Герой Социалистического Труда
Производство: Энергетика
Марущак Владимир Кириллович

Марущак Владимир Кириллович

03.09.1931 -

Герой Социалистического Труда

Даты указов

10.01.1975

Медаль № 16046

Орден Ленина № 422513

Марущак Владимир Кириллович — бригадир слесарей Лукомльского монтажного участка треста «Центрэнергомонтаж» Министерства энергетики и электрификации СССР, Чашникский район Витебской области Белорусской ССР.

Родился 3 сентября 1931 года в посёлке при санатории «Слободка» на территории Тульского района Московской области, ныне село Слободка в составе Рождественского муниципального образования города Тула. Из многодетной семьи. Русский. Член КПСС с 1964 года.

Мать работала медицинской сестрой в хирургическом кабинете санатория «Слободка». Отец Кирилл Лукьянович Марущак был мастером на все руки и трудился кузнецом в местном колхозе. Он хорошо разбирался во всех колхозных машинах, охотно брался за любое поручение по ремонту, успешно выполняя также обязанности механика, при этом многие недостающие детали изготавливал сам. У младшего сына Владимира, так же как и у старшего Павла, рано проявилось тяготение к технике, к слесарно-ремонтному делу. Он рано стал помощником у отца, всё свободное время от учёбы и работ по дому проводя в колхозной кузне.

Младший Марущак рано повзрослел, стал самостоятельным. В годы Великой Отечественной войны он вместе с родителями стойко перенёс лишения и тяготы, успешно совмещая учёбу в школе и работу в колхозе. Как и все школьники, он уже с десяти лет помогал старшим в поле, ездовым был задействован на различных вспомогательных работах. Окончив семь классов школы, в 1947 году поступил на учёбу в ремесленное училище №5, которое готовило кадры металлообработчиков для тульских заводов. При этом выбрал одну из самых сложных специальностей – слесаря-лекальщика. Учился увлечённо и настойчиво, перенимая богатый опыт мастеров-туляков.

Решающую роль в таком ответственном, но осознанном выборе профессии Владимиром Марущаком сыграли не только кузнечная школа отца и пример старшего брата, но и потомственная техническая жилка. Ему легко давалась учёба, так же быстро и успешно он прошёл производственную практику, и уже через два года работал на большом заводе, в исследовательской группе инструментального цеха. Все рабочие, которые занимались изготовлением эталонных образцов для специальных измерительных инструментов, были людьми пожилыми, многоопытными. От их самоотверженного труда, высокого уровня квалификации и добросовестного подхода к выполнению производственных заданий зависело в конечном счёте качество всей выпускаемой заводом продукции. Именно благодаря им молодой лекальщик, успешно освоил непростую профессию, уверенно начал самостоятельную трудовую деятельность. Он всё ловил на лету, ему по душе была работа, для которой требовались острый ум и ловкие руки. Наставников радовала его умение быстро читать чертежи и мастерски готовить шаблоны, приятно удивляла такое ценное качество рабочего человека, как умение мгновенно разобраться в работе неизвестных механизмов, почувствовать принцип взаимодействия деталей, умение с ходу понимать самую сложную техническую конструкцию.

Всего за полтора года Владимир Кириллович сравнялся в мастерстве со многими мастерами слесарного дела на производстве. Он зарекомендовал себя высококвалифицированным рабочим, который мог выполнить задание любой сложности, под любую инженерную конструкцию подготовить новый инструмент. Его пытливый ум интересовало многое в области техники, молодой рабочий настойчиво занимался самообразованием, расширял технический кругозор. Ему очень хотелось узнать, как сконструирован самолёт, как действует двигатель. Для этого поступил в местный аэроклуб и успешно закончил его с присвоением специальности авиационного механика. В свободное от работы время помогал на местном аэродроме проводить обслуживание самолётов, ремонтировать авиационные моторы.

Будучи призванным на срочную службу в Советскую Армию, повторил путь брата и в танковой части с успехом освоил специальность механика-водителя. Уже в скором времени зарекомендовал себя отличным специалистом. Материальную часть боевой машины изучил с той же доскональностью, как и всякую новую для себя технику: в деле, за которое брался Владимир Кириллович, для него не должно было оставаться загадок. Он мог разобрать танковый двигатель до последнего винтика и собрать заново не хуже, чем заводской специалист. Его имя всегда оставалось в числе отличников боевой и политической подготовки.

