Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Лобас Пётр Калиникович

Лобас Пётр Калиникович

23.06.1916 - 01.04.1985

Герой Советского Союза

Даты указов

19.04.1945

Медаль № 8730

Орден Ленина № 55024

Лобас Пётр Калиникович – командир авиаэскадрильи 86-го гвардейского истребительного авиационного полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии капитан.

Родился 10 (23) июня 1916 года в селе Ляличи Михайловской волости Суйфунского участка Приморской области (ныне Михайловского района Приморского края). Русский. С 1927 года жил в деревне Крым (ныне в черте города Фокино Приморского края). В 1928 году окончил начальную школу. В 1928-1930 – промысловый рабочий рыбного завода на острове Путятина (залив Петра Великого). В 1932 году окончил школу ФЗУ.

В 1932-1934 годах работал столяром на судостроительном заводе №202 (город Владивосток). В декабре 1934 – январе 1935 обучался во Владивостокском индустриальном техникуме. В 1935-1936 годах работал столяром-инструктором на областной детской технической станции (город Владивосток). В 1936-1937 годах обучался в Московском трамвайном техникуме, в 1939 году окончил Московский авиационный техникум. Работал техником-конструктором и контрольным мастером на авиационных заводах №39 и №289 в Москве.

В армии с октября 1940 года. До января 1941 года служил в воздушно-десантных войсках (в Западном особом военном округе).

В сентябре 1941 года окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков. В сентябре 1941 – июле 1942 – лётчик 20-го запасного авиационного полка (город Новосибирск), В июле-сентябре 1942 года проходил переобучение в 8-м отдельном учебно-тренировочном авиационном полку (Северо-Западный фронт).

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1942 – мае 1945 – старший лётчик, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 744-го (с мая 1943 – 86-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном (сентябрь-ноябрь 1942), Ленинградском (март-июль 1943), Калининском (август-октябрь 1943), 3-м (апрель 1944 – апрель 1945) и 1-м (апрель-май 1945) Белорусских фронтах.

Участвовал в ликвидации демянской группировки противника, обороне Ленинграда, Духовщинско-Демидовской, Невельской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Гумбинненской, Восточно-Прусской и Берлинской операциях. В воздушных боях был дважды легко ранен: 7 сентября 1943 года – в левую руку, 18 марта 1945 года – в левую ногу.

За время войны совершил 163 боевых вылета на истребителях Як-7, Як-9 и Як-3, в 31 воздушном бою сбил лично 18 и в составе группы 3 самолёта противника*.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года гвардии майору Лобасу Петру Калиниковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.

После войны до 1946 года продолжал служить в ВВС командиром авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Группе советских войск в Германии).

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1951-1954 – заместитель командира отдельного учебно-испытательного полка Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского.

В январе 1955 – июне 1956 находился в загранкомандировке в ГДР в качестве военного советника командира отделения аэроклуба (январь 1955 – февраль 1956) и военного советника командира авиаполка (февраль-июнь 1956).

В 1956-1959 – начальник штаба 668-го бомбардировочного авиационного полка (в Группе советских войск в Германии). С декабря I959 года полковник П.К.Лобас – в запасе.

Работал в ОКБ П.О.Сухого: заместителем начальника отдела лётных испытаний (1961-1966) и командиром лётно-транспортного звена (1966-1984).

Жил в Москве. Умер 1 апреля 1985 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Полковник (1953). Награждён орденом Ленина (19.04.1945), 2 орденами Красного Знамени (16.07.1943; 13.09.1943), орденами Александра Невского (19.07.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (14.06.1943; 30.12.1956), медалью «За отвагу» (10.04.1943), «За боевые заслуги» (15.11.1950), другими медалями.

В селе Михайловка Приморского края на Аллее Героев установлена мемориальная плита.

Примечания:
1) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 16 личных побед;
2) Награждён за выполнение 106 боевых вылетов, в которых лично сбил 15 самолётов противника (на январь 1945 года).


В сентябре 1942 года Пётр Лобас прибыл на Волховский фронт под Ленинград. Только в марте 1943 года он прошёл боевое крещение огнём.

В один из мартовских дней 86-й гвардейский истребительный авиационный полк должен был сопровождать штурмовики. В назначенное время истребители поднялись в воздух. Вдруг откуда-то из-за облаков появились 6 ФВ-190. Они бросились на ведущих истребителей майора Кочергина и лейтенанта Кокошкина. Лобас стал разворачивать свой самолёт для атаки. Но пока он набирал высоту, фашисту удалось подбить Кокошкина, и тот выбросился с парашютом. К нему сразу же устремился «фоккер». Однако Лобас опередил фашиста и прикрыл своего командира.

