Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Полбин Иван Семёнович

 
Полбин Иван Семёнович
27.01.1905 - 11.02.1945
Дважды Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.11.1942 Медаль № 758
2. 06.04.1945

    Памятники
  Бюст в селе Полбино
  Бюст в Ульяновске (старый вид)
  Памятник в г. Вольск (общий вид)
  Памятник в г. Вольск (фрагмент)
  Плита в г. Вроцлав
  Бюст в Оренбурге
  Аллея Героев в Корсунь-Шевченковском
  Бюст в Ульяновске (новый вид)
  Памятная плита в Ульяновске


Полбин Иван Семёнович - командир 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Сталинградского фронта; командир 6-го гвардейского Львовского Краснознамённого ордена Суворова бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии генерал-майор авиации.

Родился 14 (27) января 1905 года в селе Ртищево-Каменка Майнского района Ульяновской области в семье крестьянина, а фактически появился на свет за решёткой. Его мать была арестована полицией во время крестьянских волнений. Русский. Осенью 1918 года тринадцатилетним подростком Иван Полбин покинул родное село. Несколько лет работал на железной дороге в бригаде ремонтных рабочих. В 1922 году вступил в комсомол. В 1925 году окончил школу 2-й ступени. Был секретарем волостной комсомольской организации, членом Ульяновского уездного комитета комсомола.

В Красной Армии с ноября 1927 года. В 1928 году окончил школу одногодичников Богунского полка (Житомир). С июня 1928 года - в долгосрочном отпуске. Член ВКП(б) с 1927 года.

С июня 1929 года - вновь в РККА, в 1930 году окончил Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиатехников, в 1931 году - 3-ю Оренбургскую военную школу лётчиков и летнабов имени К.Е. Ворошилова. С января 1932 года - инструктор-лётчик в 9-й военной школе лётчиков Украинского военного округа в пос.Рогань. С июля 1933 года служил командиром корабля "ТБ-3" 115-й авиаэскадрильи 29-й авиационной бригады Московского военного округа (Воронеж), в августе 1933 года бригада переброшена в Забайкальский военный округ (г.Нерчинск). С августа 1936 командовал авиационным отрядом 102-й тяжелой авиаэскадрильи 101-й авиационной бригады того же округа (ст.Домно), с апреля 1938 командовал эскадрильей 32-го скоростного бомбардировочного авиационного полка того же округа (ст. Бада).

С июля 1939 года - командир эскадрильи 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в 100-й авиабригаде 57-го особого корпуса РККА на территории Монголии. В этой должности участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол (Монголия), награждён орденом Ленина. С февраля 1940 года командовал этим полком (Чита).

В Великую Отечественную войну майор И.С. Полбин в действующей армии с июля 1941 года. Воевал на Западном, Калининском, Сталинградском, Брянском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. С июня 1941 продолжал командовать 150-м скоростным бомбардировочным авиационным полком. С сентября 1942 года - начальник отдела бомбардировочной авиации, а с декабря 1942 - первый заместитель начальника инспекции ВВС РККА по штурмовой и бомбардировочной авиации. С февраля 1943 года командовал 301-й бомбовой авиационной дивизией на Брянском фронте, с марта 1943 - 1-м (в феврале 1944 переименован в 2-й гвардейский, в декабре 1944 - в 6-й гвардейский) авиационным корпусом.

К октябрю 1942 года совершил 107 боевых вылетов в ходе Смоленского оборонительного сражения, битвы за Москву, Сталинградской битвы. Полк под его командованием выполнил свыше 3.000 боевых вылетов. Новатор применения новых боевых приёмов.

Звание Героя Советского Союза с вручением а Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Сталинградский фронт) подполковнику Полбину Ивану Семёновичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года.

