Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Чубаров Владимир Васильевич

 
Чубаров Владимир Васильевич
19.07.1908 - 05.1989
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 16.01.1974 Медаль № 16435
Орден Ленина № 422245

    Памятники
  Надгробный памятник


Чубаров Владимир Васильевич – начальник Октябрьской железной дороги, город Ленинград.

Родился 19 июля 1908 года в ныне Брянской области.

Трудовую деятельность начал в 1926 году – чернорабочим. В 1930 году поступил в Ленинградский институт железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), который окончил в 1935 году по специальности «Эксплуатация железных дорог». В 1935-1938 годах работал на Московско-Донбасской железной дороге, а с 1938 года – инженером на сортировочной станции Ленинград – Сортировочный – Московский Октябрьской железной дороги в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). Вступил в ВКП(б)/КПСС.

В первые дни Великой Отечественной войны возглавлял колонну железнодорожников по строительству противотанковых рвов на подступах к Ленинграду. С июля 1942 по апрель 1943 год – заместитель начальника Ладожского железнодорожного узла – важного звена Дороги жизни. Тогда на станции Ладожское Озеро вместо четырех довоенных путей стало больше двадцати; рядом появились небольшие станции с железнодорожными названиями Болт и Костыль. Здесь для осажденного Ленинграда формировались составы с продовольствием, привезенным в навигацию на озерных судах, а в ледостав – по ледовой трассе на автомобилях. Это была настоящая школа мужества. Под непрекращающимися бомбардировками оперативно руководил работой, не допуская сбоев в перевозках грузов для осажденного Ленинграда и эвакуации населения на Большую землю. Налеты иногда продолжались по 10 часов подряд.

После войны работал в управлении Октябрьской железной дороги, на Ленинград – Витебском и Ленинград – Московском отделениях. Но испытание на мужество не закончилось вместе с войной. В 1951 году Владимир Васильевич был исключен из партии за предоставление неточных данных о происхождении отца (нужно было написать «из кулаков»). Через год коллегия Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б) отклонила его апелляцию о восстановлении в партии. Однако позже он все же был восстановлен в КПСС.

С 1955 года работал начальником станции Ленинград – Сортировочный – Московский. В 1959-1963 годах – начальник Ленинград-Московского отделения Октябрьской железной дороги. В 1963-1967 годах – первый заместитель начальника, а в 1967-1977 годах – начальник Октябрьской железной дороги (управление дороги в городе Ленинград).

На протяжении 10 лет руководил одной из старейших и крупных железных дорог СССР, объединяющей северо-западные участки железнодорожной сети Европейской части СССР. Октябрьская железная дорога к тому времени имела 11 отделений: Мурманское, Кемьское, Петрозаводское, Волховстроевское, Бологовское, Ржевское, Псковское и 3 отделения, которые объединяли участки дороги, примыкающие к Ленинградскому узлу. Свыше 2 тысяч километров дороги простирается в направлении от Мурманска до Москвы, а свыше 900 километров расположено за Полярным кругом. По размерам грузооборота Октябрьская железная дорога к началу 1970-х годов являлась средней в сети железных дорог СССР (4-5 процентов общего грузооборота), но по размерам пассажирооборота занимала 2-е место (после Московской железной дороги). Почти 1/5 всех пригородных перевозок осуществлялось дорогой, главным образом на участках, примыкающих к Ленинграду и Москве.

Под его руководством активно велись работы по переводу участков дороги на электрическую тягу, в том числе участки Петрокрепость – Невская Дубровка (1967), Кирилловское – Рощино (1968), Выборг – Ленинград (1969), Кириши – Будогощь (1975), сооружались вторые пути на ряде однопутных участков. Участок Ленинград – Москва, все пригородные участки в Ленинградском узле, участок Мурманск – Кандалакша – Лоухи к тому времени уже имели электрическую тягу. В 1972 году удельный вес электрической тяги в грузовом движении составил свыше 28 процентов, тепловозной тяги – свыше 66 процентов, паровозной – около 5 процентов. В пассажирском движении удельный вес электротяги в 1972 году был ещё выше и составлял около 63 процентов. Всего под его руководством было электрифицировано 725 километров железнодорожных линий, вводились новые системы сигнализации и связи, новейшие системы диспетчерского управления. На линии Ленинград – Москва курсировали самые быстрые в СССР пассажирские экспрессы, развивающие скорость до 160 километров в час. В Ленинградском узле имелась одна из первых в СССР автоматизированных сортировочных горок (на станции Ленинград – Сортировочный – Московский). На дороге широко применялась современная вычислительная техника и автоматизированные системы управления рядом технологических перевозочных процессов. В 1967 году построен Вычислительный центр на Боровой улице, в 1976 году – Центральные железнодорожные кассы на набережной канала Грибоедов, реконструирован Московский вокзал. За время его работы на посту начальника Октябрьской железной дороги, она неоднократно занимала первые места в социалистическом соревновании с вручением переходящего Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1974 года за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательств Чубарову Владимиру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Вместе с тем уделял большое внимание объектам социально-культурной сферы: построены пионерлагерь «Маяк» в Петяярви (1968), новый мемориальный вокзал на станции Ладожское Озеро, многоэтажный дом на проспекте Непокоренных (1977), санаторий-профилакторий на станции Мельничный Ручей (1978), профилакторий в Агудзере близ Сухуми (1978), спортивный комплекс «Локомотив» (1978), новый корпус Дорожной больницы (1978).

20 августа 1973 года подписал приказ о создании Центрального музея истории Октябрьской железной дороги, а 22 марта 1974 года постановлением Президиума Дорпрофсожа и руководства дороги под председательством главного инженера дороги Л.В. Рымши организуется Дорожная комиссия по созданию музея, формируется рабочая группа, комиссия по сбору материалов, привлекаются к сотрудничеству ученые ЛИИЖТа, сотрудники городских музеев, рассылаются запросы в архивы, решаются вопросы финансирования и оформления будущего музея. На сбор материалов и подготовку экспозиции ушло 4 года.

С 1977 года – на пенсии.

Выйдя на заслуженный отдых, стал первым директором Центрального музея истории Октябрьской железной дороги, который открылся в июле 1978 года. Участвовал в создании Музея железнодорожной техники - филиала Центрального музея истории Октябрьской железной дороги (открыт 1 августа 1991 года).

Жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Умер в мае 1989 года. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Избирался членом Ленинградского обкома КПСС, депутатом Ленинградского городского Совета депутатов.

Награжден 2 орденами Ленина (01.08.1959, 16.01.1974), орденами Октябрьской Революции (04.05.1971), Трудового Красного Знамени (21.06.1957), медалями, а также 2 золотыми медалями ВДНХ СССР, знаком «Почётному железнодорожнику».

Имя В.В. Чубарова присвоено Музею железнодорожной техники в Санкт-Петербурге.

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Большая советская энциклопедия
 Публикации в сети Интернет