Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Чурилин Алексей Павлович

 
Чурилин Алексей Павлович
26.12.1916 - 23.08.1982
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 8052
Орден Ленина № 53161

    Памятники
  Надгробный памятник


 Чурилин Алексей Павлович – командир эскадрильи 611-го истребительного. авиационного Перемышльского ордена Суворова  полка (288-я истребительная авиационная Павлоградская Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), майор.

Родился 26 декабря 1916 года на хуторе Ширявсков (ныне Таскалинский район, Западно-Казахстанская область, Республика Казахстан) в крестьянской семье. Русский. Окончил сельскохозяйственный техникум. С 1936 года учился в аэроклубе Уральска. Работал инкассатором в областном банке Уральска. Призван в армию в 1940 году. Окончил в 1941 году Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

Во время Великой Отечественной войны сержант А.П.Чурилин в действующей армии – с 15 декабря  1942 года. Воевал в 611-м истребительном авиационном полку 236-й, а с октября 1944 года – 288-й истребительной авиационной дивизии на Закавказском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м, 3-м, 1-м, снова 3-м Украинских фронтах. Был тяжело ранен и контужен. Летал на истребителях И-153, Як-1, Як-9, Як-3.

К 2 марта 1945 года совершил 273 боевых вылета на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовку войск и техники противника, прикрытие своих наземных войск, разведку войск и техники противника. В 83 воздушных боях лично сбил 17 и уничтожил со своей группой на аэродромах 21 самолёт противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство   Чурилину Алексею Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина  и медали «Золотая Звезда».

К моменту окончания войны майор имел на своем счету около 300 боевых вылетов и 26 лично сбитых самолетов противника.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах.  С 1972 года полковник А.П.Чурилин – в запасе. Жил в Новороссийске. 

Скончался 23 августа 1982 года. Похоронен на  кладбище "Солнечное" (Мысхакское шоссе) в Новороссийске.

Награжден  орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (5.05.1943, 12.01.1945), орденами Александра Невского (5.08.1944), Отечественной войны 2-й степени (25.08.1943), 4 орденами Красной Звезды (14.02.1943, 1955, …), медалями.

Имя Героя носит улица в районном центре селе Таскала. На доме в Новороссийске, где он жил, установлена мемориальная доска.

Сержант А.П.Чурилин, прибыв на Закавказский фронт в 611-й истребительный авиационный полк, сразу включился в напряженную боевую работу полка. Летал на истребителе-биплане  И-153, который за характерную форму верхнего крыла летчики называли «Чайкой». 

Участвовал в составе 5-й воздушной армии в Северо-Кавказской наступательной операции (1 января – 4 февраля 1943 года), с 4 февраля 1943 года поддерживал десант морской пехоты под командованием майора Ц.Л.Куникова в районе Мысхако-Станичка под Новороссийском. Там 8 февраля был подбит, посадил почти неуправляемую машину  на территории, занятой десантом, в Станичке. От удара о землю самолет развалился, А.И.Чурилин был тяжело контужен. Вывезен на Большую Землю и после излечения в Сочинском госпитале вернулся в свой полк.  Принял участие в заключительной части Краснодарской наступательной операции (9 февраля – 16 марта 1943 года), где 11 марта на «Чайке» сбил свой первый самолет – бомбардировщик Ю-87.

В дальнейшем принимал участие на Закавказском, а затем Северо-Кавказском фронте в составе 5-й, а затем 4-й воздушной армии в воздушных сражениях на Кубани (апрель — июнь 1943 года) за завоевание советской авиацией господства в воздухе. 

С 21 июля 1943 года по 20 января 1944 года полк, перевооруженный истребителями Як-1, сражался  в составе 8-й воздушной армии Южного (с 20 октября 1944 года – 4-го Украинского) фронта. Поддерживал наземные войска в Миусской (17 июля – 2  августа 1943 года), Донбасской (13 августа – 22  сентября 1943 года) и Мелитопольской (26 сентября – 5 ноября 1943 года) наступательных операциях, в том числе освобождении Мелитополя..

С 20 января 1944 года по 2 мая 1944 года 236-я истребительная дивизия находилась в Резерве Верховного Главного Командования.

С 12 июля 1944 года по 13 августа 1944 года – в составе 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. Принимала участие в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля – 29 августа 1944 года), в том числе освобождении городов Львов, Зборов, Перемышль, за что 611-й истребительный авиационный полк получил название Перемышдьского.