Вскоре из 6 вражеских самолётов осталось 4. Два из них от метких выстрелов советских истребителей уже догорали где-то внизу. Но оставшиеся не уходили. Они с рёвом носились на фоне темнеющего неба, стремясь зайти в хвост «ястребкам». Лобас появился среди гитлеровцев в тот момент, когда один из них делал разворот. До отказа нажав на газ, он догнал фашиста и дал по нему очередь из пулемёта. Сноп трассирующих пуль пронизал вражеский самолёт. Он вспыхнул...

Бои в небе под Ленинградом становились всё напряжённей. Фашисты усилили налёты своей авиации на единственную оставшуюся плотину Волховской электростанции, снабжавшей Ленинград электроэнергией. Ежедневно для ударов по плотине враг посылал по 60-80 самолётов. Перед советскими лётчиками стояла задача не дать ни одному вражескому самолёту сбросить бомбы на цель. Днём и ночью на подступах к плотине шли ожесточённые воздушные схватки.

Трудный бой разгорелся 1 июня 1943 года. Фашистское командование бросило на плотину 64 бомбардировщика. Вражеские лётчики шли плотным строем, группами. Навстречу им вышли 6 «ястребков». Среди них был и самолёт Лобаса. И хотя силы были далеко не равные, наши лётчики смело вступили в бой. Первым на ведущего Хе-111 бросился Лобас. На предельной скорости, пролетая мимо гитлеровского вожака, он послал очередь бронебойных пуль. Фашистскому самолёту было нанесено повреждение, но он продолжал лететь. Тогда Лобас, описав в воздухе небольшую дугу, снова устремился на гитлеровцев. На этот раз удар оказался более точным. Пули нашли топливный бак, и вражеский самолёт вспыхнул. А в это время боевые друзья сбили ещё 3 бомбардировщика.

В разгар боя из-за облаков вынырнули фашистские истребители. И всё же Лобасу удалось оттеснить от общей группы одного из фашистов. Враг принял вызов. Разразилась смертельная дуэль двух истребителей. Теперь уже успех решали мастерство и сила воли. Как только фашист вышел из пике и стал набирать высоту, Лобас, резко повернув самолёт на правую плоскость, приблизился к «фоккеру». Огненная струя пуль и снарядов впилась в самолёт фашиста, и тот камнем пошёл вниз. Это был 4-й вражеский самолёт, сбитый Лобасом.

В августе 1943 года развернулись кровопролитные бои на Калининском фронте. Здесь Лобас снова отличился. В шести воздушных боях он лично сбил 6 самолётов противника. А однажды в течение 38 минут ему одному пришлось драться против 5-х фашистов. Он выдержал этот тяжёлый бой, «пустив на тот свет» 3 «юнкерса».

Из воспоминаний Героя:

6.09.1943 года с 11.30 до 12.37 я в составе четырёх Як-9 (мой ведомый – младший лейтенант Сергунин, ведущий второй пары – гвардии лейтенант Марченко, его ведомый – гвардии младший лейтенант Жилкин) производил свободный полёт и поиск самолётов противника в районе Ярцево – Духовщина – Смоленск.

На высоте 3.500-4.000 метров восточное Духовщины мы встретили двух ФВ-190, пытавшихся атаковать наши самолёты со стороны солнца с правым разворотом из-за облачности. Я подал команду паре гвардии лейтенанта Марченко, находившейся справа, атаковать ФВ-190. Гвардии лейтенант Марченко со своим ведомым левым боевым разворотом зашёл в хвост паре ФВ-190, атаковал её под ракурсом 1/4 и сбил один самолёт (другой, дымящийся, ушёл на запад). После короткого боя гвардии лейтенант Марченко вновь занял своё место, и мы продолжали полёт.

В 6-7 км южнее Духовщины, на высоте 3.800 метров, четыре ФВ-190 пытались атаковать нас сверху и сзади из-за облаков. Не дав немцам осуществить свой замысел, я левым боевым разворотом первым перевёл группу в атаку ФВ-190 снизу и спереди. После атаки на встречных курсах мне удалось зайти одному ФВ-190 в хвост левым боевым разворотом и с дистанции 50 метров прицельным огнём сбить его. Мой ведомый гвардии младший лейтенант Сергунин заметил, что второй ФВ-190, производя разворот в противоположную сторону нашему виражу, потерял высоту и оказался ниже нас. Воспользовавшись ошибкой в технике пилотирования немца, гвардии младший лейтенант Сергунин немедленно сверху перешёл в атаку и в упор сбил его. Гвардии лейтенант Марченко и его ведомый, прикрывая нас, пытались завязать бой со второй парой ФВ-190, которая, не приняв боя, пикированием ушла на запад. Собрав группу, мы вновь продолжали полёт по заданию. В районе севернее города Ярцево лётчик Сергунин заметил ещё двух ФВ-190, о чем сообщил по радио.

