Герой Советского Союза
ВВС: Стрелки-радисты
Копейкин Игорь Валентинович

Копейкин Игорь Валентинович

08.07.1920 - 07.12.2002

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 5337

Орден Ленина № 26498

Копейкин Игорь Валентинович – начальник связи авиаэскадрильи – воздушный стрелок-радист 35-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (5-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), гвардии старшина.

Родился 8 июля 1920 года в селе Аксёново Альшеевской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Альшеевского района Республики Башкортостан). Русский. В детстве жил в городе Сарапул (Удмуртия), в котором в 1928 году пошёл в школу. В 1939 году окончил 10 классов школы в Туле. В сентябре – октябре 1939 года обучался в Московском институте инженеров транспорта.

В армии с октября 1939 года. В апреле 1940 года окончил Читинскую школу младших авиационных специалистов. Служил в ВВС стрелком-радистом 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Забайкальском военном округе; город Чита). Летал на бомбардировщике СБ.

Участник Великой Отечественной войны: в июле 1941 – мае 1945 – стрелок-радист и начальник связи авиаэскадрильи 150-го (с ноября 1942 года – 35-го гвардейского) бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Западном (июль – сентябрь 1941), Сталинградском (июль – август 1942), Донском (декабрь 1942 – февраль 1943), Северо-Кавказском (апрель – июнь 1943), Западном (июль – октябрь 1943), 3-м Белорусском (июнь – июль 1944), 1-м Прибалтийском (июль 1944 – февраль 1945), 2-м Прибалтийском (февраль – апрель 1945), 3-м Белорусском (апрель – май 1945) и Ленинградском (май 1945) фронтах.

Участвовал в Смоленском сражении, обороне Сталинграда, Сталинградской битве, Краснодарской, Орловской, Спас-Деменской, Ельнинско-Дорогобужской, Смоленско-Рославльской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Шяуляйской, Рижской и Мемельской операциях, блокировании курляндской группировки противника и Земландской операции.

Летал в одном экипаже с Героями Советского Союза – лётчиком Л.В. Жолудевым (до мая 1945 года), штурманами Н.Ф. Аргуновым (до лета 1943 года) и И.М. Жмурко (на завершающем этапе войны).

23 августа 1941 года экипаж Л.В. Жолудева в составе семёрки СБ наносил бомбовый удар по скоплению живой силы и автомашин противника на станции Кунья (Псковская область). Во время второго захода на цель пулемётной очередью с земли был выведен из строя правый мотор самолёта. Продолжая полёт на одном моторе, экипаж выполнил ещё один заход на цель, обстреляв её из бортового оружия. На обратном пути отказал левый мотор, и лётчик совершил вынужденную посадку на лесную просеку. Через четыре дня экипаж вернулся в свой полк.

В ночь на 27 сентября 1941 года в составе экипажа Л.В. Жолудева дважды вылетал на бомбардировку скопления автомашин в тылу противника. Во время второго бомбометания СБ был поражён зенитным снарядом – выведен из строя левый мотор. Вскоре из-за повреждения топливной системы остановился и второй мотор, в результате чего самолёт совершил вынужденную посадку на оккупированной территории – в районе деревни Виногроды (Миорский район Витебской области, Беларусь).

Переправившись через реку Западная Двина на плоту, экипаж двинулся к линии фронта, встретив в середине октября 1941 года выходящую из окружения группу артиллеристов из 20 человек под командованием старшего лейтенанта С.М. Подгорного. Пройдя по тылам противника около 300 километров, группа в начале ноября 1941 года вышла на восточную границу болота Пелецкий мох (Нелидовский район Тверской области). Здесь была образована партизанская база, с которой бойцы осуществляли налёты на коммуникации врага. Н.Ф. Аргунова направили через линию фронта с донесением о существовании нового партизанского отряда, и 14 ноября 1941 года он вернулся в свой полк.

С декабря 1941 года Л.В. Жолудев командовал образовавшимся партизанским отрядом. 22 января 1942 года 89 человек под его командованием с боем перешли линию фронта в районе посёлка Земцы (Нелидовский район Тверской области). Влившись в состав 29-й армии (Калининский фронт), отряд как стрелковая рота (командиром которой стал Л.В. Жолудев) в январе – феврале 1942 года участвовал в Ржевско-Вяземской операции. Только 24 февраля 1942 года Л.В. Жолудев и И.В. Копейкин вернулись в полк.

31 августа 1943 года экипаж Л.В. Жолудева в составе девятки самолётов Пе-2 вылетел для нанесения бомбового удара по вражеской переправе через реку Десна около деревни Лапино (Ельнинский район Смоленской области). На подходе к цели группа, летевшая без прикрытия, была атакована истребителями противника. Самолёт Л.В. Жолудева (штурман Н.В. Пупышев и стрелок-радист И.В. Копейкин) был подбит, загорелась левая плоскость крыла. Несмотря на сильный пожар, стрелок-радист прицельным огнём подбил вражеский истребитель ФВ-190. После этого лётчик сумел перелететь линию фронта и посадил самолёт на фюзеляж на своей территории.

За время войны совершил 219 боевых вылетов (72 – на бомбардировщике СБ и 137 – на бомбардировщике Пе-2), в 67 воздушных боях лично сбил 2 и в составе группы 8 самолётов противника. В марте 1943 года был ранен в голову.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии старшине Копейкину Игорю Валентиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

После войны продолжал службу в ВВС начальником связи авиаэскадрильи 35-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе; город Шяуляй, Литва). Летал на бомбардировщике Пе-2. С мая 1946 года старшина И.В. Копейкин – в запасе.

В декабре 1951 года окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (энергетический факультет). С февраля 1952 года работал инженером в институте «Метрогипротранс» (проектирование метрополитена и других подземных сооружений), в апреле – августе 1952 года – инженером в Главном управлении по строительству тоннелей и метрополитенов (Главтоннельметрострое).

С августа 1952 года служил в органах госбезопасности. В 1953 году окончил Курсы подготовки оперативного руководящего состава при Высшей школе МГБ СССР. В ноябре 1953 – апреле 1954 – оперуполномоченный 10-го спецотдела МВД СССР, в апреле 1954 – мае 1955 – оперуполномоченный 1-го спецотдела КГБ СССР. Занимался контрразведывательным обеспечением атомной промышленности.

В мае 1955 – феврале 1960 – старший оперуполномоченный отдела 5-го Управления КГБ СССР, в феврале 1960 – августе 1963 – старший оперуполномоченный отдела 2-го Главного управления КГБ СССР. Занимался контрразведывательной работой в оборонной промышленности.

В августе 1963 – июле 1983 – заместитель директора по режиму Научно-исследовательского института автоматики и приборостроения (разработка инерциальных систем управления для боевых ракетных комплексов, ракет-носителей и космических аппаратов). С июля 1983 года полковник И.В. Копейкин – в запасе.

В январе 1984 – марте 1990 года работал старшим инженером и инженером в Научно-исследовательском институте автоматики и приборостроения.

Жил в Москве. Умер 7 декабря 2002 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Полковник (1970). Награждён орденами Ленина (23.02.1945), Красного Знамени (05.09.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (12.08.1976), 2 орденами Красной Звезды (06.11.1941; 17.01.1943), медалями.

Его именем названа улица в селе Раевский Альшеевского района (Башкортостан).

Примечание:
1) Звание присвоено за выполнение 180 боевых вылетов (на 17 октября 1944 года).


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.

Подвиги их - бессмертны. - Уфа: Китап, 2000.

Славные сыны Башкирии. Книга 3. Уфа, 1968