Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Рыжий Леонид Кириллович

Рыжий Леонид Кириллович

23.09.1921 - 02.05.1995

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 9024

Рыжий Леонид Кириллович - командир эскадрильи 347-го истребительного авиационного полка 193-й истребительной авиационной дивизии 13-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, капитан.

Родился 23 сентября 1921 года в Киеве в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1943 года. В 1939 году окончил два курса Никопольского агролесомелиоративного техникума и аэроклуб.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В боях Великой Отечественной войны с октября 1941 года.

17 мая 1942 года Л.К. Рыжий был ранен в воздушном бою над Таманским полуостровом. Свой поврежденный истребитель сумел посадить на тянущуюся вдоль берега тоненькую песчаную косу. К тому времени на его счету были 2 Ме-109 и Ю-88, сбитые на «Чайке». Обессилевший от потери крови, летчик «пристал» к 347-му истребительно-авиационному полку, с которым прошел войну до конца. Сразу пытался «работать» в новом полку, но ранение оказалось тяжелым, и вновь обретенные соратники направили его в госпиталь.

В полк Л.К. Рыжий вернулся лишь под Новый год. Немалых трудов стоило ему найти свою часть под Тбилиси, откуда ее вскоре направили в Новосибирск, на пополнение и переучивание. Здесь он освоил Як-1, и в июле 1943 года 347-й истребительно-авиационный полк в составе 193-й истребительной авиационной дивизии принял участие в Курской битве. Позднее лётчики полка прикрывали войска, участвовавшие в операции «Багратион», в освобождении Гомеля и Бобруйска.

Командир эскадрильи капитан Л.К. Рыжий отличился 9 августа 1944 года на прикрытии переправ через Вислу. Во главе двенадцати Як-9 над Магнушевским плацдармом он встретил более двух десятков истребителей-бомбардировщиков ФВ-190. Приказав двум парам прикрыть атаку, он во главе ударной группы с ходу, спереди-снизу, атаковал и сбил вражеского лидера. Выполнив резкий боевой разворот, он сзади, под малым ракурсом, обстрелял и поджёг еще один «Фокке-Вульф». Третью неприятельскую машину уничтожил его ведомый.

Большинство своих побед капитан Л.К. Рыжий одержал на Як-9. С февраля 1945 года он совершал боевые вылеты и на Як-3. Свою последнюю победу одержал над Берлином 28 апреля 1945 года. Капитан Л.К. Рыжий провёл около 300 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 21 самолет противника. Среди сбитых им машин — Хе-111, 3 Ю-88, Ю-87, Ме-109, ФВ-190.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Леониду Кирилловичу Рыжему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9024).

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (Монино), в 1963 году — Московский государственный университет. Летал до 1967 года. Последний освоенный тип самолётов — МиГ-21. С 1973 года полковник Л.К. Рыжий в запасе. Жил в Москве. Преподавал в Военной академии химзащиты. Умер 2 мая 1995 года. Похоронен в Москве, на Химкинском кладбище.

Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.


Из воспоминаний Героя:

После разгрома немецких группировок под Орлом и Белгородом наземные части, преследуя противника, выходили на левый берег Днепра. Противник, стремясь задержать продвижение наших наземных войск, бросил свои бомбардировочные части на противодействие нашим наземным войскам.

Командир полка поставил передо мной задачу: патрулированием групп по 4-6 самолетов Як-9 прикрыть наземные войска в районе Кезелец от налетов бомбардировщиков противника.

Собрав летный состав эскадрильи, я объяснил стоящую перед нами задачу, отметив, что главная цель — бомбардировщики; по возможности не вступать в бой с истребителями прикрытия, перехитрить их, сосредоточив все свои силы на уничтожении бомбардировщиков.

Затем разъяснил положение наземных войск, своих и противника; проверил знание летным составом расположения станций наведения и правил радиообмена с ними. В конце постановки задачи объявил состав групп, время вылета каждой группы и порядок смены патрулей, предоставив полную инициативу и свободу действий каждому ведущему.

Первую группу в составе 4 самолетов Як-9 повел я. Взлетев, мы набрали высоту 4000 м. Подходя к линии фронта, я связался со станциями наведения и получил предупреждение с главной станции о приближении с юго-запада противника, идущего на высоте 2000 м в прикрываемый нами район. За счет снижения я увеличил скорость полета, доведя ее в процессе поиска противника почти до максималь¬ной. Такое решение позволило мне при обнаружении противника произвести сближение в кратчайший срок, не дав ему принять контрмеры, и за счет скорости и запаса мощности мотора вертикальным маневром обеспечить себе преимущество в высоте над противником.

Заметив приближение группы немецких самолетов, я пошел на сближение. Не допустив их до переднего края на 5—6 км, атаковал группу Ю-88, шедшую в составе 6 самолетов под прикрытием 6 ФВ-190, всей своей четверкой сзади-снизу под ракурсом 2/4.

На большой скорости сблизился с ведущим на дистанцию 20—25 м и, положив перекрестие прицела на правый мотор Ю-88, дал очередь «в упор» из 37-мм пушки.

Правый мотор и бензобаки Ю-88 взорвались. Проскочив через пламя взрыва, я ушел вверх на запад, рассчитывая, что уцелевшие самолеты Ю-88 будут уходить туда же, где я смогу произвести повторную атаку.

Второй парой моего звена при первой атаке был сбит еще один Ю-88. После атаки все звено сохранило боевой порядок, следуя за мной.

Уцелевшие Ю-88, обескураженные внезапной атакой и потерей сразу двух самолетов, поспешно сбросив бомбы на свои же войска, отвернули под 90 градусов к западу и стали уходить.

Сопровождающие Ю-88 истребители, обнаружив нас только после первой атаки, перешли в контратаку, но, не имея достаточной скорости, не могли перейти на вертикальный маневр, который мы применяли. Не сбавляя темпа и скорости, полупереворотом перевожу группу в повторную атаку по уходящим Ю-88.

При повторной атаке сбиваем еще два Ю-88. После повторной атаки переворотом уходим на свою территорию. Истребители прикрытия пытались догнать нас, но не смогли сблизиться с нами на дистанцию действительного огня.

В результате боя нами было сбито 4 Ю-88 из 6. Оставшиеся два Ю-88, не дойдя до цели, сбросили бомбы и ушли обратно.

Используя наведение с земли, добившись внезапности и сохраняя превосходство в высоте и скорости в процессе всего боя, нам удалось разбить группу бомбардировщиков, не распыляя силы на бой с истребителями прикрытия, которые не смогли оказать нам противодействия.

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005