Герой Социалистического Труда
Производство: Судостроение
Перьков Александр Кузьмич

Перьков Александр Кузьмич

31.08.1912 - 12.04.1993

Герой Социалистического Труда

Даты указов

18.02.1975

Медаль № 16457

Орден Ленина № 422605

Перьков Александр Кузьмич – начальник - главный конструктор Северного проектно-конструкторского бюро Министерства судостроительной промышленности СССР, город Ленинград.

Родился 31 августа 1912 года в селе Сестрорецк Санкт-Петербургского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне - город в составе Санкт-Петербурга. Русский. Из семьи рабочего*.

В 1929 году окончил 9 классов средней школы. С 1929 года работал учеником токаря и токарем на Невском машиностроительном заводе имени В.И. Ленина в Ленинграде. В 1932 году направлен на учёбу.

Окончил Ленинградский индустриальный институт в 1938 году. С 1938 года - инженер-конструктор в конструкторском бюро Ижорского завода (Ленинград). С 1939 года работал в Центральном НИИ-45 Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР (Ленинград): инженер-механик, ответственный исполнитель тем научных проектов. В довоенное время участвовал в работах по усовершенствованию и испытаниям эскадренных миноносцев и крейсеров.

В годы Великой Отечественной войны после эвакуации НИИ остался в блокадном Ленинграде. С октября 1941 года работал преподавателем в ремесленном училище. С января 1942 года - начальник энергоблок-станции эвакогоспиталя. С сентября 1942 года - мастер цеха и старший технолог цеха на Ленинградском заводе револьверных станков и автоматов.

с 1943 года работал на судостроительном заводе № 174 в Ленинграде (ныне - государственное предприятие «Адмиралтейские верфи»): старший конструктор - начальник секции, с 1944 года - заместитель начальника отдела заводского конструкторского бюро. Выполнял важные задания для нужд обороны города и флота.

С марта 1946 года на протяжении 34 лет трудился в Центральном конструкторском бюро № 53 (с 1966 года - Северное проектно-конструкторское бюро): заместитель начальника отдела энергетических установок, главный конструктор отдела перспективных проработок, заместитель главного конструктора проекта 42 (сторожевые корабли) , с октября 1953 года - главный инженер ЦКБ-53, а с августа 1958 по 1979 год - начальник - главный конструктор конструкторского бюро.

С 1967 года - главный конструктор большого противолодочного корабля проекта 1134Б. С 1971 года в строю ВМФ СССР и России находились 7 кораблей этого проекта («Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент», «Таллин»), ставших в 1970-1980-х годах лучшими кораблями в мире в своем классе. Их высоко ценили на флоте за отличную мореходность, большой потенциал для модернизации, высокую скорость и мощное вооружение. На Западе эти корабли относили к классу легких крейсеров.

С 1974 по 1979 год - главный конструктор ракетного крейсера проекта 1164 («Атлант»). В строй вошли 3 крейсера этого проекта, за мощное наступательное ракетное вооружение прозванные «убийцами авианосцев»: «Москва», «Варяг», «Маршал Устинов»; все они находятся в строю по настоящее время (2016).

Кроме того, за годы его руководства коллективом Северного ПКБ, там были созданы большие противолодочные корабли проекта 1135 (один из самых массовых в постройке крупных советских кораблей, введено в строй 17 единиц, а вместе с модификациями - 59 единиц), тяжелые атомные крейсера проекта 1144 («Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов», «Пётр Великий»), эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» (введены в строй 17 единиц), большие противолодочные корабли проекта 1155 (введено в строй 12 единиц).

За выдающиеся заслуги в создании и производстве специальной техники указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 18 февраля 1975 года Перькову Александру Кузьмичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1979 году после перенесённого инфаркта по личной просьбе освобожден от должности начальника - главного конструктора Северного ПКБ и в 1980 году официально вышел на пенсию. Однако остался трудиться на предприятии в должности ведущего инженера и оставался главным конструктором сразу трёх проектов надводных боевых кораблей. Вышел на заслуженный отдых только в июле 1986 года.

Член ВКП(б)/КПСС в 1947-1991 годах. Избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся в Ленинграде.

Жил в городе-герое Ленинграде (с 1991 года - Санкт-Петербург). Скончался 12 апреля 1993 года***. Похоронен на Красненьком кладбище Санкт-Петербурга.

Награждён 2 орденами Ленина (28.04.1963, 18.02.1975), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (19.11.1985), медалями «За трудовое отличие» (2.10.1950), «За оборону Ленинграда» (вручена в 1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), юбилейными медалями.

Ленинская премия (1966**).

* В автобиографиях разных лет А.К. Перьков указывал разные сведения о профессии отца (разнорабочий, служащий, крестьянин). Фактически отец был из крестьян Курской губернии, на момент рождения сына был разнорабочим, затем несколько десятилетий работал поваром, в том числе в воинских частях.
**В ряде источников ошибочно указывается год присуждения премии - 1960.
***Дата смерти, 12 апреля 1993 года, приведена согласно биографической энциклопедии «Судостроительная Россия», на надгробном памятнике выбит 1992 год.



Составитель биографии сердечно благодарит работников Северного ПКБ (Санкт-Петербург) за предоставленные документы.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Автобиография

Доценко В.Д. Морской биографический словарь. ‒ Санкт-Петербург, 1995.

Личное дело

Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.