командиром звена был Н.Н. Кирток, базировался на полевом аэродроме в районе Жешува.

11 августа 1944 года Н.Н. Кирток дважды поднимал свой штурмовик в воздух и брал курс на Сандомирский плацдарм для подавления танковых контратак противника. В середине дня группа в составе пяти штурмовиков Ил-2 под его командованием получила задачу нанести бомбово - штурмовой удар по противнику в районе Шидлув - Дуже. Это был 151-й боевой вылет Н.Н. Киртока.

Противник встретил их сильным зенитным огнем. Лётчики группы, умело маневрируя, без потерь пробились к цели, начали атаковать вражеские танки, бронетранспортеры и пехоту. При последнем, 5-м заходе на цель в воздухе появились немецкие истребители. Завязался воздушный бой.

Истребители прикрытия и стрелки "Илов" успешно отражали атаки. Однако паре "Мессеров" удалось прорваться к штурмовикам. Самолёт Н.Н. Киртока прошила длинная очередь. В кабине появился запах гари. Но при очередной атаке вражеский истребитель, не рассчитав дистанции, на большой скорости проскочил вперёд "Ила". Н.Н. Кирток нажал гашетку - и "Мессер" взорвался в воздухе.

Через несколько дней Н.Н. Кирток получил задание: с утра двумя самолётами Ил-2 под прикрытием четырёх истребителей "Як" произвести разведку войск противника в районе Кельце - Сташув - Босовице - Гжибув - Ракув. Имелись сведения о том, что противник подтягивает в район плацдарма свежие резервы.

Взлетели затемно, чтобы с рассветом уже быть над линией фронта. Через 40 минут показалась дорога, идущая с запада в район Сташува. Н.Н. Кирток обнаружил на ней колонну танков, бронетранспортеров и автомашин. Снизившись до 200-300 метров, сделали два круга, и Н.Н. Кирток насчитал до 70 танков, бронетранспортеров и около 100 автомашин. Получив данные разведки, с аэродромов 2-й Воздушной армии поднялись штурмовики и бомбардировщики для уничтожения обнаруженной техники врага.

В конце августа 1944 года полку поставили сложную боевую задачу: уничтожить танки противника, контратаковавшие наши наземные части в районе Коббеляны. Для выполнения этой задачи полк выделил несколько групп самолётов Ил-2. Группа Н.Н. Киртока в составе 8 штурмовиков должна была вылететь третьей.

В середине дня по команде командира корпуса дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации В.Г. Рязанова группы самолётов взлетели, взяв курс на северо-запад, где шли жестокие бои. Полёт к цели протекал спокойно. Через 15-20 минут полёта вдали на солнце блеснула Висла, а на её западном берегу показался столб дыма, поднимавшийся до высоты 400-500 метров. Это и был Сандомирский плацдарм.

Справа внизу в пелене дыма и пыли к переднему краю наших войск, стреляя на ходу, двигались танки противника. Н.Н. Кирток дает команду: "Внимание! Работаем в боевом порядке "круг". Приготовиться к перестроению".

После 6 заходов на цель с земли поднялись 6 столбов дыма. Это загорелись танки. Пехота противника залегла. Группа Н.Н. Киртока вернулась на свой аэродром. В результате её удара была задержана атака противника на этом участке фронта, уничтожено до 10 немецких танков и бронетранспортеров.

Особенно отличился Н.Н. Кирток в боях за Берлин. 24 апреля 1945 года он дважды водил группы "Илов" на уничтожение артиллерийских и миномётных батарей противника на юго-западной окраине Берлина. Метким бомбовым ударом, пушечно - пулемётным огнём и ракетами шесть "Илов" создали 3 сильных взрыва, 4 очага пожара и подавили огонь 4 артиллерийских батарей.

Свой последний боевой вылет Н.Н. Кирток совершил 10 мая 1945 года. Фашистская Германия уже капитулировала, но на юге Чехословакии группа немецких войск под командованием фельдмаршала Шернера стремилась прорваться на запад, чтобы сдаться в плен нашим союзникам.

В полку была объявлена боевая тревога. Н.Н. Кирток получил боевую задачу: нанести бомбово-штурмовой удар по войскам противника на западном берегу реки Эльбы. И эта боевая задача была выполнена отлично. А на земле лётчиков ждала телеграмма от командующего 1-м Украинским фронтом И.С. Конева: "Всему личному составу полка объявляю благодарность".

За период с 27 июля 1943 года по 11 мая 1945 года Н.Н. Кирток совершил 210 успешных боевых вылетов в условиях сильного противодействия немецкой зенитной артиллерии и истребительной авиации. 210 боевых вылетов - это более тысячи атак по наземным целям.

