Герой Социалистического Труда
Искусство: Художники и скульпторы
Гудиашвили Владимир Давидович

Гудиашвили Владимир Давидович

30.03.1896 - 20.07.1980

Герой Социалистического Труда

Даты указов

19.11.1976

Медаль № 17899

Орден Ленина № 425862

Гудиашвили Владимир (Ладо) Давидович - художник-график и монументалист, народный художник СССР, город Тбилиси Грузинской ССР.

Родился 18 (30) марта 1896 года в губернском городе Тифлис (ныне Тбилиси, столица Грузии). Сын железнодорожного служащего. Грузин.

В 1910 году поступил в Тифлисскую школу живописи и скульптуры. Окончил её в 1914 году и работал учителем рисования в школе. В 1915 году в Тифлисе состоялась его первая персональная выставка, сразу сделавшего художника известным в Грузии. Был близок к группе поэтов-символистов «Голубые роги» (1914-1918), член Общества грузинских художников (1916-1919). В 1915-1919 годах участвовал в археологических экспедициях, изучавшей памятники грузинской архитектуры, изучал и копировал старинные фрески в грузинских церквях. Тогда же познакомился с творчеством Нико Пиросманишвили, оказавшим глубочайшее влияние на его собственное творчество.

Осенью 1919 года вместе с художниками Давидом Какабадзе и Шалвой Кикодзе уехал в Париж, центр мирового искусства. В Париже учился в частной художественной Академии Ронсона и работал театральным декоратором. Там состоялся его творческий взлёт, он стал кумиром многих европейских выставок (выставлялся в Париже, Марселе, Лионе, Бордо, Лондоне, Риме, Брюсселе, Амстердаме, Берлине, Нью-Йорке) и широко известным в мире художником. Был знаком и состоял в дружеских отношениях с Пабло Пикассо, Морисом Утрилло, Амедео Модильяни, Игнасио Сулоага, Наталией Гончаровой и многими другими всемирно известными художниками.

Гудиашвили выработал свою уникальную, ни на кого не похожую манеру рисования, основанную на традициях древнего персидского и современного грузинского искусства. Полотна его пышут ярким и в то же время мягким цветом (в то время, как традиционная грузинская живопись выполняется в тёмных цветах), изобилуют драматическим гротеском и символическими деталями. Поэтика живописного самого по себе национального быта сочетается с большим влиянием европейской классической и авангардистской живописи. На картинах преобладают шумные народные праздники и застолья, колоритные персонажи тбилисских улиц (уличные торговцы – кинто, ремесленники - карачохели). Сотни картин прославляют красоту и обаяние грузинских женщин.

Будучи глубоко национальным художником, отказался от многочисленных предложений продолжить художественную карьеру за границей и в 1925 году вернулся в Тифлис (с 1936 - Тбилиси). С 1926 года - преподаватель Тбилисской Академии художеств (по 1932 год), профессор. Член Ассоциации революционных художников Грузии (1929-1932). В Советском Союзе Гудиашвили не имел возможности остаться независимым от советской идеологии и создавал полотна, воспевающие успехи социалистического строительства. При этом он сохранил свою стилистику и манеру письма, практически не работал в жанре социалистического реализма, в его творчестве продолжали преобладать воспевание народных традиций и идеалов женственности, а картины его по-прежнему полны мифологическими и фантастическими образами.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942–1943 годах, выполнил большой «антифашистский цикл» рисунков, по своим мотивам напоминающих «Капричос» Франсиско Гойи. В этих рисунках, полных мифологических монстров и существ, терзающих и пожирающих обнаженных красавиц, мастер выразил античеловеческую сущность фашизма, его нацеленность на уничтожение мирной жизни, культуры и красоты.

В 1946 году за роспись алтаря церкви Кашвети в Тбилиси был исключён из ВКП(б), в которой состоял с конца 1920-х годов (впоследствии отказался от восстановления в партии, несмотря на неоднократные предложения). Интересен факт, что грузинское духовенство со своей стороны осудило художника за неканонический подход к образу Богоматери, запретив ему дальнейшую работу в церкви. Послевоенное творчество мастера стало ещё более многогранным, значительно усилилось разнообразие техники и жанра. Он писал маслом, гуашью, акварелью, выполнял настенные росписи, делал графические произведения и работал в смешанной технике. Писал портреты, пейзажи, исторические картины, аллегорические, мифологические и политические произведения, эпические и лирические работы. Работал как театральный художник и даже как художник кинематографа.

Замечательным творческим наследием Гудиашвили стала его книжная иллюстрация: он оформлял поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1934, 1939), «Мудрость вымыслов Сулхана Сабы Орбелиани» (1939 и 1960), «Грузинские народные песни» Г. Чхиквадзе (1946), многочисленные грузинские народные предания и легенды, поэтические сборники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1976 года за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства Гудиашвили Владимиру Давидовичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Его произведения находятся в крупнейших музеях Тбилиси, Москвы, Парижа, Нью-Йорка и многих других городов.

Жил в Тбилиси. Умер 20 июля 1980 года. Похоронен в пантеоне грузинских деятелей культуры Мтацминда в Тбилиси.

Награждён 3 орденами Ленина (02.04.1966; 02.07.1971; 19.11.1976), орденами Трудового Красного Знамени (17.04.1958), «Знак Почёта» (14.01.1937), медалью.

Государственная премия Грузинской ССР имени Шота Руставели (1965). Народный художник СССР (1970). Народный художник Грузинской ССР (1957). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1950). Почётный гражданин Тбилиси (1979).

В Тбилиси открыт дом-музей Ладо Гудиашвили. В Тбилиси установлен памятник художнику.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров