Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Климченко Евгений Иванович

Климченко Евгений Иванович

05.03.1924 - 22.11.1989

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.08.1966

Медаль № 12411

Орден Ленина № 336265

Климченко Евгений Иванович — слесарь-лекальщик Минского тракторного завода Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Белорусская ССР.

Родился 5 марта 1924 года в деревне Лаговщина Старосельской волости Оршанского уезда Витебской губернии (3 марта 1924 года возвращена из РСФСР в состав Белорусской ССР и 10 марта упразднена), ныне в составе Волковичского сельсовета Толочинского района Витебской области Белоруссии. Из многодетной крестьянской семьи. Белорус.

Получил начальное образование в неполной средней школе деревни Великое Зубово Леснянского сельсовета Толочинского района (до 1931 года и с 1935 года — в составе Круглянского района Могилёвской области), затем окончил семь классов неполной средней школы в деревне Воронцевичи Волковичского сельсовета. Отец, Иван Данилович Климченко, рано ушёл из жизни, поэтому матери одной пришлось поднимать на ноги четырёх сыновей и троих дочерей. Дети рано приобщились к нелёгкому крестьянскому труду, стали надёжными помощниками по хозяйству. Старшие, кто уже окреп физически, пошли работать в колхоз, а младшие, как Евгений, выполняли любую посильную работу по хозяйству, ходили в лес по грибы и ягоды, работали в поле. Он тянулся к знаниям, сумел получить хорошее для своего времени образование и тоже рано начал самостоятельную трудовую деятельность. Семнадцатилетним юношей после окончания школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в городе Витебск по направлению прибыл в сибирский город Новосибирск и влился в коллектив одного из предприятий. С мая 1941 года работал на производстве слесарем-инструментальщиком.

Когда началась Великая Отечественная война, добровольцем ушёл в Красную Армию, проходил службу в железнодорожных частях. В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС. К июлю 1947 года в звании старшего сержанта служил в 4-м отдельном строительно-путевом железнодорожном батальоне. Демобилизовавшись через два года, приехал в город Минск, столицу Белорусской ССР. Устроился слесарем-инструментальщиком на Минский тракторный завод*.

Возведение завода, начавшееся в 1946 году, было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. Первая победа заводчан, которые всего через четыре года — 4 ноября 1950 года — изготовили первый КД-35, явилась началом серийного производства гусеничных тракторов. В том же году предприятие официально вступило в строй, а вскоре здесь была создана своя конструкторская служба, которая сложилась в полноценную школу белорусского тракторостроения. Поиск конструкторской мысли минских машиностроителей, работавших на высоком подъёме и с пониманием необходимости обеспечить разрушенное сельское хозяйство производительной техникой, был бесконечным: в октябре 1953 года сошёл с конвейера первый колёсный трактор семейства «Беларусь» МТЗ-2, а спустя три года — более мощный МТЗ-5. Уже 5 мая 1958 года был выпущен стотысячный, а 22 июня 1961 года — двухсоттысячный белорусский трактор. Через год был осуществлён безостановочный переход на производство новых машин, и с 1963 года началось серийное производство новой модели — МТЗ-50, а с 1964 года — также МТЗ-52.

Используя поначалу только зубило и напильник, Евгений Иванович мастерски изготавливал специальные измерительные приборы. На практике, в условиях напряжённого труда, когда завод готовился выпустить первый дизельный трактор марки «Кировец» (КД-35), он успешно овладевал редкой для того времени специальностью слесаря-инструментальщика. Забыв о времени и усталости, учился и одновременно работал. В скором времени зарекомендовал себя высококвалифицированным рабочим, который мог выполнить задание любой сложности, под любую инженерную конструкцию подготовить новый инструмент. От простых шаблонов и пресс-форм постепенно переходил к более сложным измерительным инструментам. После модернизации производства (инструментальный цех преобразован в завод специального инструмента и технологической оснастки) и прохождения курсов переобучения продолжил работать по более узкой специальности — слесарем-лекальщиком. Своим самоотверженным стахановским трудом вносил весомый вклад в развитие производства, осуществляя ремонт и изготовление универсального измерительного инструмента и высокоточных приборов для рабочих-тракторостроителей.