В 1943 - 1945 годах участвовал в Курской битве, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Ясско-Кишинёвской и Висло-Одерской операциях. Всего выполнил 158 боевых вылетов, из них на бомбардировщике СБ- 92 вылета, на Б-3 - 10 вылетов, на ПЕ-2 - 52 вылета, на ПЕ-3 - 3 вылета. Освоил все типы бомбардировщиков, стоявшие на вооружении РККА и поступавшие по ленд-лизу. На бомбардировщике ПЕ-2 выполнял полёты в дневное и ночное время, а также в сложных метеоусловиях. Мастер бомбардирования с пикирования. Разработал и внедрил в практику боевых действий схему группового удара бомбардировщиков с пикирования ("вертушка"), ряд других новых тактических приёмов. В своём корпусе широко развернул систему переподготовки пилотов и обмен боевым опытом. За 157 боевых вылетов, выдающиеся боевые результаты и личный героизм И.С. Полбин был представлен к званию дважды Героя Советского Союза 10 февраля 1945 года. На следующий день, 11 февраля 1945 года, гвардии генерал-майор авиации И.С. Полбин погиб смертью храбрых в сбитом зенитным огнём бомбардировщике над городом-крепостью Бреслау, совершая свой последний 158-й боевой вылет.

Второй медали "Золотая Звезда" командир 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса (1-й Украинский фронт) гвардии генерал-майор авиации Полбин Иван Семёнович удостоен посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года.

Генерал-майор авиации (25.10.1943). Награждён 2 орденами Ленина (1939, 1942), 2 орденами Красного Знамени (1941, 1942), орденами Суворова 2-й степени (1944), Богдана Хмельницкого 1-й степени (1944), Отечественной войны 1-й степени (1943), Красной Звезды, медалями "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда".

Имя И.С. Полбина было присвоено Оренбургскому высшему авиационному училищу лётчиков. Зачислен навечно в списки гвардейского бомбардировочного авиационного полка в котором служил. Бюсты установлены на родине героя-летчика (село ныне носит его имя), в городах Ульяновск и Оренбург. Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вроцлаве.

ПОДВИГ ГЕНЕРАЛА

Летом 1942 года авиаторы все чаще стали говорить о не всегда правильном боевом применении новых фронтовых бомбардировщиков "Петляков-2". По замыслу авиационного конструктора Владимира Михайловича Петлякова, они предназначались для уничтожения главным образом узких, малоразмерных, точечных целей с пикирования под углом к земле 60-70 градусов. Использовались же "Петляковы-2" нередко по старинке, бомбили, как правило, с горизонтального полета. Кое-где даже стали снимать с самолетов автоматы пикирования, тормозные решетки и другое оборудование, что обеспечивало точность бомбометания. Объяснялось это отчасти тем, что многие летчики не были как следует обучены к тому времени искусству бомбометания с пикирования.

Нужно было рассеять заблуждения, доказать, что "Петляков-2" во всех отношениях прекрасная машина, только более взыскательная к тем, кто садится в ее кабину. Она требует от летчика и остальных членов экипажа внимательности, собранности и дисциплинированности, большой технической культуры. А приобрести все эти качества можно лишь кропотливой учебой и настойчивыми тренировками.

Такая напряженная учеба в полигонных условиях, велась в начале войны в бомбардировочном авиационном полку, которым командовал тогда майор Иван Семенович Полбин. Тщательно изучались конструктивные особенности самолета ПЕ-2, отрабатывалось бомбометание с пикирования сначала одиночными экипажами, потом парами, звеньями, эскадрильями. Только после этого начались полеты на боевое применение в составе полка. В ходе подготовки командир настойчиво воспитывал у своих подчиненных смелость, выдержку, находчивость и другие качества, без которых на пикировщике ПЕ-2 невозможное успехом решать ответственные боевые задачи.

Иван Семенович Полбин проявил себя хорошим командиром, умелым воспитателем, опытным ведущим. Показывая пример личной храбрости и мужества, он учил подчиненных воевать не только силой оружия, но прежде всего силой разума. В тяжелый период Великой Отечественной войны, с 16 июля 1941 года по 2 августа 1942 года, полк под его командованием произвел около 3000 боевых вылетов, из них 829-ночью.