С 13 августа 1944 года до окончания войны – в составе 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. В октябре 1944 года 611-й истребительный авиационный полк был переведен в состав 288-й истребительной авиационной дивизии.

На 3-м Украинском фронте А.П.Чурилин принимал участие в Ясско-Кишинёвской стратегической наступательной операции (20 – 29 августа 1944 года), в том числе в освобождении города Галац (Румыния); Болгарской операции (5 – 9 сентября 1944 года) по введению советских войск на территорию Болгарии; Белградской наступательной операции (28 сентября – 20 октября 1944 года), в том числе в освобождении столицы Югославии Белграда; Будапештской стратегической наступательной операции (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года), в том числе в освобождении города Секешфехервар и столицы Венгрии Будапешта; Балатонской оборонительной операции (6 – 15 марта 1945 года); Венской наступательной операции (16 марта – 15 апреля 1945 года), в том числе освобождении венгерских городов Веспрем и Шопрон, столицы Австрии Вены.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Участвуя в Отечественной войне с 15 декабря 1942 года по настоящее время, проявил себя мужественным и бесстрашным летчиком-истребителем и штурмовиком, беспредельно преданным социалистической Родине и великому делу партии Ленина-Сталина.
При выполнении боевых заданий командования на штурмовку войск и техники противника, на сопровождение штурмовиков и прикрытие наземных войск показал образцы мужества, отваги, героизма и умения побеждать врага.

За период боевой работы произвел 273 боевых вылета, из них: на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков – 117 боевых вылетов,  на штурмовку войск и техники противника -  72 боевых вылета, на прикрытие своих войск – 45 боевых вылетов, на разведку войск и техники противника – 38 боевых вылетов.
Из общего количества боевых вылетов произвел на самолете И-153 89 боевых вылетов,  из них: на штурмовку войск противника – 53 боевых вылета, на разведку войск противника – 19 боевых вылетов, на прикрытие своих войск – 19 боевых вылетов.

В проведенных 83 воздушных боях сбил лично 17 самолетов противника, из них:  двенадцать Ме-109,  два ФВ-190,  два Ю-87 и один Ю-88.

В воздушных боях тов. Чурилин славится бесстрашным истребителем и грамотным воздушным бойцом, показывая высокое мастерство побеждать врага на поле боя.

11.03.1943 года пара И-153, ведущий – тов. Чурилин, патрулировала над своими войсками в районе Абинская – Ахтырская, где летчики обнаружили группу Ю-87 в количестве до 21 самолета под прикрытием шести Ме-109. Пара, ведомая Чурилиным, врезалась в середину строя бомбардировщиков, неожиданной атакой расстроив строй бомбардировщиков, которые, не долетев до цели два-три километра, сбросили  бомбы в поле. Тов. Чурилин вместе с ведомым сбили по одному  самолету типа Ю-87.

17.07.1943 года пара истребителей Як, ведомый – тов. Чурилин, сопровождала группу штурмовиков. В районе цели шесть самолетов противника атаковали штурмовиков. Пара Як отбила все атаки истребителей противника. В этом неравном бою было сбито два Ме-109. Своих потерь и потерь штурмовиков не имели.

20.12.1944 года, прикрывая наземные войска в районе Секешфехервар, четыре Як под командованием тов. Чурилина встретили восемь Ме-109. Тов. Чурилин смело повел свою группу в бой, в результате которого было сбито тир Ме-109.  Лично тов. Чурилин сбил  один Ме-109. Группа после продолжительного воздушного боя без потерь возвратилась на свой аэродром.

8.03.1945 года группа из девяти Як, ведущий – майор Чурилин, прикрывая наземные войска в районе Калоз и Шапония, на высоте 1500 метров атаковала четыре группы ФВ-190, которые производили штурмовку наших войск. В результате завязавшегося воздушного боя было сбито  два ФВ-190, из которых тов. Чурилин лично сбил один ФВ-190. своих потерь не имели.

Штурмовыми действиями тов. Чурилин нанес большой урон живой силе и технике противника. Лично им уничтожено автомашин с грузами и боеприпасами – 24,  повреждено и выведено из строя паровозов – 2, складов с боеприпасами – 6,  сожжно на аэродромах противника самолетов – 21,  рассеяно и частично уничтожено до 1000  солдат и офицеров противника.

Отличное владение техникой пилотирования, осмотрительность и точная ориентировка, тактически грамотное определение войск и смелые героические полеты до бреющего дают возможность тов. Чурилину точно устанавливать количество, род войск и  точное местонахождение противника и доставить командованию ценные данные о противнике для нанесения штурмовых и бомбовых ударов.

