Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Белясник Пётр Никифорович

 
Белясник Пётр Никифорович
21.12.1917 - 04.07.2000
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 28.04.1943 Медаль № 927
Орден Ленина № 13158

    Памятники
  Мемориальная доска в посёлке Чкаловский
  Надгробный памятник


Белясник Пётр Никифорович - штурман 126-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск противовоздушной обороны страны, капитан.

Родился 8 (21) декабря 1917 года в селе Вовна Шосткинского района Сумской области Украины в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

В 1929 году семья переехала в Хакасию, в улус Толчея Боградского района. Здесь в 1933 году окончил 6 классов школы крестьянкой молодежи, работал с родителями в местном совхозе. В 1934 году семья переехала в Азербайджан, работали на сезонных работах в совхозе у города Куба.

В 1935 году, после смерти отца, с матерью и сестрой переехал в город Махачкал (Дагестан). Здесь поступил работать плотником на завод №182 (ныне – ОАО «Дагдизель») в соседнем городе Каспийск. В 1936 году - фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем по металлу на том же заводе. Одновременно занимался в махачкалинском аэроклубе имени Бабушкина.

В Красной Армии с февраля 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. Был направлен на должность адъютанта эскадрильи в 126-й истребительный авиационный полк, сформированный в Западном Особом военном округе, в Белоруссии.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941- феврале 1945 года - адъютант авиаэскадрильи, штурман полка, заместитель командира 126-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном и Сталинградском фронтах, в ПВО Москвы, на Западном фронте ПВО. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, обороне Москвы, Сталинградской битве.

Штурман 126-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, войска ПВО страны) капитан Пётр Белясник к февралю 1943 года совершил 250 боевых вылетов, в 78 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 17 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Беляснику Петру Никифоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За годы войны совершил 423 боевых вылета на МиГ-3, Р-40 «Томагаук», Як-1 и Ла-5, в 78 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 17 самолётов противника.

С июля 1945 по июль 1964 года - лётчик-испытатель в Государственном Краснознамённом Научно-испытательном институте Военно-Воздушных Сил (ГК НИИ ВВС) (Управление моторов и топлив (УМТ), с 1953 года - 1-й отдел, с 1961 года - 1-е Управление). Провёл госиспытания СР-2 (1954), Як-27Р (1958), Як-25РВ-I (1961). Участвовал в госиспытаниях Ил-10М (1953). С июля 1964 года полковник П.Н.Белясник - в запасе.

Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 4 июля 2000 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 2/1).

Полковник (1956). Награждён орденами Ленина (28.04.1943), Красного Знамени (9.08.1941), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (30.04.1954, 29.04.1957), медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.01.1962).

В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

В НЕБЕ МОСКВЫ И СТАЛИНГРАДА

3 июля 1941 года семерка наших истребителей МИГ-3 вылетела для нанесения удара по аэродрому противника. Когда лётчики достигли цели, командир приказал атаковать вражеский объект. Над аэродромом поднялись клубы дыма. Фашистские зенитчики открыли сильный огонь по советским истребителям, но летчики продолжали атаковать. Уничтожив 30 немецких бомбардировщиков, звено МИГов вернулось на свою базу. За отличное выполнение боевого задания командир полка объявил лейтенанту Беляснику благодарность.

Не раз поднимал лейтенант свою машину в небо Москвы, чтобы защищать столицу нашей Родины от фашистских стервятников. Одним из самых тяжелых для него был бой с девятью немецкими бомбардировщиками. Бывший командир авиаполка, где служил П.Н. Белясник, майор в отставке А.И. Журавлев вспоминает: "Петр Белясник только что посадил машину, когда поступило сообщение, что в направлении на Москву летит большая группа вражеских бомбардировщиков. Не отдохнув, он снова поднялся в небо. Его напарником был лейтенант Александр Смирнов. Фашистские пираты вели тогда себя нахально. Они шли на восток без прикрытия. Два советских летчика напали на врага.

- Бей по ведущему, - приказал Петр Белясник. Свинцовая очередь прошила "юнкерс", и он пошел на снижение. Белясник догнал его и уничтожил. Несколько самолетов покинули поле боя. Поединок двух советских соколов с девятью фашистскими стервятниками закончился полной победой."

Семь самолетов сбил храбрый летчик во время защиты столицы. Кроме того, он уничтожил много техники и живой силы противника. За мужество и отвагу, проявленные в боях за Москву, Белясник был награжден орденом Красного Знамени.

Храбро сражался с врагом и на Сталинградском фронте. Здесь молодой летчик уничтожил четыре вражеских машины. Однажды осенью сорок второго года радиостанция наведения сообщила, что в воздухе появились два "мессершмитта". Опыт боев подсказывал П. Беляснику, что это разведчики, а за ними должны идти бомбардировщики.

Семерка истребителей под командованием капитана Белясника взмыла в небо. Командир не ошибся. Вскоре появилась большая группа "юнкерсов". Соотношение: один к трем. Петр Белясник принял решение идти в атаку. Завязался жестокий бой.

Капитан увидел, что в хвост самолета нашего летчика зашел "мессер". Еще мгновение, и машина боевого друга будет сбита. Тогда командир, сделав круговой вираж, оказался позади фашистского истребителя. Он опередил врага и первой очередью сбил самолет противника. Потеряв две машины, фашисты повернули обратно...

В 1943 году Петр Белясник внес в фонд обороны свои личные сбережения. В письме Центральному Комитету партии он просил передать ему построенный на эти средства самолет. "Клянусь, что на этой машине, - писал П.Н. Белясник, - не жалея жизни, я буду бить фашистских захватчиков до их полного уничтожения."

Просьба советского патриота была удовлетворена. А капитан Белясник сдержал свое слово. За время войны он совершил 250 боевых вылетов и принял участие в 78 воздушных боях, в которых лично уничтожил 9 и в составе группы – 17 самолетов противника.

Биография предоставлена Кириллом Осовиком

    Источники
 Автобиография
 В путешествие по Сумщине. Харьков, 1979
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Гриченко И.Т., Головин Н.М. Подвиг. - Харьков: Прапор, 1983
 Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.