Герой Социалистического Труда
Транспорт: Авто, дорожники
Борисевич Александр Иванович

Борисевич Александр Иванович

14.08.1914 - ?

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.10.1966

Медаль № 13858

Орден Ленина № 335145

Борисевич Александр Иванович — мастер Гомельского авторемонтного завода Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Белорусской ССР.

Родился 1 (14) августа 1914 году в Минске, центре Минской губернии, ныне — столице Минской области и Белоруссии. Из семьи рабочих. Белорус.

Пройдя обучение на курсах водителей автомобиля, в 1932 году поступил работать в городе Гомель Белорусской ССР шофёром при авторемонтных мастерских (с 1939 года — Гомельский авторемонтный завод). В 1937 году призван в ряды Красной Армии Гомельским горвоенкоматом Белорусской ССР. В полковой школе прошёл обучение по специальности механика-водителя танка. Участвовал в боях у реки Халхин-Гол на территории Монгольской Народной Республики летом 1939 года.

После увольнения в запас вернулся к мирному труду, продолжил работать на Гомельском авторемонтном заводе* шофёром. С началом Великой Отечественной войны был мобилизован в ряды Красной Армии Гомельским горвоенкоматом. Прошёл всю войну в составе одной части, будучи зачислен в состав 537-го армейского пушечного артиллерийского полка Резерва Главнокомандующего (РГК), который начал формироваться в Гомеле 25 июня 1941 года. Сражался на Западном, Брянском, Прибалтийском (с 20 октября 1943 года — 2-м Прибалтийском), затем 1-м Прибалтийском фронтах.

С 5 июля 1941 года — в действующей армии. Принимал участие в передислокации полка в Брянск. Ещё на марше, двигаясь по шоссе Рославль — Брянск, артиллеристы приняли первый бой с прорвавшимся врагом. С августа по октябрь 1941 года 537-й пушечный артполк находился в тылу на перевооружении и доукомплектовании. В середине октября он был возвращён в действующую армию, переведён в район города Химки Московской области и придан штабу 5-й армии. В составе полка красноармеец Борисевич стал участником парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. После парада вместе с частью убыл на фронт. В составе 5-й, 20-й, 29-й и 11-й гвардейской армий принимал участие в Московских оборонительной и наступательной операциях, в 1-й и 2-й Ржевско-Сычёвских, Великолукской, Орловской, Брянской, Городокской, Витебской (февраль — март 1944) наступательных операциях. К марту 1944 года — шофёр старший артиллерийского парка 537-го армейского пушечного артиллерийского полка РГК. За то, что в течение всей службы собственноручно произвёл 29 средних и 67 текущих ремонтов автомашин, а также доставил на огневые позиции 27 000 снарядов, был награждён медалью «За боевые заслуги». В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В мае 1944 года полк был отведён в тыл и обращён на формирование 149-й армейской пушечной артиллерийской бригады, которую через месяц возвратили в действующую армию и придали штабу 11-й гвардейской армии. Ефрейтор Борисевич продолжил службу заряжающим в орудийном расчёте в составе 149-й пушечной артиллерийской бригады. Принимал участие в Белорусской, Гумбинненско-Гольдапской, Восточно-Прусской наступательных операциях, в том числе во взятии крепостей Кёнигсберг и Пиллау. Участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.

Вскоре после войны Александр Иванович был демобилизован и вернулся в Гомель. В августе 1945 года продолжил трудиться шофёром и слесарем на авторемонтном заводе. Активно участвовал в восстановлении завода, в пусконаладочных работах. В первые послевоенные годы на предприятии не хватало комплектующих частей и специального оборудования, многие производственные площади ещё не были подготовлены. В таких условиях группа энтузиастов во главе с Борисевичем стала изготавливать автомобильные прицепы, используя узлы и агрегаты списанных трофейных машин. Кроме того, они так же умело ремонтировали двигатели к автомобилям ГАЗ-АА, ЗиС-5, а также сами грузовики.

В 1953 году завод получил задание наладить выпуск автофургонов на базе шасси автомобиля ЗиС-150 для перевозки товаров народного потребления. Александр Иванович вместе с товарищами досрочно выполнил поручение дирекции завода, несмотря на то что производственный корпус только строился. Работая летом в жару и дождь, а зимой — в метель, на морозе, годовой план по производству ударный коллектив сборщиков перевыполнил, выпустив первые три автофургона уже к Первомаю.

В апреле 1954 года, как опытный рабочий и хороший организатор, он был назначен мастером цеха по ремонту автобусов — новой специализации завода. Проявил себя чутким и внимательным руководителем производства. В короткий срок сумел найти подход к каждому рабочему, укрепил трудовую дисциплину в коллективе цеха и тем самым сплотил его на достижение высоких производственных показателей, успешное выполнение сменных и плановых заданий. Работу самого бригадира отличали не только любовь к профессии и высокое мастерство, но и неизменно творческий подход к порученному делу, забота о людях. Сам он охотно и живо занимался наставничеством. Добивался, чтобы каждый молодой рабочий досконально изучил ремонтируемый мотор, научил из станка «выжимать» что можно. Также прививал молодёжи вкус к общественной работе, деятельное участие в политической жизни. Сам долгие годы активно участвовал в общественно-политической жизни города, избирался депутатом районного Советов депутатов трудящихся.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам народнохозяйственных грузов и пассажиров, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, Борисевичу Александру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1976 года Александр Иванович перешёл на должность контролёра в отдел технического контроля. Следя за качеством ремонта, обеспечивая комплектовку необходимых узлов, он работал, как и прежде, самоотверженно и добросовестно. В 1983 году вышел на заслуженный отдых.

На Гомельском авторемонтном заводе (ныне не существует) долгие годы работали жена Александра Львовна — компрессорщицей, дочь Ангелина — табельщицей в бюро пропусков, а также сын Александр.

Проживал в Гомеле. Дата смерти не установлена (не ранее 1985 года).

Награждён орденами Ленина (05.10.1966), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), медалями, в том числе «За отвагу», «За боевые заслуги» (20.03.1944), «За оборону Москвы» (19.06.1944), «За взятие Кёнигсберга».


* Входил в состав Наркомата (с 1946 года — Министерства) автомобильного транспорта БССР, с июня 1953 года — Министерства дорожного и транспортного хозяйства БССР, с ноября 1953 года — Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог БССР, с 1957 года — Главного управления автомобильного транспорта при Совете Министров БССР, затем — Управления запасных частей и ремонтных предприятий Совнархоза БССР, а с 1965 года — вновь Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог БССР. С 1972 года входил непосредственно в состав производственного объединения «Авторемонт».



Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 2. Мiнск, 1970.

Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Памяць: гіст.-дакум. хроніка Гомеля. У 2 кн. Кн. 2-я. – Мн.: БЕЛТА, 1999.

Трудовая гвардия Гомельщины. – Мн.: Беларусь, 1986.