Полбин Иван Семёнович — командир 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (1-я особая авиационная группа, 8-я воздушная армия, Сталинградский фронт), подполковник; командир 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии генерал-майор авиации.

Родился 27 января (9 февраля) 1905 года в городе Симбирск Симбирской губернии (ныне город Ульяновск). Русский. Родился в городской тюрьме, где за участие в крестьянской сходке находилась его мать — Ксения Алексеевна. Детство и юность провёл в селе Ртищево-Каменка Ртищево-Каменской волости Симбирского уезда Симбирской губернии (ныне село Полбино Майнского района Ульяновской области). В детстве батрачил, в октябре 1918 – мае 1920 года был чернорабочим на станции Выры (ныне Майнского района). В августе 1921 – июне 1922 года обучался в профтехшколе в селе Скугареевка (ныне Тереньгульского района Ульяновская области).

В 1926 году окончил 9 классов школы 2-й ступени в селе Карлинское (ныне Майнского района). В 1926–1927 годах работал заведующим избой-читальней в селе Майна и секретарём Майнского волостного комитета комсомола.

В армии с ноября 1927 года. Окончил курсы командиров взводов запаса при 130-м стрелковом полку (в Украинском военном округе; город Шепетовка ныне Хмельницкой области, Украина). В ноябре 1928 года уволен в долгосрочный отпуск.

Работал руководителем курсов крестьянского актива в селе Грязнуха (ныне село Луговое в черте города Ульяновск).

Вновь в армии с августа 1929 года. В декабре 1930 года окончил Вольскую объединённую школу лётчиков и авиатехников, в декабре 1931 года — Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. В январе 1932 – июле 1933 — лётчик-инструктор Харьковской военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей (посёлок Рогань Харьковского района Харьковской области, Украина).

В июле 1933 – июне 1936 — командир корабля 115-й тяжёлобомбардировочной авиационной эскадрильи (в Московском военном округе, город Воронеж; с сентября 1933 года — в Забайкальском военном округе; город Нерчинск ныне Забайкальского края). В июне 1936 – апреле 1938 — командир отряда 102-й тяжёлой авиационной эскадрильи (в Забайкальском военном округе; село Домна Читинского района Забайкальского края). Летал на бомбардировщике ТБ-3.

В апреле 1938 – июне 1939 — командир авиаэскадрильи 32-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Забайкальском военном округе; село Бада Хилокского района Забайкальского края). Летал на бомбардировщике СБ.

Участник боёв с японцами на реке Халхин-Гол: в июне – сентябре 1939 — командир авиаэскадрильи 150-го скоростного авиационного полка. Совершил 19 боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

После окончания боёв на Халхин-Голе продолжал командовать авиаэскадрильей 32-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Забайкальском военном округе; город Чита). С февраля 1940 — командир 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (город Чита). Летал на бомбардировщике СБ.

Участник Великой Отечественной войны: в июле 1941 – сентябре 1942 — командир 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Западном (июль 1941 – январь 1942), Калининском (январь – февраль 1942) и Сталинградском (июль – август 1942) фронтах. Участвовал в Смоленском сражении, Московской битве, Калининской операции и Сталинградской битве.

В сентябре 1941 года за выполнение 30 боевых вылетов (из них 17 — ночью) командир 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (46-я авиационная дивизия, Западный фронт) майор И.С. Полбин был представлен к званию Героя Советского Союза. Представление подписал командир 46-й авиационной дивизии подполковник А.А. Бурдин. Однако командующий ВВС Западного фронта генерал-майор авиации Ф.Г. Мичугин понизил степень награды до ордена Красного Знамени.

15 июля 1942 года И.С. Полбин с пикирования уничтожил склад с горючим противника в городе Морозовск (Ростовская область), чем предотвратил дальнейшее продвижение танков и автомашин противника к линии фронта.

22 ноября 1942 года, уже после ухода И.С. Полбина в Инспекцию ВВС, 150-му скоростному бомбардировочному авиационном полку было присвоено гвардейское звание, и он стал называться 35-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство полковнику Полбину Ивану Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

С сентября 1942 — помощник начальника Инспекции ВВС Красной Армии по бомбардировочной и разведывательной авиации, а в ноябре 1942 – январе 1943 — 1-й заместитель начальника Инспекции ВВС Красной Армии. В этой должности часто выезжал на фронт, где совершал боевые вылеты. Был пионером массового внедрения бомбардировок с Пе-2 с пикирования и применения так называемой «вертушки» при бомбардировке с пикирования.

В январе – марте 1943 — командир 301-й бомбардировочной авиационной дивизии. Провёл формирование и обучение дивизии на бомбардировщиках Пе-2 и воевал с ней на Брянском фронте (январь – март 1943). Участвовал в Малоархангельской операции.

С марта 1943 — командир 1-го (в мае – декабре 1944 года — 2-го гвардейского, с декабря 1944 года — 6-го гвардейского) бомбардировочного авиационного корпуса. Воевал на Воронежском (март – июль 1943), Степном (июль – октябрь 1943), 2-м Украинском (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м Украинском (июль 1944 – февраль 1945) фронтах. Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской и Полтавско-Кременчугской операциях, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Восточно-Карпатской, Сандомирско-Силезской и Нижнесилезской операциях.