11.01.1943 года тов. Чурилин с рассвета разведал и доставил ценные данные о наличии материальной части на аэродроме Краснодар, расположение зенитных средств, после чего повел свою группу на штурмовку аэродрома. В результате на вражеском аэродроме  было сожжено  10 самолетов и повреждено 12 самолетов противника.

19.08.1943 года, ведя разведку поля боя при плохих метеоусловиях на реке Миус, тов. Чурилин обнаружил строящуюся переправу и большое скопление автомашин с боеприпасами, войсками и техникой.
По его разведдонесению  было произведено 3 групповых вылета нашими штурмовиками, которые были наведены на цель. В итоге их работы была уничтожена переправа  и большое количество автомашин.

За отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные  при этом мужество, отвагу и героизм, за успешно произведенные 273 боевых вылета, за лично сбитые 17 самолетов противника достоин высшей правительственной награды  – присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир  611-го истребительного авиационного Перемышльского ордена Суворова  полка подполковник Исаенко
2 марта 1945 года

Уральск подарил ему крылья 

Герой Советского Союза Алексей Павлович Чурилин – известный летчик-истребитель, полковник авиации – наш земляк. Он один из тех, кому Уральский аэроклуб открыл дорогу в небо. К сожалению, его давно уже нет в живых, но живы память о нем, и люди, которые имели честь лично встречаться с ним.
Историю встречи с легендарным военным летчиком мне поведал мой старший коллега, известный в области журналист Владислав Ярлов.
– Это было в 1976 году, когда Алексей Павлович приехал в Уральск по личным делам, – вспоминает Владислав Петрович. – Тогда никто в городе, кроме его родных, возможно, так и не узнал бы о его приезде, если бы на одном из зданий на проспекте Ленина (ныне Достык) он не увидел вывеску «Уральский авиационно-спортивный клуб», которая оживила в памяти летчика картины сорокалетней давности, картины незабываемой юности.
Алеша Чурилин, пятнадцатилетний учащийся сельскохозяйственного техникума, все свободное время отдавал занятиям в делавшем тогда первые шаги Уральском аэроклубе. Авиация в тридцатые годы, как известно, была повальным увлечением мальчишек, и Алексей вместе с друзьями строил планеры, штурмовал основы аэродинамики и упоенно парил в ширококрылой птице над пригородными пустырями.
Невозможным оказалось для летчика А. Чурилина не зайти тогда в родной клуб, хотя и находился он теперь в другом здании, не рассказать нынешним учащимся о том, как начинали летать он и его сверстники.
Вот так состоялась та незабываемая встреча Владислава Ярлова с Алексеем Чурилиным, который, как и все присутствующие ребята, с интересом слушал рассказ начинавшего с планера и ПО-2, а затем прошедшего всю войну и ставшего Героем Советского Союза летчика.
– Многое рассказал он в тот вечер, – говорит Владислав Петрович. – Было ему что вспомнить, летчику-истребителю, отдавшему авиации тридцать два года жизни. Говорил он и о своих первых наставниках в летном деле – начальнике аэроклуба Самойлове, начальнике летной части Мирошнике, о товарищах Володе Коротиче, Клаве Зверевой и многих других. Не забыл рассказать Алексей Павлович и о жестоких боях над Новороссийском, над легендарной Малой землей. Ведь это именно их 611 авиационный полк обеспечивал прикрытие десанта под командованием Цезаря Куникова. Здесь Алексей Чурилин погиб и заново воскрес.
Эта история, похожа на легенду, но произошла с летчиком в реальности. ...Февральский день был, как обычно в этом месяце, пасмурным, моросил холодный дождик. На фронтовом аэродроме 611-го истребительного авиаполка, расположившемся в долине, зажатой горными хребтами, оживленно одни самолеты взмывают в воздух, другие садятся. Лейтенант Алексей Чурилин стоит около своей “Чайки” и нетерпеливо посматривает на механика, дожидаясь от него рапорта о готовности машины. Лейтенант невысок, строен, у него веселые, с прищуром глаза. Ему 24 года, но выглядит он значительно моложе, что-то мальчишечье проглядывает ещё в нём. По его виду не догадаешься, что он сегодня уже сделал 2 боевых вылета, а то, что готовится лететь – догадаться нетрудно. Он не просто летчик, а командир звена, за штурвалом истребителя не первый год, его