Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Максимов Николай Васильевич

 
Максимов Николай Васильевич
10.12.1915 - 08.03.1952
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 8000
Орден Ленина № 52444


Максимов Николай Васильевич – штурман 624-го штурмового авиационного полка (308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), капитан.

Родился 27 ноября (10 декабря) 1915 года в деревне Куприяновка Кирсановского уезда Тамбовской губернии (ныне не существует, территория Землянского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области). Русский. Окончил 7 классов школы, в 1933 году – школу ФЗУ в Тамбове, в 1936 году – 2 курса Тамбовского техникума механизации сельского хозяйства.

В армии с августа 1936 года. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В 1938-1942 – лётчик-инструктор Мелитопольского военного авиационного училища летнабов и штурманов.

Участник Великой Отечественной войны: в ноябре-декабре 1942 – заместитель командира авиаэскадрильи 672-го штурмового авиационного полка (Закавказский фронт). Участвовал в битве за Кавказ.

В декабре 1942 – мае 1943 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи штурмовых авиационных полков, проходивших переформирование в тылу (в Приволжском военном округе).

В мае 1943 – мае 1945 – командир авиаэскадрильи и штурман 624-го штурмового авиационного полка. Воевал на Брянском, 2-м и 1-м Прибалтийских, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Орловской, Брянской, Городокской, Витебской, Витебско-Оршанской, Вильнюсской, Каунасской, Рижской, Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.

Всего за время войны совершил 159 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, в воздушных боях лично сбил 6 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года майору Максимову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны до августа 1945 года продолжал службу командиром авиаэскадрильи штурмового авиаполка (в Группе советских войск в Германии). В 1946 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС (город Краснодар). В августе-декабре 1946 – лётчик-инспектор по технике пилотирования штурмовой авиадивизии (в Прикарпатском военном округе).

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В мае-июне 1951 – командир штурмового авиаполка (в Закавказском военном округе). С июня 1951 года – заместитель начальника Шадринского военного авиационного училища штурманов по лётной подготовке.

Погиб в авиакатастрофе 8 марта 1952 года при исполнении служебных обязанностей.

Подполковник (1949). Награждён 2 орденами Ленина (23.02.1945; 27.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (2.08.1943; 25.03.1944), орденами Александра Невского (23.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (22.02.1945), медалями.

Его именем названа улица в посёлке Инжавино.

Из воспоминаний Героя:

8 августа 1944 года мне было приказано группой 12 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 нанести удар по танкам и живой силе противника, введенным в прорыв южнее Вильковишкис.

При подходе к цели на высоте 950-1050 метров я заметил группу вражеских самолетов Ю-87 в сопровождении небольшого количества истребителей. Группа, как впоследствии было установлено, состояла из 28 Ю-87, 4 ФВ-190 и 2 Ме-109.

Посты ВНОС наблюдать вражеские самолеты, очевидно, не смогли — мешала облачность (на высоте 600— 700 метров 5-6 баллов). Со станции наведения никаких предупреждений о приближении вражеской группы не было; они передавали, что в воздухе все спокойно. Я сообщил свои наблюдения на станцию наведения. Ответная радиограмма задерживалась. Я решил во что бы то ни стало не допустить вражеские самолеты к цели (не дать им возможности сбросить бомбы на боевые порядки наших войск) и прекратил заход на цель.

Чтобы не терять времени, я повел свою группу с бомбовой нагрузкой в лобовую атаку против вражеских бомбардировщиков. Об этом я передал на станцию наведения, предупредив свою группу. Истребителям сопровождения приказал связать истребителей противника. Перед самой атакой, когда я уже находился на территории противника, получил ответ со станции наведения, подтверждающий правильность моих действий.

Моя группа находилась на 75-100 метров ниже вражеской в боевом порядке шестерок в правом «пеленге».