20 октября 1943 года группа в составе 17 Пе-2 (ведущий И.С. Полбин) в сопровождении 14 истребителей наносила удар по железнодорожной станции Александрия (Кировоградская область, Украина). Из-за плохой погоды бомбометания производилось с горизонтального полёта из-под кромки облаков. В результате удара были зажжены два железнодорожных эшелона. Делая разворот для повторного захода, ведущий увидел на станции Користовка (Александрийский район Кировоградской области) ещё 8 немецких железнодорожных составов и подал команду всей группой разбомбить их. В результате прямых попаданий бомб и обстрела из бортового оружия на станции возникло 10 очагов пожара. При отходе от цели бомбардировщики обнаружили впереди себя группу из 18 вражеских бомбардировщиков Ю-87, которые над аэродромом Берёзовка (Александрийский район Кировоградской области) ожидали взлёта следующей группы бомбардировщиков. И.С. Полбин довернул группу и принял решение атаковать их на встречно-пересекающемся курсе огнём бортового оружия. По его команде вся группа, в том числе и истребители прикрытия, пошла в атаку. Сблизившись с «юнкерсами» на дистанцию 100–200 метров, советские лётчики открыли огонь из передних пулемётов, а группа под командованием старшего лейтенанта Е.С. Белявина начала штурмовать аэродром противника, не давая взлететь его самолётам. Немецкие бомбардировщики стали уходить, пытаясь оторваться от атакующих «петляковых». В это время И.С. Полбин заметил вторую группу немецких самолётов и решил атаковать её. В бою со второй группой «юнкерсов» активное участие принимали подоспевшие 14 вражеских истребителей Ме-109 и ФВ-190, но они встретили сильное противодействие со стороны истребителей сопровождения. Только после того как были полностью израсходованы боеприпасы, группа Пе-2 вышла из боя. Всего в результате необычного боя, в котором участвовали 31 советский и 46 немецких самолётов, было уничтожено 13 самолётов противника, из них 6 было сбито экипажами Пе-2.

11 февраля 1945 года восьмёрка Пе-2 под командованием И.С. Полбина в течение 15 минут с высоты 1.500–600 метров с пикирования с замкнутого круга бомбардировали и штурмовали войска и технику в юго-западной части города Бреслау (ныне город Вроцлав, Польша). В результате бомбардировочных действий было вызвано 10 очагов пожаров. Группа бомбардировщиков интенсивно обстреливалась зенитной артиллерией.

На четвёртом заходе на цель, прямым попаданием зенитного снаряда был подожжён самолёт с экипажем: командир корпуса гвардии генерал-майор авиации Иван Семёнович Полбин, главный штурман корпуса гвардии подполковник Михаил Константинович Зарукин и флагманский стрелок-радист гвардии старшина Владимир Александрович Орлов. При попытке лётчика сорвать пламя скольжением у самолёта отвалилось хвостовое оперение. Горящий самолёт упал на юго-восточной окраине Бреслау и взорвался. Из состава экипажа только В.А. Орлов выбросился на парашюте, после чего тяжелораненым попал в плен, находился в госпитале в Бреслау и 6 мая 1945 года был освобождён советскими войсками.

За время войны И.С. Полбин совершил 158 боевых вылетов на бомбардировщиках (92 вылета – на СБ, 53 – на Пе-2, 10 – на А-20 «Бостон» и 3 – на Пе-3) для нанесения бомбовых ударов по живой силе и технике противника.

Кенотаф (символическая могила) установлен на кладбище советских офицеров в городе Вроцлав, Нижнесилезское воеводство, Польша.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, гвардии генерал-майор авиации Полбин Иван Семёнович награждён второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно)**.

Награждён 2 орденами Ленина (17.11.1939; 23.11.1942), 2 орденами Красного Знамени (06.11.1941; 20.01.1942), орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени (19.08.1944), Суворова 2-й степени (22.02.1944), Отечественной войны 1-й степени (27.08.1943), Красной Звезды (03.11.1944), медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда».

11 марта 1958 года И.С. Полбин был навечно зачислен в списки 35-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (посёлок Нивенское Багратионовского района Калининградской области; полк расформирован в 1960 году).

Бронзовый бюст И.С. Полбина установлен в селе Полбино Майнского района Ульяновской области. Его именем названы улицы в городах Москва, Ульяновск, Вольск (Саратовская область), Донецк (ДНР), Вроцлав (Польша), посёлке Майна (Ульяновская область) и селе Полбино (Майнский район), переулок в селе Загоскино (Майнский район) и проезд в Ульяновске. Бюсты установлены также в Оренбурге и Ульяновске. Имя И.С. Полбина носят школа № 1256 в Москве, школа № 46 в Ульяновске и школа в селе Карлинское (Майнский район). На территории Вольского высшего военного училища тыла установлена мемориальная доска.

В 1965 году село Ртищево-Каменка была переименовано в село Полбино. В 1967–1993 годах его имя носило Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков.


*Награждён за выполнение 107 боевых вылетов (из них 74 – ночью) (на 6 августа 1942 года);
 *Награждён за выполнение 157 боевых вылетов (на 10 февраля 1945 года).


Воинские звания:
старший лейтенант (1936)
капитан (1938)
майор (29.11.1939)
подполковник (08.12.1941)
полковник (12.08.1942)
генерал-майор авиации (25.10.1943)


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Великая Отечественная: Комкоры. Том 2. Биогр. словарь. М.-Жуковский, 2006

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза - ульяновцы. - Ульяновск, 1975

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Личное дело

Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975

Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.