После увольнения в запас мастеровой рабочий на завод не вернулся, потому что работа в цехе казалась ему слишком простой. Он почувствовал в себе безграничные силы творца и новатора и ещё большую, чем раньше, тягу к неизведанному. Из разговора с шурином, работавшим в структуре треста «Центрэнергомонтаж» (ЦЭМ), он узнал об ответственной профессии слесаря по монтажу огромных турбин для электрических станций, и понял, что именно это дело — призвание всей жизни. В 1956 году поступил на работу в трест, который вёл монтажные работы при сооружении электростанций по всему Советскому Союзу, и быстро привык к «кочевому» образу жизни цэмовцев, их напряжённому рабочему графику, походному быту. Энергомонтажников можно было одновременно сравнивать со строителями, молотобойцами либо ювелирами, потому что они работали с агрегатами длиной в два десятка метров, с деталями весом от нескольких граммов до 200 тонн и более. При этом точность соединения некоторых из деталей составляла десятые и сотые доли миллиметра. Там, где трудились трестовцы, можно было увидеть и огромные мостовые и портальные краны, и небольшие подъёмники, а в их руках – и примитивную кувалду, и современный микрометр.

Первым рабочим адресом в биографии молодого слесаря-монтажника явился сибирский город Барабинск. При монтаже оборудования местной ГРЭС (государственной районной электростанции) он быстро освоил новую специальность, на практике пройдя школу рабочей закалки. Костяк его бригады составляли признанные мастера своего дела, высококлассные специалисты, которые с юных лет работали в тяжёлых условиях и чуть ли не до всего доходили сами, путём проб и ошибок, добросовестным трудом осваивали рабочую науку. Они чувствовали машину, как живое существо, и собирали турбину либо генератор ещё почти дедовским способом: машину выставляли по струне и выверяли по ватерпасу. При этом умели безо всяких приборов точно определить, что сделано не так, какой узел следует разобрать и перемонтировать.

Именно такие специалисты старой закалки были честью треста и самыми лучшими наставниками для любого новичка, которые приходили на работу в ЦЭМ в то время, когда началась коренная модернизация монтажных работ, стали поступать современные приборы и инструменты, облегчившие нелёгкий труд слесарей-монтажников. Владимир Кириллович скоро зарекомендовал себя как инициативный и ответственный работник, который успешно и, главное, качественно выполнял производственные задания, неизменно добиваясь отличных показателей в работе. С 1957 года он уже работал на сборке турбин для теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) в сибирском городе Омске, выезжал оттуда в командировку в Узбекскую ССР (ныне —Узбекистан), монтировал ГРЭС в Кара-Калпакской АССР (ныне — Республика Каракалпакстан в составе Узбекистана) и снова возвращался работать в этот крупный промышленный центр Западной Сибири, который навсегда остался в памяти передового цэмовца как школа труда, как место, где он стал настоящим специалистом по монтажу энергооборудования.

Монтируя крупные по тому времени турбины мощностью 25, 30 и 50 мегаватт, слесарям приходилось работать в очень сложных условиях, когда резкая смена ночного холода дневной жарой изо дня в день тормозили их работу, а на сборку одного энергоблока уходило по три месяца. Но в напряжённом труде ещё больше закалялись воля и характер, настойчивость и выдержка рабочего Марущака, выявлялись и обогащались его уникальные творческие способности, росло мастерство и профессиональная культура. Дали о себе знать тульская слесарная школа, опыт авиамеханика и армейские знания, но решающую роль сыграли прирождённые способности к избранной профессии и огромнейшее трудолюбие. Турбины, генераторы и тонкости их сборки Владимир Кириллович освоил на редкость быстро. Если на монтаже Омской ТЭЦ №3 он считался классным специалистом, то на ТЭЦ №4 был просто незаменим. Успешно овладел несколькими смежными специальностями: токаря-фрезеровщика, шлифовальщика, слесаря-инструментальщика и машиниста крана, в свободное время увлечённо занимался радиоделом.

Так, уже через три года стал ведущим бригадиром слесарей-турбинистов. Для сравнения можно сказать, что лучшие выпускники специализированных энергомонтажных училищ, пришедшие в 1969 году на первый блок Лукомльской ГРЭС, только через пять лет, к концу монтажных работ, достигали четвёртого-пятого разрядов. А чтобы стать ведущим бригадиром, необходимо иметь не только самый высокий шестой разряд, но и особые деловые и организаторские качества. Редким исключением в этом ряду явился пример Владимира Кирилловича Марущака. На монтаж ГРЭС в Витебскую область Белорусской ССР он приехал в 1968 году уже зрелым специалистом, с наградой за труд в Сибири – орденом «Знак Почёта». И всё же крупнейшая белорусская станция была и для него самой большой – и по объёму, и по сложности работы. До этого он никогда не монтировал турбогенераторов мощностью 300 тысяч киловатт, как и не было ещё в его жизни восьми таких машин подряд.