При сближении я увеличил скорость до максимальной. Не доходя 500-600 метров, я сделал «горку» и с дистанции 200-300 метров открыл огонь из всех огневых точек. Моему примеру последовали все летчики. Атака была неожиданной, и вражеская группа была застигнута в плотном строю. В первой лобовой атаке нам удалось сбить 3 Ю-87. Из люков некоторых самолетов противника посыпались бомбы. Вся группа беспорядочно один за одним стала уходить от нас пикированием и разгружаться от бомб на головы своих войск.

На высоте 150-200 метров мы еще раз встретились, опять почти в лоб. На высоте Ю-87 легко уходили от нас пикированием, но на малой высоте они потеряли эти преимущества, и наши шансы на успех боя увеличились. Ю-87, не выдерживая лобовых атак, отворачивались с небольшим снижением.

В начале разворота Ю-87 по отношению приближающегося к нему Ил-2 находился как будто в мертвом положении. Если Ил-2 успевал сократить дистанцию до 150-100 метров, пока Ю-87 еще не успевал развернуться на 90 градусов, то очереди с Ил-2 были очень эффективными.

При второй встрече штурмовиками было сбито еще два Ю-87. Видя безвыходность своего положения, бомбардировщики противника приняли боевой Порядок, подобный нашей «змейке». При таком положении производить атаки с задней полусферы нам не удавалось из-за сильного огня воздушных стрелков. Пришлось произвести лобовые атаки ведущих самолетов. Такими атаками удалось расстроить их «змейку» и нарушить огневое взаимодействие между самолетами.

В этом последнем этапе боя нам удалось еще сбить два Ю-87, причем один из них был сбит моим воздушным стрелком старшим сержантом Дибривиным на попутно-параллельных курсах. К этому самолету я подстроился ниже справа так, что он и не увидел меня. Подстроиться к нему меня вынудило отсутствие боеприпасов в передних огневых точках.

Наши истребители, воспользовавшись паникой противника и нарушением огневого взаимодействия, сбили один Ю-87 и один ФВ-190. В последующих этапах боя они зорко охраняли штурмовиков.

В результате одиннадцатиминутного боя было сбито 8 Ю-87 и один ФВ-190.

После воздушного боя, который закончился в тылу противника, группа штурмовиков вернулась к своей цели и произвела 5 заходов.

Действуя по наземных целям, она сожгла 9 танков, 2 автомашины и один бронетранспортер.

При отходе от цели группа была атакована с бреющего полета двумя ФВ-190. Пришлось построить крутую «змейку» и, снизившись до малой высоты, уйти на бреющем полете на свой аэродром.

Эффективность действий штурмовиков и истребителей в воздушном бою была подтверждена офицерами связи, находившимися на станции наведения, кроме того, наземными войсками и фотоснимками специального разведчика.

Штурмовики потерь экипажей не имели, и только один самолет разбился при вынужденной посадке на лес.

При ведении воздушного боя на самолете Ил-2 (или ему подобных) против такого типа бомбардировщика, как Ю-87, желательно производить лобовые атаки с внезапным выходом снизу.

Необходимо учесть, что при ведении воздушного боя с бомбовой нагрузкой заметно ухудшаются некоторые качества самолета. Он боится разворота на уменьшенной скорости, дрожит, просится в штопор. Увеличивается скорость и радиус разворота, увеличивается просадка при выводе из пикирования, уменьшается набор высоты при производстве «горки». Поэтому, при возможности, желательно освободиться от бомб. Если обстановка не позволила сбросить бомбы до воздушного боя и последний приходится проводить с ними, то необходимо учитывать следующие особенности на малой высоте:

1. «Горку» прекращать раньше, так как скорость быстро гаснет и самолет в крайнем верхнем положении не слушается рулей.

2. Следить за скоростью на разворотах.

3. Раньше выводить из пикирования.

4. Идя в лобовую атаку, держаться чуть ниже противника, чтобы он не сумел проскочить вниз.

5. При удобном моменте использовать огонь воздушного стрелка, создавая ему выгодную позицию для стрельбы.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005
 Учётно-послужная карта