В ноябре 1941 года, когда гитлеровцы подступали к Москве, группа пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, возглавляемая Полбиным, нанесла сосредоточенный удар по скоплению вражеских танков и артиллерии на Волоколамском направлении. 27 самолетов следовали к цели девятками. Вот как осуществлялся этот налет пикирующих бомбардировщиков практически.

Девятка Полбина устремляется к земле под углом 60 градусов на подавление огня зенитных батарей, и они на время смолкают. Вслед за первым поочередно входят в пике другие звенья девяток. Противник молчит. Видимо, для него такой способ действия советской авиации оказался неожиданным. Ведущий следует на второй заход. И тут же вражеские зенитки открывают огонь. Его ведут не менее шести батарей и одновременно множество крупнокалиберных пулеметов. Вокруг строя самолетов рвутся снаряды. Со всех сторон к боевому порядку тянутся огненные нити трасс. Но летчики Полбина смело вводят машины в пике и уверенно ведут их на ощерившиеся огнем вражеские танки и артиллерию.

Бомбардировка продолжалась более 12 минут. На танки и самоходные артиллерийские установки гитлеровцев было сброшено несколько сот фугасных, осколочных и зажигательных бомб. За два захода цель была накрыта и частично уничтожена. На этот раз полк под командованием Полбина выполнил задачу без потерь. Лишь четыре самолета получили пробоины от зенитных снарядов.

...В ноябре 1942 года Полбин был назначен командиром авиационной дивизии, действующей на Сталинградском фронте. Будучи командиром соединения, он продолжал многое делать для раскрытия боевых возможностей самолета "Петляков-2", на котором вместе с подчиненными часто сам вылетал на ответственные боевые задания. Это он разработал наиболее эффективный тактический прием группового бомбометания с пикирования.

Летчики-фронтовики хорошо знают знаменитую полбинскую "вертушку". Именно она в годы Великой Отечественной войны была тактическим приемом фронтовых пикирующих бомбардировщиков по узким и малоразмерным целям.

Этот тактический прием состоял в следующем. Придя на объект, бомбардировщики образуют замкнутый круг и затем поочередно, сохраняя между самолетами дистанцию 500-600 метров, один за другим пикируют на цель под углом до 70 градусов. При этом они добиваются такой последовательности: когда первый самолет, сбросив бомбы, выходит из пике, второй уже идет к земле под определенным углом, а третий только еще входит в пикирование. Таким образом, самолеты непрерывно атакуют цель, воздействуя на нее бомбами и бортовым огнем.

История "вертушки", собственно, началась с неудачи. Летчики дивизии Полбина трижды бомбили с горизонтального полета железнодорожный мост, расположенный в тылу противника, и все безуспешно. Мост оставался целым и невредимым. А боевая обстановка требовала во что бы то ни стало его разрушить.

Как-то под вечер комдив собрал летный состав на командном пункте и сказал:

-Давайте, друзья, вместе искать выход из положения.-Помолчав немного, он добавил:-В эти дни я кое-что придумал, хочу посоветоваться с вами.

Иван Семенович взял кусочек мела и начертил на доске какую-то замысловатую фигуру, похожую на очертания дамского ручного зеркальца.

-Вот так будет выглядеть наша... "вертушка",-продолжал Полбин.-Другого названия я не нашел для будущего тактического приема. Но дело не в названии. Подумаем лучше над тем, как организовать прикрытие бомбардировщиков истребителями во время их действий над целью.

И тотчас же посыпались предложения. Одни советовали главное внимание истребителей обратить на верхнюю и нижнюю полусферы в момент, когда "петляковы" будут входить в пике и выходить из него; другие указывали на необходимость защиты флангов боевого порядка.

Полбин внимательно выслушал суждения своих питомцев и, обобщив их, изобразил на доске один из вариантов взаимодействия бомбардировщиков с истребителями. Прикрытие, по его мнению, должно было состоять из нескольких групп: одной ударной и двух-трех групп непосредственного сопровождения.