На монтаже первого энергоблока бригада, в которой Владимир Кириллович работал сменным бригадиром, насчитывала почти сотню человек. Первый агрегат был пробным камнем, на котором цэмовцы проверяли разные методы и приёмы труда, осваивали технологию монтажа, куда сами внесли немало нового. Внедряли комплексную механизацию, специализацию звеньев. И почти каждый блок пускался досрочно. Лукомльская ГРЭС была введена в строй на 16 месяцев раньше запланированного, во что весомый вклад внесли монтажники треста. Уже в 1970 году слесарям-турбинистам было присвоено звание бригады коммунистического труда, и право на эту честь они подтверждали ежегодно, а имена ведущего бригадира Владимира Осокина, сменных бригадиров Ивана Ильчука, Владимира Марущака и Сергея Ткача стояли первыми в ряду ударников строительства. Благодаря их незаурядным профессиональным и личностным качествам рабочие быстро слились в дружный коллектив, который досрочно выполнял доведённые задания по сборке машин при высоком качестве монтажных работ. Каждый из руководителей выделялся умением правильно расставить силы, правильно распланировать рабочий процесс, а сами монтажники умело сочетали высокопроизводительный, ударный труд (на 130-150 процентов ежедневно выполняли свои нормы) с решением сложнейших технических заданий и тем самым содействовали быстрейшему вводу ГРЭС в строй к концу девятой пятилетки (1971—1975).

Особая заслуга В. К. Марущака заключалась в том, что подчинённые в два-три раза быстрее запланированного сдавали энергоблоки: турбогенератор №4 смонтировали за месяц, а №5 — на полтора месяца раньше срока. Владимир Кириллович проявил себя также активным рационализатором и внёс за пятилетку десять рационализаторских предложений, экономический эффект от внедрения которых составил 6 800 рублей. Только ему и Осокину доверяли руководить такой сложной операцией, как выставка цилиндров оптическим методом, только им доверяли самые тонкие работы, за которые редкий слесарь брался. Только большой мастер Марущак смог успешно провести сложнейшее помпажное регулирование, даже не имея под рукой нужных чертежей.

Первый дубль-блок Лукомльской ГРЭС (13 декабря 1972 года присвоено имя Пятидесятилетия СССР) мощностью 300 тысяч киловатт дал промышленный ток 22 декабря 1969 года. 8 августа следующего года был пущен второй блок, а менее чем через четыре месяца, 6 декабря, — третий. Уже 21 сентября 1971 года было завершено строительство первой очереди станции, а 1 декабря 1972 года начал работу первый той же мощности моноблок второй очереди. 7 августа 1974 года ознаменовалось вводом в эксплуатацию последнего, восьмого, блока и досрочным окончанием монтажных работ. ГРЭС достигла проектной мощности 2400 тысяч киловатт, став флагманом электроэнергетики Белорусской ССР и остаётся таковым в суверенной Беларуси до сих пор.

Турбогенератор последнего энергоблока монтировали уже не сто, а всего около сорока человек, а выполнили работы за 67 дней вместо 225 по нормативам.

Указом Президиума Верховного Совета от 10 января 1975 года за выдающиеся успехи, достигнутые на строительстве Лукомльской ГРЭС имени 50-летия СССР, Марущаку Владимиру Кирилловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Ещё в декабре 1974 года Владимир Кириллович переехал с бригадой на строительство Курской атомной электростанции (АЭС) в посёлок Курчатов Льговского района (ныне – город Курчатов, центр Курчатовского района) Курской области и так же успешно участвовал в сборке нового для себя типа энерготурбин. Позднее трудился на возведении Смоленской АЭС.

Дальнейшая судьба не известна.

Награждён орденами Ленина (10.01.1975), «Знак Почёта» (04.10.1966), медалями. Отмечен Почётной грамотой Витебского обкома Компартии Белоруссии и Витебского облисполкома.

Имя Героя было занесено в Книгу почёта орденов Ленина и Трудового Красного Знамени треста «Центрэнергомонтаж» (ныне – ОАО «Е4-Центрэнергомонтаж»).