Нелёгкими путями творческого поиска молодой слесарь шёл от свершения к свершению, ему было уже под силу отшлифовать деталь с точностью до микрона, а его квалификация достигла уровня дипломированного инженера. В труде ещё больше закалялись его воля и характер, настойчивость и выдержка, выявлялись и обогащались его уникальные творческие способности, росли мастерство и профессиональная культура. Инструменты, изготовленные Е. И. Климченко, были наивысшего качества и надёжности и сдавались с первого предъявления, а некоторые — и оригинальными в технологическом решении. Личные задания по выполнению пятилетних планов Евгений Иванович заканчивал досрочно, добившись высоких производственных показателей уже в период седьмой (расширенной: 1959—1965) пятилетки, когда зарекомендовал себя специалистом по самым сложным и ответственным заданиям.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1966 года за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких производственных показателей Климченко Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

За достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана, создание новых конструкций машин и внедрение новой техники Минский тракторный завод в 1966 году был награждён орденом Ленина, а за большие успехи, достигнутые коллективом в выполнении заданий выпуска тракторов и создании конструкций высокопроизводительных машин для сельского хозяйства в период восьмой пятилетки (1966—1970), — орденом Октябрьской Революции. В 1972 году он стал головным предприятием производственного объединения «Минский тракторный завод» (в 1976 году присвоено имя В. И. Ленина). В ноябре того же года был собран миллионный трактор, а в 1974 году здесь начался выпуск тракторов «Беларусь» нового семейства — МТЗ-80. Через год Государственный комитет по науке и технике при Совете Министров СССР своим решением признал новый трактор лучшей машиной года. В скором времени МТЗ-80 снискал себе славу одной из лучших и наиболее надёжных сельскохозяйственных машин в мире, его поставляли в более чем 70 стран мира.

Бригада, ведомая Е. И. Климченко, вносила весомый вклад в увеличение выпуска тракторов, их надёжности при успешном выполнении последующих пятилетних планов. Евгений Иванович в совершенстве овладел тонкостями рабочей профессии, стал подлинным мастером своего дела, показывал образцы самоотверженного безукоризненного отношения к труду. Будучи горячим поборником научно-технического прогресса, он подал сорок рационализаторских предложений, направленных на повышение качества выпускаемой продукции и улучшение условий труда рабочих. Его продукция неоднократно экспонировалась на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР, а за отдельные инструменты слесарь-рационализатор был награждён Главным выставочным комитетом медалями и почётными дипломами. Как активный производственник, он сумел организовать на МТЗ службу наладки приборов, которая ранее выполнялась ленинградскими и московскими специалистами. Именно ему было доверено исправить неполадки универсального высокоточного оптико-механического прибора иностранной фирмы.

Имя Климченко олицетворяло собой целую школу профессионального мастерства, было ярким примером трудовой доблести и всестороннего творческого развития личности. Но основой успеха всё время оставалось влияние на людей, обогащение их передовым опытом. Евгений Иванович был увлечённым наставником молодёжи, избирался заместителем председателя республиканского совета наставников, обучил профессии слесаря-инструментальщика более 50 молодых рабочих. Он долгие годы руководил бригадой, куда приходили работать недавние ученики и в короткий срок вырастали в высококвалифицированных слесарей-лекальщиков, сами становились наставниками рабочей молодёжи. На базе климченковского участка действовала школа передового опыта. Через неё прошли сотни молодых слесарей, которые работали на Минском, Онежском в Карельской АССР и Павлодарском тракторном заводах, а также на многих предприятиях республики.

Так, в период десятой пятилетки (1976—1980) в передовой бригаде работало пять слесарей самой высокой квалификации – это Анатолий Шаранович, Евгений Климченко, Алексей Доведенко, братья Николай и Алексей Неборские. В условиях, когда точность обработки многих деталей измерялась микронами, каждый из них выполнял свою ювелирную работу на «отлично». С самого начала они включились в массовое движение «Пятилетке качества — рабочую гарантию!» и неизменно показывали образцы высокопроизводительного труда. Их работу отличало строгое соблюдение графиков ремонта и высокого его качества. Дважды за пять лет небольшой коллектив побеждал в соревновании бригад отрасли и благодаря профессионализму, взаимопомощи, творческому подходу к делу выполнил пятилетнее задание к 1 марта 1980 года.