Гвардии лейтенант Марченко резко развернулся с набором высоты на самолёты противника. Затем зашёл ведомому ФВ-190 в хвост и с дистанции 120-150 метров открыл огонь. Сначала самолёт противника задымил и перешёл в пикирование. Гвардии лейтенант Марченко, преследуя его, дал ещё 2 очереди с дистанции 50 метров, после чего ФВ-190 загорелся и упал в лес.

В результате боевого вылета группа сбила 4 ФВ-190, не потеряв ни одного своего самолёта.

Решительные и энергичные действия нашей группы не дали немцам объединить свои силы, находившиеся в этом районе, и нам удалось разбить их отдельные группы. Немцы не сумели реализовать своё численное превосходство.

Неоценимую услугу при взаимодействии и управлении боем оказало нам безотказно работавшее радио.


В июне 1944 года 86-й гвардейский авиационный истребительный полк получил задачу обеспечить прорыв вражеской обороны в районе Витебска, прикрыть наступающие войска 3-го Белорусского фронта. Эскадрилья под командованием гвардии капитана Лобаса совершила здесь 157 боевых вылетов. Его истребители сопровождали штурмовики и бомбардировщики, вступали в неравные схватки с фашистами, уничтожали оккупантов в воздухе и на земле. Над Витебском и Оршей прославленная эскадрилья не потеряла ни одного своего самолёта, увеличив счёт сбитых фашистских.

В первых числах октября 1944 года эскадрилья гвардии капитана Лобаса, сопровождая штурмовиков и бомбардировщиков, взяла курс на Кенигсберг, к крупному фашистскому аэродрому, на котором находилось до 100 машин. Для гитлеровцев появление наших самолётов явилось неожиданным. Первая группа «илов» нарушила тишину. Один за другим раздались взрывы. На аэродроме поднялась паника. Тем временем подошла группа бомбардировщиков. От сброшенных бомб на земле вспыхнули ярко-красные языки пламени. И вдруг в строй советских самолётов врезались «мессершмитты».

Лобас бросился на «мессера» и дал длинную очередь. Тот под небольшим углом пошёл вниз и врезался в густой кустарник. Налёт на вражеский аэродром был завершён успешно. Все советские самолёты возвратились на свои базы.

С октября 1944 года у Лобаса начались ежедневные полёты в тыл врага. «Свободная охота» сменялась разведкой, разведка — сопровождением штурмовиков или бомбардировщиков.

Однажды, когда «илы» начали бомбёжку вражеской цели, из-за облаков появилось 7 фашистских истребителей. На перехват их устремилась четвёрка «яков» под командованием гвардии капитана Лобаса. Гитлеровцам не удалось прорваться к нашим штурмовикам, и они парами набросились на истребителей. Завязался ожесточённый бой. Фашистским лётчикам и на сей раз не удалось вывести из строя ни одного советского самолёта. Зато Лобас, проходя по замкнутому кругу, настиг «мессера» и двумя короткими очередями срезал его. Это была его 14-я победа !

49 боевых вылетов совершил Лобас за время Восточно-Прусской операции. 4 вражеских самолёта, 15 автомашин, 5 паровозов и 3 железнодорожных эшелона — таков счёт лётчика в тех боях.

На своём личном примере Пётр Лобас сумел воспитать многих бесстрашных советских асов. Под его командованием менее чем за 2 года эскадрилья истребителей сделала 520 боевых вылетов. 18 вражеских самолётов, не считая сбитых командиром, значилось на счету этой гвардейской эскадрильи.

Командование 240-й авиационной дивизии высоко оценило подвиги гвардии капитана Лобаса. 12 января 1945 года он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. В апреле 1945 года он был удостоен этой высшей награды Родины.

Свой последний бой Пётр Лобас провёл над Берлином.

Описание боевого пути Героя предоставлено Валерием Воробьёвым. Автор биографии не гарантирует правильность приведённых в этом описании сведений.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Личное дело

Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.

Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005