-Первая,-говорил он,-барражирует несколько выше "пешек" и защищает их от нападения вражеских истребителей сверху. Группы истребителей непосредственного сопровождения прикрывают "вертушку" с флангов и неотрывно от бомбардировщиков следуют для атаки объекта противника.

Вскоре после этого памятного разговора новый тактический прием, предложенный Полбиным, был применен на практике. Командир авиационной дивизии сам повел на цель несколько эскадрилий. Сделав два захода, пикировщики на этот раз успешно выполнили поставленную перед ними боевую задачу. Прямыми попаданиями бомб переправа была разрушена, ее пролеты рухнули в воду.

Под Сталинградом и в излучине среднего течения Дона полкам соединения Полбина часто приходилось наносить удары по вражеским железнодорожным составам и колоннам танков, автомашин, по передвижению войск и аэродромам противника. В начале августа бомбардировщики в составе полка нанесли бомбовый удар по аэродрому врага в районе Миллерово, где было сосредоточено около двухсот фашистских самолетов. Полковую колонну пикировщиков возглавлял сам Иван Семенович Полбин.

Экипажи, ведомые бесстрашным командиром, прорвались через ураганный зенитный огонь. Но не успели еще рассеяться облачка от разрывов снарядов, как на "петляковых" напала четверка "мессеров". Экипажи бомбардировщиков встретили их дружным огнем. До выхода на боевой курс штурманы и стрелки-радисты отбили несколько атак, полковая колонна не потеряла при этом ни одной машины. Удалось без потерь пробиться к цели и успешно выполнить боевую задачу. Рядом с мужественным командиром шел на цель его воспитанник-командир звена Л.В. Жолудев, который стал впоследствии Героем Советского Союза и в звании генерал-лейтенанта авиации продолжительное время был заместителем министра гражданской авиации СССР. Когда приземлился самолет Полбина, на его плоскостях и в фюзеляже авиамеханики насчитали свыше 70 осколочных пробоин.

За годы войны экипажи ПЕ-2 боесоединений Полбина с большой эффективностью использовали свою "вертушку" при уничтожении наиболее важных и сильно защищенных военных объектов гитлеровцев. Этот оправдавший себя тактический прием был взят на вооружение всеми пикировщиками советской фронтовой авиации.

С именем генерала Полбина связано открытие новых качеств бомбардировщика ПЕ-2. Когда советские войска вели наступательные действия на Западной Украине, произошел такой эпизод. Летчик В.Панин, вернувшись с боевого задания, не торопился произвести посадку, неожиданно для всех начал выполнять фигуры высшего пилотажа, которые на ПЕ-2 делать не разрешалось. Командир полка строго намазал летчика Панина за самовольство. Случай этот стал известен командиру авиакорпуса И.С. Полбину. Он вызвал Панина к себе, долго и подробно расспрашивал летчика о том, как он смог на многотонном бомбардировщике выполнять фигуры высшего пилотажа.

После беседы генерал Полбин отпустил Панина отбывать наказание на гауптвахте, а сам вызвал инженера и дал ему задание самым тщательным образом проверить состояние панинской машины.

Вскоре инженер доложил командиру корпуса:

-Самолет исправен. Никаких разрушений и деформаций его частей не замечено.

Спустя несколько дней Иван Семенович сам поднялся на "пешке" в воздух и над аэродромом выполнил каскад фигур высшего пилотажа. Все наблюдавшие за полетом пришли в восхищение.

После посадки Полбин, выйдя из кабины, сказал летчикам:

-Вы знаете, это не машина, а чудо. Мы сейчас можем выполнять боевые задания и без истребителей. Вот наш истребитель и бомбардировщик,-указал он на стоявший самолет "Петляков-2".