На его счету числятся уничтоженными и повреждёнными 38 танков и бронетранспортеров, 54 автомашины с войсками и грузами, 7 цистерн с горючим, им подавлен огонь 6 батарей зенитной артиллерии, уничтожен железнодорожный эшелон с боеприпасами. В воздушных боях он сбил 1 самолёт противника лично и 4 - в группе с товарищами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Киртоку Николаю Наумовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6579).

Гвардии капитан Н.Н. Кирток — участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

После окончания Великой Отечественной войны Н.Н. Кирток продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Служил в Государственном Краснознаменном научно-испытательном институте Военно-воздушных сил начальником отделения тактических испытаний самолётов. С 1954 по 1976 год - на руководящих должностях в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооружённых Сил.

С 1976 года полковник Кирток Н.Н. - в запасе. До 1987 года работал инженером-конструктором в ОКБ имени А.С. Яковлева. Живет в Москве.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

Из воспоминаний Героя:

В августе 1944 года наши войска после стремительного наступления вышли на рубеж реки Висла и с ходу, форсировав ее, заняли плацдарм южнее Сандомира.

Противник, ожесточенно сопротивляясь, пытался сбросить наши войска в реку Висла. Для осуществления своих замыслов командование немецкой армии ввело в действие крупные соединения танков, бронетранспортеров и артиллерии, которые поддерживались крупными силами авиации.

В большинстве это были самолеты ФВ-190, используемые в качестве штурмовиков группами от 4 до 18 самолетов под прикрытием Ме-109, наносивших удары по боевым порядкам наших войск.

Наш штурмовой полк в последнее время поддерживал действия наземных войск на Сандомирском плацдарме.

Наш полк получил задачу: нанести бомбардировочно-штурмовой удар по танкам противника, контратаковавшим наши части юго-западнее Коббеляны.

В полку было выделено несколько групп. Моя группа в составе 9 Ил-2 действовала третьей и располагала временем на подготовку к вылету.

При подготовке летного состава к вылету мною были проработаны следующие вопросы:

1. Детальное изучение цели и ее ПВО.

2. Боевой порядок группы на маршруте.

3. Действия группы при встрече с истребителями противника.

4. Связь с наземными станциями КП командира корпуса и аэродрома, а также связь с истребителями прикрытия и связь в группе.

5. Действия в случае перенацеливания.

6. Действия группы над целью из боевого порядка «круг».

Для поражения танков и живой силы противника группа взяла смешанный вариант бомб «ПТАБ», «АО-25» и «ФАБ-50».

С истребителями сопровождения мы базировались на одном аэродроме и имели большой опыт совместных действий.

В 14.35 группа взлетела и, собравшись в общий боевой порядок, легла на курс.

Группу прикрывали 4 истребителя Як-1, которые шли сзади с превышением над группой.

Не доходя до линии фронта 20-25 км, я вызвал КП командира корпуса и доложил задачу. С КП получил подтверждение выполнять задачу и информацию об обстановке над полем боя.

Цель, которую мне было необходимо поразить, находилась в 3 км от линии фронта, где велись ожесточенные бои, поэтому над линией фронта стоял сплошной дым, затрудняющий ориентировку и отыскание цели.

К линии фронта подошли на высоте 1200 метров и пересекли ее с потерей высоты, с правым доворотом 10-15 градусов, маневрируя высотой, скоростью и курсом.

При переходе линии фронта моя группа была встречена зенитным огнем из района Коббеляны. Группа по моей команде открыла огонь PC и короткими очередями из пушек и пулеметов деморализовала противника.

Танки противника в боевых порядках двигались к нашему переднему краю, южнее Коббеляны. Пункт Кoббеляны горел.

Довернув влево, группа встала в «круг». Как только покинули круг, я подал команду: «Атаковать танки!» каждый летчик, самостоятельно выбирая себе цель — танк, разворотом под 90 градусов с высоты 800 метров вводил самолет в планирование и пулеметно-пушечным огнем и бомбами поражал цель. Бомбометание производилось на выводе из пикирования с высоты 250-300 метров.

Дистанция между самолетами на «круге» была 350-400 метров — на дистанцию прицельного огня.

Истребители прикрытия находились выше нас на 200-300 метров. Зенитный огонь противника стал ослабевать и к концу выполнения задания был подавлен экипажами нашей группы.

Специально выделенных экипажей для подавления ЗА противника у нас не было. Летчик, обнаруживший зенитную точку, обстреливал ее пулеметно-пушечным огнем.

От цели ушли к линии фронта на свою территорию разворотом на 90 градусов вправо с последующим снижением на бреющий полет.

В результате бомбардировочно-штурмового удара по фотоснимкам, подтвержденным показаниями наземных войск, было уничтожено 4 танка противника.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005