Герой Советского Союза
Транспорт: Лётчики ГВФ
Ромашкин Тимофей Терентьевич

Ромашкин Тимофей Терентьевич

15.04.1919 - 09.01.1954

Герой Советского Союза

Даты указов

09.03.1954

Ромашкин Тимофей Терентьевич - бортмеханик пассажирского самолёта Ли-2 Эстонского авиапредприятия ГВФ.

Родился 15 апреля 1919 года в деревне Марченки ныне Городокского района Витебской области (Белоруссия). Белорус. Окончил 7 классов. Работал на кирпичном заводе. Жил в городе Северодвинске Архангельской области.

В 1938 году призван в Красную армию. Окончил Ульяновскую авиатехническую школу, затем служил техником самолета и в 1940 году был уволен в запас. Работал в гражданской авиации в городе Ленинграде.

В 1939-1940 годах участвует в советско-финляндской «зимней» войне.

В Великую Отечественную войну с первых дней служил бормехаником самолета в 5 отдельном авиационном полку ГВФ. Совершил несколько боевых вылетов в небе Карелии, Финляндии.

После войны вернулся в гражданскую авиацию. Летал бортмеханником пассажирского Ли-2 Эстонского авиапредприятия.

Ранним утром 8 января 1954 года пассажирский Ли-2 выполнял рейс по маршруту Таллин — Минск — Ленинград. Самолет, набрав высоту, лег на заданный курс. Вдруг в кабину пилотов ворвались два вооруженных бандита. Ромашкин смело бросился к одному из них и сильным ударом сбил его с ног. Другой бандит успел выстрелить. Четыре пули попали в Тимофея Ромашкина. Спасти бортмеханика не удалось. Раны оказались смертельными. Он умер 9 января 1954 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1954 года Ромашкину Тимофею Терентьевичу за мужество и самоотверженность, проявленные при задержании бандитов посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Остальные члены экипажа награждены орденами Красной Звезды.

Жил в городе Таллинн (Эстония). Похоронен в Таллинне на кладбище Сиселинна.

Награжден орденами Ленина (09.03.1954, посмертно), "Знак Почёта", медалями.

В Минске установлен памятник Герою.


В представлении к награждению Т.Т. Ромашкина отмечено:

"8 января 1954 года при выполнении рейса № 365 на самолете Ли-2 в районе Кяру ЭССР в момент раздачи пассажирам газет и журналов вооруженные бандиты напали на экипаж с целью овладения самолетом… Бортмеханик Тимофей Ромашкин не дал возможности врагу вести прицельный огонь по экипажу, первым бросился на вооруженного двумя пистолетами врага и своей жизнью спас жизнь всему экипажу и пассажирам".

Из воспоминаний командира корабля летчика И. Гаранина

Прошли поворотный пункт. Второй пилот Анатолий Калиничев записывает в бортжурнал пеленги и время пролета поворотного пункта. Я наблюдаю за воздухом. В этом районе мы должны разойтись со встречным самолетом, и по привычке хочется приветствовать его покачиванием крыльев. Каждый занят своим делом. Никто из нас троих не заметил, как вернулся Тимофей, а вслед за ним, не дав закрыть дверь, в кабину вошел тот самый, похожий на авиатора. Только слышим вдруг резкую команду:
— Руки вверх!

Оборачиваюсь: сзади стоит пассажир в кителе и направляет на нас пистолет.
— Руки вверх! Выключить рацию! Включить автопилот! — приказывает он.

В голове стремительно проносятся разные мысли. «Неужели враг? А может, это злая, необдуманная шутка?» Справа от человека в кителе появляется женщина, с первого кресла, и тоже с пистолетом. Направляет его в нашу сторону. Сомнений больше нет — это враги.

Мы выжидаем, а диверсант взял пистолет у женщины, Володе приказал повернуться спиной. Соучастница достала шнур, напоминающий парашютные стропы, и стала связывать ему руки. Теперь Тимофей может, выбрав минуту, броситься на мужчину. Это он понимает и зорко следит за всеми движениями врага. И не только за движениями, а и за взглядом. Конечно, Тимофею понятно, что, напав первым, он примет на себя огонь.

Все напряжены, в том числе и диверсант. Вот он перевел взгляд на Володю, чтобы посмотреть, как идут дела у соучастницы. Этого достаточно. Ромашкин бросается вперед. Женщина от удара падает, а мужчина, отскочив назад, стреляет из обоих пистолетов. Тимофею обожгло шею, висок, бок. Он медленно оседает на пол. Но на какое-то мгновение наш друг отвлек внимание «авиатора» на себя, и этого нам достаточно. Мы с Анатолием бросаемся на мужчину. Один пистолет, выбитый из его рук, отлетает в сторону. Анатолий схватил другой, а я стал заламывать диверсанту руку. И тут почувствовал, как дуло пистолета уперлось мне в бок. «Это смерть!» — проносится в мозгу. Обидно умирать, когда схватка почти выиграна. К счастью, выстрела нет. Видно с пистолетом что-то случилось. Схватка подходит к концу. Противник понял, что борьбу проиграл. Общими усилиями мы с Анатолием вырвали второй пистолет, свалили диверсанта на пол.

Теперь надо помочь Ромашкину. Он потерял много крови. Осторожно приподняли его и усадили на кресло, стали перевязывать раны. Я занял свое пилотское кресло. До Ленинграда еще далеко, а Тимофею нужна немедленная помощь. Принимаю решение прервать рейс и вернуться на базу. Выключаю автопилот, беру курс на свой аэродром. Впервые возвращаемся, не выполнив задания. Начинаю снижение. Докладываю по радио о случившемся. Прошу вызвать скорую помощь и обеспечить мне безопасный подход к аэродрому. На земле приняли соответствующие меры. И вот мы приземляемся на том же летном поле, которое покинули всего 42 минуты назад. Медицинские работники бережно переносят Тимофея в санитарную машину. Диверсантов передаем работникам органов МГБ.

Так закончился наш прерванный рейс и последний полет бортмеханика Тимофея Терентьевича Ромашкина. Врачи не смогли спасти его, и на следующий день он скончался. Он пожертвовал своей жизнью и спас наши.

И. Гаранин. Прерванный рейс
в книге Крылатое племя. — М.: Воениздат, 1962

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Иноземцев И.Г. В небе Заполярья и Карелии. - М.: Воениздат, 1987

Крылатое племя. — М.: Воениздат, 1962

Подводная археология   Т