Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Серых Михаил Андреевич

 
Серых Михаил Андреевич
01.11.1926 - 06.1989
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 04.05.1971 Медаль № 16580
Орден Ленина № 417991


Серых Михаил Андреевич – капитан теплохода «Высокогорск» Дальневосточного морского пароходства Министерства морского флота СССР, город Владивосток.

Родился 1 ноября 1926 года в селе Лазо ныне Дальнереченского района Приморского края.

В 1940 году поступил во Владивостокский морской техникум, окончив который в 1944 году, стал трудиться помощником капитана на судах Дальневосточного морского пароходства (ДВМП). В 1952 году стал капитаном теплохода «Глеб Успенский». В 1953 году вступил в КПСС.

В первом же самостоятельном плавании море устроило молодому капитану серьезный экзамен. В проливе Буссоль во время жесткого шторма радист принял тревожную радиограмму: неподалеку терпела бедствие шхуна «Чайка». И хотя «Глеб Успенский» сам был в незавидном положении, капитан Серых немедленно отдал команду изменить курс, следовать на помощь. Высокая выучка, слаженная работа экипажа и прежде всего умение и мужество капитана позволили спасти шхуну, она была благополучно отбуксирована в порт Корсаков.

В дальнейшем являлся капитаном пароходов «Сталинград», «Николай Некрасов», а с 1954 по 1966 год – капитан парохода «Генерал Панфилов». В январе 1958 года, следуя из Канады в Находку, в Тихом океане пароход был настигнут жестоким тайфуном. Лопнула главная палуба, вскрыло люковые закрытия, сбило спасательные шлюпки. Судну и экипажу грозила гибель. В этих критических условиях экипаж под командованием М.А. Серых проявил героизм, о котором писали не только советские, но и многие зарубежные газеты. «Немыслимым» назвали американские журналисты факт спасения, казалось бы, обреченного судна. Экипаж под его командованием довел судно до военно-морской базы США на острове Мидуэй, откуда после ремонта пароход прибыл в порт Находка. За проявленное мужество и героизм капитан М.А. Серых был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Почти 12 лет командовал пароходом «Генерал Панфилов», экипаж которого одним из первых в ДВМП завоевал звание коллектива коммунистического труда. С первых же дней на этом пароходе капитан направил основные усилия на создание дружного коллектива.

Увидев в третьем трюме парохода диптанк, капитан предложил корабельным инженерам переоборудовать его под перевозку дополнительного груза. Внедрение этого предложения на судах типа «Ленинград» дало 375 тысяч 860 рублей прибыли. Творческий подход к делу показали моряки парохода на перевозках хлебных грузов. Они первыми применили комбинированный метод погрузки – зерно насыпью и мука в мешках. В результате была достигнута рекордная загрузка – 9714 тонн. Кроме того, отпала необходимость устанавливать шифтинги, что значительно экономило материалы, средства и время погрузки.

С апреля 1966 по 1979 год – капитан теплохода «Высокогорск», экипаж которого носил звание «коллектив высокой культуры производства». В 1969 году был удостоен звания «Лучший капитан Министерства морского флота».

По предложению капитана на судне была создана группа экономического анализа, которая вынесла на обсуждение экипажа идею: окупить за четыре года построечную стоимость судна. Идея эта конкретизировалась затем в социалистических обязательствах коллектива. А судовые экономисты во главе с капитаном взяли за правило оповещать экипаж о том, как идут производственные дела, из чего складываются доходы и расходы, как выполняются обязательства. Если в первые полгода команда успела внести только 9 процентов от общей суммы, затраченной на постройку, то в следующем, 1967 году, уже было внесено 20,4 процента, в 1968 году — 49,6 процента. 27 октября юбилейного 1970 года моряки рапортовали: обязательство выполнено! 7 ноября 1970 года экипаж выполнил годовой план перевозок, а к 18 ноября – пятилетнее задание. Взяв повышенное обязательство: до конца года дать 160 тысяч рублей сверхплановой прибыли, он сдержал и это слово.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана развития морского транспорта, Серых Михаилу Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1979 года – капитан теплохода «Михаил Пришвин» ДВМП. Руководил работой университета технического прогресса и экономических знаний. Систематически выступал перед моряками с лекциями, передавал богатый опыт молодым специалистам.

Умер в июне 1989 года. Похоронен во Владивостоке.

Делегат XXIV съезда КПСС (1971).

Награжден 2 орденами Ленина (29.07.1966; 04.05.1971), орденами Трудового Красного Знамени (26.06.1958), Дружбы народов (02.04.1981), медалями, в том числе 2 «За трудовое отличие» (05.11.1954; 27.06.1956).

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Публикации в сети Интернет
 Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.