После этого эпизода ПЕ-2 стал в корпусе многоцелевым самолетом. На нем летчики свободно маневрировали, не остерегаясь допускать перегрузки. А отдельные экипажи довели бомбовую нагрузку до 1100 и более килограммов вместо 600-700, предусмотренных инструкцией.

...Опасные задачи встали перед бомбардировщиками, когда войска 1-го Украинского фронта в районе Бреслау оказались в тяжелом положении. Понимая всю необходимость в поддержке пехоты с воздуха, генерал Полбии решил лично вести своих крылатых питомцев на боевое задание. Перед вылетом он был бодр, весел.

В назначенный час мощная колонна пикировщиков появилась над Бреслау. За Одером начинался лесной массив. Часть его уже находилась в руках наших войск. Ведущий повел колонну самолетов на десять градусов левее и подал команду к перестроению. Вытянувшись в "пеленг", "пешки" прошли над южной окраиной Бреслау, занятой советскими войсками, и сразу же наткнулись на плотный заградительный огонь вражеских зенитных батарей.

Лавируя между разрывами снарядов, генерал Полбин вывел колонну на цель. Внизу показалось большое скопление танков и автомашин. Ведущий первым ввел самолет в пике. Черные коробки танков и автомашин неслись навстречу, увеличиваясь в размерах.

-Бомбы сброшены!-доложил штурман.

Взрыв! Второй... третий! Самолет, будто лодка на гребне волны, плавно выходил из пикирования. Земля, опрокидываясь, медленно уплывала вниз. За стеклами фонаря пилотской кабины снова заголубело небо. И вдруг машину со страшной силой тряхнуло, и в кабину с грохотом ворвался едкий, удушливый запах серы. Стало темно и нечем дышать...

-Товарищ генерал! Иван Семенович!-закричал правый ведомый Полбииа лейтенант Белаш.

Раньше молодой летчик обычно оказывался в верхнем этаже "вертушки". На этот раз командир корпуса включил его в состав своего флагманского звена, и теперь он шел за ведущим. При выходе из пике летчик Белаш первым увидел, как вздрогнул и на мгновение замер окутанный дымом самолет генерала и как потом он стремительно понесся к земле.

В эти секунды летчику показалось, что у него остановилось сердце. Странная тишина оглушила его. Он не слышал ни посвисти ветра за стеклами кабины, ни гула моторов своего самолета. Видел только, как горящая машина уносила любимого командира все дальше и дальше в бездонную пропасть...

-Товарищ командир! Иван Семенович!-продолжал кричать Белаш, сознавая, что бессилен чем-либо помочь генералу.-Только бы город пролетел, только бы не врезался в крышу,-лелеял он в душе последнюю надежду.

И самолет вдруг выровнялся, взмыли понесся над безжизненными развалинами сгоревших домов на восток, к Одеру. "Туда, скорее туда,-мысленно напутствовал его молодой летчик.-Там ровная площадка на берегу, там близко свои..."

Белаш догнал самолет генерала, летел выше и следил за ним. Он видел, как "Петляков-2", оставляя позади две черные борозды дыма, несся над городом. Летчик готов был даже считать дома, которые осталось пролететь, умолял, требовал-скорее!..

Впереди открылась круглая, как блюдце, площадь. На ней, у стены многоэтажного дома, стояло несколько зенитных орудий.

Языки пламени вдруг охватили левый мотор, и самолет, свалившись на крыло, пошел вниз. Скользнув по асфальту, он врезался в фундамент дома. Грянул взрыв. Над площадью высоко в небо взметнулось облако дыма и пыли.

Так накануне победы оборвалась жизнь прекрасного летчика-новатора, доблестного генерала нашей авиационной гвардии. Он погиб, выполняя свой последний, 157-й боевой вылет.

А. Федоров

    Источники
 Великая Отечественная: Комкоры. Том 2. Биогр. словарь. М.-Жуковский, 2006
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Герои Советского Союза - ульяновцы. - Ульяновск, 1975
 Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975

http://euroelectrica.ru