Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Бочков Иван Васильевич

 
Бочков Иван Васильевич
17.09.1915 - 04.04.1943
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 01.05.1943

    Памятники
  В сквере завода "Калибр" в Москве


Бочков Иван Васильевич - начальник воздушно-стрелковой службы 19-го гвардейского истребительного авиационного полка 258-й истребительной авиационной дивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта, гвардии капитан.

Родился 17 сентября 1915 года в деревне Филипповка ныне Барятинского района Калужской области в семье крестьянина. Русский. Окончил неполную среднюю школу. В 1928 году приехал к старшему брату в Москву и начал работать землекопом. Позднее, окончив курсы шофёров, поступил на завод «Калибр». Без отрыва от работы окончил аэроклуб.

В 1937 году был призван в Красную Армию. Окончил Борисоглебское военное авиационное училище имени В.П.Чкалова в 1939 году.

Участник советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён медалью «За отвагу».

Начало Великой Отечественной войны Бочков встретил 22 июня 1941 года в Заполярье командиром звена 145-го истребительного авиаполка. Начал воевать на самолёте И-16.

9 июля 1941 года Бочков во главе группы самолётов вылетел на штурмовку мотопехоты врага. Немецкую мотоколонну нашли быстро. Перестроились для боевого захода и «прошлись» по ней с головы до хвоста, поливая пулемётным огнём. Снова боевой разворот и пикирование. Теперь пулемётные очереди прошили колонну от хвоста к голове. Уже можно и возвращаться к себе на аэродром. Но появились истребители противника. Они стремились перехватить наши самолёты. Бочков начал искусно маневрировать своим И-16. Когда истребители противника наседали на хвост, он круто пикировал или набирал высоту. Вражеские самолёты никак не могли зайти для прицельного огня. Решив, что у них едва хватит горючего на обратный путь, они отстали. В результате налёта было уничтожено 20 автомашин с пехотой.

9 августа 1941 года большая группа немецких самолётов попыталась совершить налёт на город Мурманск. Её встретила наша истребительная авиация. Завязался жестокий воздушный бой. Наши лётчики первым же стремительным и мощным ударом расстроили боевой порядок противника. Вражеские самолёты потеряли общее управление и рассыпались небольшими группами. Началось истребление отдельных машин и целых групп противника. Было сбито 13 бомбардировщиков. Советская авиация потеряла 1 самолёт. Одним из героев этого боя стал лётчик 145-го истребительного авиационного полка капитан Бочков.

Группа «Юнкерсов» летела на бомбёжку наших позиций. Навстречу им поднялись «ястребки», ведомые лейтенантом Бочковым. Они подошли к вражеским бомбардировщикам, имея превосходство в высоте, и неожиданно и дерзко свалились на них сверху. Противник не выдержал стремительной атаки, строй его рассыпался. Наши лётчики сбили 2 самолёта.

Однажды, производя разведку в районе реки, Бочков вместе с двумя экипажами самолётов обнаружил 3 катера и 8 лодок с войсками и техникой противника, переправлявшихся на наш берег. Четыре раза лётчик заходил на цель. В результате меткого пулемётного и пушечного огня 2 катера и 5 лодок противника были затоплены.

15 мая 1942 года 19-й гвардейский истребительный авиаполк закончил перевооружение на новые самолёты «Аэрокобра». Уже вечером 15 мая лётчики полка совершили боевой вылет, в котором 4 «Аэрокобры» перехватили над озером Тулп-Ярв группу из 20 «мессершмиттов». В воздушном бою из 2 сбитых «мессершмиттов» 1 «мессер» сбил старший лейтенант Бочков - это первые победы, одержанные на «Аэрокобрах» советских ВВС. На следующий день Бочков добился ещё одной победы - сбил истребитель Ме-109.