считают асом – на счету лейтенанта 3 сбитых Ме-109 и 3 бомбардировщика. В полдень механик доложил о готовности самолета. Лейтенант подозвал летчиков своего звена, коротко сказал: “Летим туда же, задача та же”. Вскоре четыре “Чайки” взмыли в небо и скрылись из вида. Курс был тот же – на Мысхако, на клочок земли, отвоеванный десантниками. Летчики знали о том, что немцы предпринимают все меры, чтобы сбросить десантников в море, ежедневно десятки вражеских бомбардировщиков обрушивали на плацдарм бомбы разных калибров, тысячи снарядов и мин крошили землю, дома. 611-му авиаполку было приказано прикрыть десантников с воздуха, разгонять вражеские бомбардировщики. Прошло 40 минут третьей вахты. Лейтенанту сверху было видно, что на земле идет ожесточенный бой. Он увидел, как из-за кладбища появились танки. Чурилин знал, что кладбище является господствующей высотой и за него бoй идет с первых дней десанта. Танки начали обстреливать десантников. “Чайка” взмыла вверх и оттуда спикировала на передний танк.
Зенитная артиллерия противника открыла огонь по самолетам. Набрав высоту, Чурилин бросил свою “Чайку” в пике на второй танк. И вдруг удар. Он был так ощутим, словно пришёлся не по самолету, а по спине. Осколок ударил в заднюю часть фюзеляжа и перебил тяги к рулям высоты и поворота. Самолет стал почти неуправляемым. Через 8 - 10 секунд он должен врезаться в землю. За секунду в голове летчика проносятся десятки мыслей. Парашют? Не годится. Дует “морячок”, отнесет в сторону противника. Это тоже смерть, на этот раз смерть медленная, с пытками. Нет, прыгать он не будет. Боевой опыт подсказал выход. Лейтенант дал мотору максимальные обороты и замер у штурвала. Сердце сначала словно окаменело, но через миг вдруг забилось часто, часто, словно хотело последние удары сделать как можно полнокровнее. В нескольких метрах от земли “Чайка” вышла из пикирования и полетела в сторону противника. Лейтенант то увеличивал обороты винта, то уменьшал и повернул-таки самолет в сторону Малой Земли.
Спасти самолет уже не было возможности. Чурилин дотянул его до крайних домиков Станички, где находились десантники, и там он рухнул на разбитый дом и развалился.
Его товарищи вернулись на аэродром и доложили командиру полка о героической смерти лейтенанта Чурилина. Но не погиб лейтенант. Первыми к останкам самолета подбежали две девушки-санинструкторы. Они вытащили из кабины окровавленного, потерявшего сознание летчика и перенесли в подвал. Когда его перевязывали, сознание на какое-то время пришло к нему, он даже приподнялся, увидел девушек, сказал “милые” и опять потерял сознание. Пришел врач. На разбитое лицо наложили повязки. Двое суток девушки ухаживали за ним, кормили, делали перевязки. На третью ночь его погрузили на катер вместе с другими ранеными. Он оказался в Сочинском госпитале. В это время в Уральск на него послали похоронную. Через три дня после поминок Леша прилетел домой к матери.
После выписки Чурилин заявился и в свой полк. Доложил командиру полка.
– Товарищ мaйор, после сбития в Новороссийске вернулся в свою часть. Вот документы из госпиталя.
Командир полка майор Александр Степанович Чугунов обнял его.
– Рад, очень рад. А мы, Алексей, выпили за упокой твоей души.
– Поторопились. Будем считать те тосты за здоровье моей души.
– Так и будем считать.
Много лет спустя, в 1972 году, Герой Советского Союза полковник А.П. Чурилин вышел в отставку и приехал в Новороссийск на постоянное жительство. Почему в Новороссийск?
– А потому, что здесь я вторично родился, – отвечает Алексей Павлович. Всю войну прошел, во многих передрягах бывал, но то, что пережил на Малой Земле, ни в какое сравнение не идет...
Когда Чурилину после боев за Будапешт присвоили звание Героя Советского Союза, его друг и тезка Алексей Недогонов поместил во фронтовой газете балладу о нем, предсказывая: «Знай, Алексей, – твой путь через Берлин лежит к Уральску, родине любимой». Уральск остался для него первой родиной, но Алексей Чурилин так и не смог оставить город, где его вытащили из под обломков «Чайки».

При подготовке биографии использованы, кроме приведенных источников, материалы с сайтов Советские асы, Красные соколы, Авиаторы второй мировой.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»