Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Дубяга Иван Романович

 
Дубяга Иван Романович
16.01.1929 - 22.02.1999
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.02.1964 Медаль № 11181

    Памятники
  В Санкт-Петербурге на Никольском кладбище


Дубяга (до октября 1949 года - Дубягин) Иван Романович – командир атомной подводной лодки (АПЛ) «К-115» Северного и Тихоокеанского флотов, капитан 2-го ранга.

Родился 16 января 1929 года в селе Благодатное ныне Шпаковского района Ставропольского края в крестьянской семье. Украинец. С 1936 года семья жила в Ташкенте. В 1946 году окончил Бакинское военно-морское подготовительное училище.

В Военно-Морском Флоте с 1946 года. В 1950 году окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова, в 1958 году - Высшие специальные офицерские классы ВМФ, в 1970 году - Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии.

Служил на Тихоокеанском флоте: с сентября 1950 года – командир БЧ-1 ПЛ «М-4», с марта 1951 года – командир БЧ-1 гидрографического судна «Океан», с декабря 1952 года - помощник командира ГИСУ «Полярный». С июля 1955 года – помощник командира дизельной ПЛ «С-331», с мая 1956 года - старший помощник командира ПЛ «С-140». Член КПСС в 1958-1991 годах.

С июля по сентябрь 1958 года И.Р. Дубяга находился в распоряжении командующего Тихоокеанским флотом. После чего последовали назначения на должности командира дизельных подводных лодок: с сентября 1958 года – «М-248», с февраля по март 1960 года - «М-288», с марта 1960 года – «С-331», и с мая 1961 года – «С-336».

В январе 1962 года Дубяга И.Р. становится командиром строящейся АПЛ «К-115» (проект 627А), которая в январе 1963 года включена в состав Северного флота. Перед экипажем «К-115» командование флота поставило задачу: качественно подготовиться к арктическому плаванию и совершить подлёдный переход с Северного на Тихоокеанский флот.

В это уникальное подводное плавание И.Р. Дубяга отправлялся первым, так как таким путём под водой не ходил ещё никто. То, что предстояло совершить его экипажу, имело общефлотское, государственное значение. Командир организовал многоплановую подготовку личного состава и корабля, принятого от промышленности в декабре 1962 года, к осуществлению межтеатрового маневра. Он кропотливо обучал, воспитывал и сколачивал экипаж. В короткие сроки отработал курсовые задачи с хорошими показателями и ввёл атомоход в состав сил постоянной готовности.

На контрольном выходе в район битого льда была проверена работа корабельных курсоуказателей, эхоледомеров и других приборов и механизмов корабля, экипаж получил первый опыт плавания под паковыми льдами…

Поход начался 3 сентября 1963 года и проходил в подводном положении до мыса Желания, где АПЛ «К-115» всплыла для встречи со спасательным судном, проверив точность плавания по счислению. У ледовой кромки АПЛ снова погрузилась на безопасную глубину и начала движение подо льдами Арктики.

Командир корабля Дубяга И.Р. по плану перехода выполнил ряд всплытий в полынье и приледнений (без хода при небольшой положительной плавучести, как бы прилипая к нижней кромке льда). Каждый «ледовый маневр» требовал от экипажа большого напряжения сил и повышенной готовности к действиям в непредусмотренных ситуациях. Был отработан новый метод выхода на обнаруженное разводье для всплытия в полынье. Малейшая неточность при маневрировании вела к ошибке и потере полыньи.

10 сентября 1963 года «К-115» всплыла в 3,4 мили от советской дрейфующей полярной станции СП-12. Командир с семью подводниками посетил станцию, полярники нанесли ответный визит.

11 сентября 1963 года АПЛ «К-115» всплыла в назначенной точке Чукотского моря, а 17 сентября 1963 года прибыла к новому месту базирования в бухту Крашенинникова на Камчатке. Так успешно был завершен первый трансарктический подводный переход из Баренцева моря в Тихий океан. Самая трудная часть маршрута в 1570 миль преодолена подо льдами Арктики. В опыте такого плавания очень нуждался советский Военно-Морской флот.

За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом личное мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1964 года капитану 2 ранга Дубяге Ивану Романовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После уникального героического похода командир «К-115» до июля 1964 года продолжил службу в прежней должности в составе дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота. С июля 1964 года по октябрь 1969 года он старший офицер, заместитель начальника отдела Управления боевой подготовки Тихоокеанского флота, затем убыл на учебу.

С августа 1970 года капитан 1-го ранга Дубяга И.Р. - заместитель командира - начальник учебного отдела Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова, с ноября 1973 года - командир Учебного отряда подводного плавания Ленинградской военно-морской базы.

С ноября 1974 года - председатель Ленинградского городского комитета ДОСААФ. С октября 1978 года – председатель комитета ДОСААФ города Ленинграда и Ленинградской области. С апреля 1985 года контр-адмирал Дубяга И.Р. - в запасе.

Жил в городе-герое Ленинграде (с 1991 года – Санкт-Петербург). Скончался 22 февраля 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище.

Контр-адмирал (14.02.1978). Награждён орденами Ленина (18.02.1964), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Сочинение:
На традициях Октября. М.: ДОСААФ, 1980.

 

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 "Морской сборник", 2006, № 7.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Сорокажердьев В.В. Они служили в Заполярье. Мурманск, 2009.