В те дни противник не ограничивался лишь налётами на Мурманск. Его авиация стремилась наносить удары также по караванам судов в Баренцевом море и Кольском заливе и по Кировской железной дороге. 21 мая 1942 года бомбардировщики Ju-88 совершили налёт на станцию Оленья, где стоял железнодорожный состав с вооружением. На перехват вылетело звено, ведомое Бочковым. Советские лётчики атаковали «Юнкерсов» и двух сбили. Одного бомбардировщика уничтожил лично Бочков.

В начале июня 1942 года Бочкова назначили командиром истребительной эскадрильи.

15 июня 1942 года на аэродроме получили сообщение о том, что группа из 30 вражеских самолётов идёт на Мурманск. Эскадрилья быстро поднялась, и Бочков повёл её на запад навстречу врагу. Бочков набирал высоту, чтобы свалиться на врага сверху с преимуществом в скорости и манёвре. Дерзкая атака ошеломила врага. Строй немецких самолётов распался. Бочков развернул машину и атаковал «Мессер» с задней полусферы. Очередь из пулемёта, и тот, задымив, пошёл вниз… Затем Бочков бросился на «Юнкерса», который, развернувшись, пытался уйти. Он догнал врага и, поймав самолёт в перекрестие прицела, выпустил по нему весь оставшийся боезапас... Бочков в том бою уничтожил 1 Ме-110 лично и ещё 2 самолёта (Ме-110 и Ju-88) - в группе. Ещё 6 фашистских самолётов уничтожили ведомые.

10 декабря 1942 года на перехват группы из 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и 12 истребителей Ме-109 ушла шестёрка «Аэрокобр», которую возглавлял Бочков. Советские лётчики всегда старались сбить первым головной бомбардировщик, чтобы рассеять строй и попытаться нагнать панику. Бочков просто игнорировал истребители прикрытия, атаковав ведущий «лаптёжник». В первой же атаке было сбито 2 Ju-87, включая самолёт командира немецкой ударной группы. Строй пикирующих бомбардировщиков немедленно распался. В короткой схватке было сбито ещё 3 самолёта. Бочков увеличил свой личный счёт на одну победу. Все 6 «Аэрокобр» благополучно вернулись на базу.

К февралю 1943 года начальник воздушно-стрелковой службы 19-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан И.В.Бочков совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника.

4 апреля 1943 года гвардии капитан Бочков вместе с товарищами вылетел навстречу врагу. Бочков успешно провёл атаку, связал боем несколько вражеских машин, разбил их строй. И вот в один из моментов воздушной схватки он увидел, что его товарищ Павел Кутахов оказался в тяжёлом положении. Пара «Мессеров» атаковала его из выгодного положения. Бочков поспешил на выручку. Товарища он спас, но сам попал под пушечно-пулемётные очереди вражеских истребителей... Это произошло в районе станции Магнетиты Кольского района Мурманской области.

Похоронен в братской могиле на станции Шонгуй Кольского района Мурманской области.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года гвардии капитану Ивану Васильевичу Бочкову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На месте захоронения и в посёлке Колпъявр Кольского района Мурманской области установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы на станции Шонгуй, в Москве и в Мурманске, головной траулер флота объединения «Мурманрыбпром». В саду московского завода «Калибр» в 1959 году установлен бюст Героя.

Награждён двумя орденами Ленина (2.05.1942, 1.05.1943), орденами Красного Знамени (7.11.1941), Отечественной войны 1-й степени (30.04.1943), медалью "За отвагу" (21.05.1940).

Анекдот, помещённый в сатирическом отделе газеты 7-й воздушной армии «Боевая вахта».

- Ты слышал, Карл, у русских есть такой лётчик Иван Бочков ?

- Слышал. Говорят, что для этого Аса нет никаких трудностей ?

- Пустяки. Это только разговор. Мы поставили его в очень затруднительное положение - ему уже на своем самолёте звёзды рисовать негде !

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Андреев С.А. Герои Родины в названиях улиц Москвы. М., 2010.
 Герои огненных лет. Книга 1. М.: Московский рабочий, 1975
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.