Принимал заинтересованное участие в жизни республиканской партийной организации. Его выступления на партийных собраниях и конференциях, в рабочих аудиториях и а печати встречались с большим интересом, способствовали практическому решению назревших проблем. Много внимания передовой рабочий уделял вопросам улучшения социально-бытовых условий тракторозаводцев, воспитания у них незыблемой жизненной позиции, классового самосознания, преданности рабочему делу, идеалам партии. В числе других победителей Всесоюзного социалистического соревнования в честь пятидесятилетия стахановского движения он выступал в октябре 1985 года на пленуме ЦК КПСС и при этом поднял вопрос коренного пересмотра основ и дальнейшего совершенствования материального и морального труда рабочих, указывал на необходимость равного подхода при взыскании с нерадивого работника и попустительствовавшего ему руководителя. Затронул ряд проблем, которые тормозили дальнейшее развитие всего производства на МТЗ, а именно: всё большее отставание производственного процесса от научно-технического прогресса, нарастающие темпы спада амортизации оборудования и нежелание руководства создавать своё собственное, чтобы не отстать от требований времени.

Несмотря на возраст, занятость общественно-политической работой Евгений Иванович успешно выполнял повышенные обязательства, не прекращая активный поиск рабочих резервов, добиваясь того, чтобы работать ещё лучше, ещё более эффективно. За достижение высоких производственных показателей в выполнении плановых заданий и социалистических обязательств в ходе одиннадцатой пятилетки (1981—1985), активную общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения был награждён вторым орденом Ленина.

Добросовестное отношение передового рабочего, который трудился на МТЗ (ныне — ОАО «Минский тракторный завод») до последних дней жизни, к выполнению служебных обязанностей, разносторонняя и плодотворная общественно-политическая деятельность, партийная принципиальность, личная скромность по праву снискали ему заслуженное уважение не только в многотысячном коллективе завода, но и за его пределами. Люди шли к нему за советом, откровенно делились сокровенными мыслями и чувствами.

Избирался членом (1976—1986) ЦК КПСС, длительное время — членом Минского обкома Компартии Белоруссии и членом бюро партийного комитета завода. Избирался депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970—1974), председателем Центральной избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет БССР 9-го созыва (1975—1980), неоднократно — депутатом Минского городского Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народых депутатов). Делегат XXV (1976), XXVІ (1981) и XXVІІ (1986) съездов КПСС, XXIX съезда Компартии Белоруссии (1981). Избирался заместителем председателя республиканского совета наставников.

Проживал в столице Белоруссии городе Минске. Скоропостижно скончался 22 ноября 1989 года. Похоронен на Северном кладбище Минска.

Награждён 2 орденами Ленина (05.08.1966; 02.03.1984), орденом Октябрьской Революции (23.03.1976), медалями, в том числе серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР, а также Почётной грамотой Верховного Совета Белорусской ССР (09.05.1958, в связи с выпуском стотысячного трактора Минским тракторным заводом и за достигнутые успехи в развитии отечественного тракторостроения).

Заслуженный работник промышленности Белорусской ССР (04.03.1974), заслуженный наставник работающей молодёжи Белорусской ССР (31.05.1978).

Герою посвящена документальная повесть белорусского писателя Николая Гроднева «Высокий полдень». Его рассказ «Честь смолоду беречь» (Беседы для юношества) увидел свет в литературной записи А. М. Жилинского в 1986 году в минском издательстве «Юнацтва».


* МТЗ входил в структуру Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР, с 1953 года — Министерства машиностроения СССР, с 1954 года — Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, с 1955 года — Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, с 1957 года — управления машиностроения и станкостроения Совета народного хозяйства (СНХ) БССР, с 1962 года — управления автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СНХ БССР, а с 1965 года — вновь Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.



Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Беларуская энцыклапедыя. Т. 6. Мінск, 1998.

Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.

Депутаты Верховного Совета СССР. Восьмой созыв. – М., 1971.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Корнилович Э. Беларусь: созвездие политических имён. – Мн., 2009.

Минск – Город-Герой. Справочник. – Минск, 1976.

Памяць: гіст.-дакум. хроніка Талачынскага р-на. – Мн: БелСЭ, 1998.

Публикации в местных СМИ

Труд, талант, доблесть. Ч. 2 - Минск, 1981