Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Хорошилов Владимир Александрович

Хорошилов Владимир Александрович

15.07.1911 - 07.08.1988

Герой Советского Союза

Даты указов

21.03.1940

Медаль № 187

Хорошилов Владимир Александрович – командир звена 48-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 18-й бомбардировочной авиабригады 7-й армии Северо-Западного фронта, старший лейтенант.

Родился 15 июля 1911 года в городе Одессе в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года. Окончил два курса рабфака. Был комсомольским работником.

В Красной Армии с 1932 года. В 1933 году окончил военную школу пилотов, а в 1936 году – военную школу командиров звеньев.

Участвовал в советско-финляндской войне. Был командиром звена 48-го скоростного бомбардировочного авиаполка. Совершил 45 боевых вылетов на бомбардировщике СБ бомбардировку войск и оборонительных рубежей противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство Старшему лейтенанту Хорошилову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 187).

Вскоре капитан Хорошилов был назначен заместителем командира скоростного бомбардировочного авиаполка.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года. Воевал на Южном, Юго-Западном, Закавказском, 2-м и 4-м Украинских фронтах.

После войны в 1950 году Хорошилов окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. С 1970 года генерал-майор В.А.Хорошилов в запасе. Жил в столице Украины - городе-герое Киеве. Работал старшим инженером Госснаба УССР. Скончался 7 августа 1988 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Награждён орденом Ленина (21.03.40), двумя орденами Красного Знамени (23.02.42; 30.04.54), орденами Александра Невского (№ 23311 от 19.02.45), Отечественной войны 1-й степени (06.04.85), тремя орденами Красной Звезды (06.11.47; 01.10.63; 22.02.68), медалью "За боевые заслуг" (03.11.44), другими медалями.


Писатель Штучкин рассказывает:

«22 июня полк подняли по тревоге. Люди бегут к самолётам. В утренней тишине гулко раздается топот сапог. Механики бегут с полной выкладкой: винтовками, скатками, противогазами. Все это хранится при них, в казарме. Лётчики и штурманы пока налегке, оружие и снаряжение им привезут из штаба полка.

За последнее время тревоги участились, и люди, прибежав на стоянку, действуют, как и обычно: расчехляют машины, проверяют заправку бензина, масла и воздуха, начинают подвешивать бомбы. Но вдруг поступает команда: самолёты рассредоточить, подготовить к вылету и замаскировать. Это уже что-то новое...

А время идет. Солнце поднимается все выше. Уже тёплым ветром осушило росу, разогнало туманную дымку. Когда все было закончено, все подготовлено к вылету, на стоянку пришел капитан Хорошилов, приказал построить людей и объявил:

- Отбоя тревоги не будет. Война. Войска фашистской Германии нарушили нашу границу… Руководящий состав ко мне! — приказал Хорошилов. - Получить боевое задание!..

Из строя вышли командиры и штурманы эскадрилий, их заместители. Хорошилов развернул планшет с уложенной в нем картой...

Но летать в этот день не пришлось никому. С проложенными на картах маршрутами экипажи прождали весь день понапрасну, И второй день, и третий...

А другие полки летали. Мимо аэродрома проходили группы СБ и Су-2. Девятки, шестерки, звенья... С боевого задания самолёты возвращались меньшими группами, боевого порядка не соблюдали, шли вразброд, на разных высотах...

Четвертый день войны. Экипажи, выделенные для боевой работы, по-прежнему сидят у машин, дежурят, ждут команды на вылет…

Конец июня. Вечером, перед самым отбоем, в казарму зашел Хорошилов, окинул всех взглядом, объявил:

- Пребывание в Судилкове закончилось. Перебазируемся на восток. Куда именно - скажут перед отъездом. Самолёты приказано передать другому полку. Вещи с собой не брать, иметь небольшой чемоданчик.

Кто-то спросил: «Это что, отступление?»

- Пожалуй, что так, - ответил капитан, - но надо смотреть вперёд: где-то мы закрепимся, получим новую технику, освоим её, и будем сражаться.

Узин - аэродром под городом Белая Церковь. До него ехали сутки. Прибыли утром. Вернувшись из штаба авиачасти, Хорошилов предупредил:

- Долго здесь не задержимся. Команда на отъезд может поступить в любую минуту. Не разбредайтесь, держитесь поближе к штабу...

После взлёта, не делая традиционного круга, «Ли-2» лёг на курс и пошёл на восток на малой высоте… Не радостная горячность бреющего полёта заставляет пилота вести самолёт у самой земли. Нет, это маскировка. Пилот знает, что немецким истребителям труднее обнаружить их «Дуглас» на фоне земли, нежели на фоне светлого неба. Спустя какое-то время, когда фронт остался далеко позади, «Ли-2», наконец, пошел вверх…

Так и кочевали из Узина в Киев, затем - в Липецк. Липецкий аэродром стал центром переучивания на новую технику, центром формирования полков. Все, казалось, складывается так, как должно, как хотелось Владимиру и его товарищам. Полк вскоре должен был получить самолёты «Пе-2», освоить их и начать, наконец, сражаться с фашистами».

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Протасов В.Д. Бессмертны имена твоих сынов, Россия. Москва. МГОУ. 2004.

Штучкин Н.Н. Над горящей землей. — М.: ДОСААФ, 1980.