Биография предоставлена краеведами Константином Гайдуковым и Борисом Матвеевым (город Витебск, Республика Беларусь).


Из очерка С. Буткевича «Биография мастерства»



«… Марущак о своей жизни говорит по большому принуждению и то чаще всего старается всё обратить в шутку. Единственное, о чём он с человеком малоизвестным может поговорить дольше обычного, это его непосредственная работа — сборка турбины. Из его рассказов совсем не вытекает, что это тяжело либо слишком сложно. Но всё же по отдельным деталям становится понятным, что он отлично осознаёт и объём, и ответственность дела.

— После сборки нижней части турбины перед её закрытием необходима особая бдительность. Всё надо внимательно осмотреть — горизонтальные разъёмы, уплотнения цилиндров. Потом продуваем все внутренние полости сжатым воздухом. Перед тем, как сделать осмотр проточной части, проверяем свои карманы — нет ли какого лишнего предмета, гайки какой либо винтика. Потому что если в закрытый цилиндр попадёт любой, самый маленький кусочек металла, то при том огромном давлении, под которым идёт пар, он поломает лопатки турбины. И тогда — авария. Лопатки пробьют толщенный корпус, как снаряды, горячий пар вырвется в машинную залу. Результаты всего этого могут быть трагические. Не говоря о материальных потерях. Вот почему перед закрытием турбины мы продуваем её нутро, осматриваем каждый уголок с лампами, чтобы нигде не осталось ни сварочной сосульки, ни заусеницы…

…И вообще Марущак считает, что бригадир никогда не имеет права на какие-то привилегии в труде.

— Если у кого третий разряд, а у меня шестой, и я к тому же бригадир, то это не означает, что он обязан мыть соляркой детали, а я — заниматься только ювелирной работой. Все вместе и площадку подметаем, и в солярке каждый из нас купается. На любую, самую сложную работу ставишь рядом с собой и классного слесаря, и совсем молодого. Потому что должны же люди учиться. Самых лучших приходится отбирать только тогда, когда сроки поджимают, в предпусковой период. И тут никакой кривды быть не может. Всем понятно: на первом блоке ты «зелёный», а на восьмом — один из лучших. Не всё сразу приходит, а тем более мастерство. Правда, тут люди росли как раз быстро. Такую станцию на полтора года раньше сделали!..

Инженер Евгений Семёнович Туркин, теперешний секретарь партийной организации Лукомльского участка ЦЭМа, встретился в Марущаком в 1961 году, в Омске. Там работали вместе семь лет, потом судьба свела их в Новолукомле.

— Владимир Кириллович — человек редкой аккуратности, — рассказывает он. — Это образец ответственности и технической грамотности для всех молодых турбинистов. А какой специалист! Если бы нашим слесарям присваивались разряды выше шестого, ему можно было бы давать любой, самый высокий. Да что я говорю о слесарях! Он на любое дело мастер. Ставь его сегодня на монтаж генератора, завтра — на маслоблок, послезавтра — на конденсатор — нигде для него нет трудностей. И вообще, любой механизм ему подвластен. Надо деталь сделать — станет у станка, любого — токарного, фрезерного, шлифовального… Крановщика нет — он крановщик. Новое приспособление сделать необходимо для облегчения труда — он и конструктор, и механик. Может, это странно звучит, но я уверен, что нет такого технического дела, которое Марущак не постигнет. Ну, то, что он любой дефект охотничьего ружья исправит — понятно. Туляк. Хоть сам этим спортом совсем не интересуется. Но откуда же у человека, скажем, радиотехнические знания? Он же телевизоры в нашем рабочем общежитии ремонтирует! И дома сам себе телевизор сделал. Необыкновенные технические способности. И необычный интерес ко всему сложному.

Александр Яковлевич Черенков был прорабом по монтажу турбин всех восьми блоков Лукомльской ГРЭС. О Марущаке он говорит охотно, с доброй, даже ласковой улыбкой.

— Перед пуском турбоагрегата доводится порой не покидать рабочее место по 12 часов. И случалось так: Марущак уже домой отправился, отдыхать. И вдруг неожиданно понадобился. Знаешь, что здоровье у него не самое лучшее. Но что делать, если без него тяжело. Идёшь: «Володя, надо!» Без единого слова одевается в рабочее — и на станцию…»

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.

Знаменосцы трудовой славы. Минск, 1984.

Публикации в местных СМИ