Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Сарьян Мартирос Сергеевич

 
Сарьян Мартирос Сергеевич
28.02.1880 - 05.05.1972
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 08.03.1965 Медаль № 8954
Орден Ленина № 343170

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска


Сарьян Мартирос Сергеевич - армянский художник, народный художник СССР.

Родился 16 (28) февраля 1880 года в городе Нахичевань-на-Дону Области Войска Донского (ныне в черте города Ростов-на-Дону). Из многодетной (9 детей) крестьянской семьи. Армянин. Детство провёл на хуторе под Ростовом (ныне село Чалтырь). С 1887 года жил и учился в Нахичевани.

В 1895 году закончил Нахичеванское городское училище. Работал в городской конторе по распространению газет и журналов, тогда же начал рисовать. В 1897 году приехал в Москву и поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1901-1902 годах предпринял поездку в Закавказье, впервые посетив историческую родину (Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван, озеро Севан). По итогам поездки создал первый цикл своих картин, это были пейзажи, изображающие Армению: "Макраванк" (1902), "Гора Арагац" (1902), "Буйволы. Севан" (1903), "Вечер в саду" (1903), "В армянской деревне" (1903) и другие. Также в 1904-1905 годах по впечатлениям, полученным от путешествий по Армении, создал первый цикл картин "Сказки и сны" - "Король с дочерью", "У подножия Арарата", "У воды", "Чары солнца", "Озеро фей", "В ущелье Ахуряна" и другие. Окончил училище в 1903 году, в 1903-1904 годах продолжал образование в портретной мастерской при училище у выдающихся мастеров русской живописи В.А. Серова и К.А. Коровина.

После окончания училища жил и работал в Москве. Приобрёл славу талантливого театрального художника. С 1907 года испытывал большое влияние французских импрессионистов (особенно Поля Гогена и Анри Матисса), при этом в своем творчестве продолжал развивать и национальные армянские традиции. На волне творческого подъёма в 1909 году создал картины "К источнику", "Зной. Бегущая собака", "Гиены", "В роще на Самбеке" и другие. В 1910 году посетил Константинополь, в 1911 году - Египет, в 1912 году - северо-запад Армении, в 1913 - Персию, в 1914 году - юг Армении. Результатом новых впечатлений стали полотна - "Улица. Полдень", "Константинопольские собаки", "Натюрморт. Виноград", "Финиковая пальма", "Армянка", "Гора Абул и проходящие верблюды", "Портрет поэта Цатуряна", "Цветы Калаки" и другие.

С 1913 года владел уже собственной мастерской в Москве и стал знаменитым художником. В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства».

После начала Первой мировой войны, в 1915 году приехал в монастырь Эчмиадзин, где активно участвовал в помощи беженцам из Турецкой Армении. С 1916 года жил и работал в Тифлисе (Тбилиси), участвовал в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году оформил изданную В.А. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года вернулся в Россию и в течение Гражданской войны жил в родном городе Нахичевани. В 1920 году был инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничал с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армянской ССР А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. Активно участвует в возрождении культурной жизни республики - в 1921 году организует Музей археологии, этнографии и изобразительного искусства в Ереване и становится первым директором этого музея. В 1922 году участвует в создании Комитета по охране памятников архитектуры, Ереванского художественного училища, Союза работников изобразительного искусства Армении (первый председатель этого Союза). Тогда же создал герб Армянской ССР и оформил занавес первого Армянского государственного театра. В начале 1920-х годов состоялся новый творческий взлёт художника, центром его внимания стали родная Армения и деятели армянской культуры (картины "Горы", "Армения", "Полуденная тишина", "Мой дворик", "Портрет поэта Е. Чаренца", "Арагац", "Ереван" и другие). Представлял Армению на первых крупных выставках работ советских художников за границей - в 1922 году в Берлине, в 1924 году - в Венеции.

В 1926—1928 годах жил и работал в Париже. Там состоялся новый взлёт творчества, толчком которого стало близкое знакомство с французскими импрессионистами, столь значительно повлиявшими на него в молодости. За полтора года работы в Париже создал более 100 работ и с большим успехом провёл свою выставку в 1928 году в парижской галерее Жерар. Однако при возвращении на Родину основная часть его парижских работ сгорела во время пожара на корабле в Стамбуле.

Вернувшись в Ереван, плодотворно работал, отдавая предпочтение портретам и ярким колоритным натюрмортам. Тогда же много занимался книжной графикой и работой в театре - создал эскизы декораций и костюмов для постановок оперы "Алмаст" А. Спендиарова (Одесса, Ереван, 1933), опер "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (Москва, 1931), "Храбрый Назар" А. Степаняна (Ереван, 1934-1935). Создал декоративное панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), за что был удостоен Гран-при выставки. После событий 1937 года, когда были репрессированы многие его друзья, находился в длительном творческом кризисе: с 1938 по 1940 год создал всего 6 картин, один из которых - знаменитый портрет Анны Ахматовой, подвергавшейся тогда гонениям.

В годы Великой Отечественной войны начался новый подъем в творчестве М. Сарьяна - с 1941 по 1945 годы он создал свыше 200 картин (в-основном в области пейзажа и портрета). С 1949 по 1952 годы - руководитель сектора теории и истории искусств Академии наук Армянской ССР. Но в начале 1950-х годов пережил жестокую и несправедливую травлю в советской прессе (его обвиняли в символизме, подражании западным модным течениям в искусстве и т.д.), его сняли с постов в Академии наук и в Союзе художников. К счастью, этот период оказался недолгим и прекратился сразу после смерти И.В. Сталина.

В 1940-1960 годах М. Сарьян пережил новое увлечение пейзажем. В поздние годы мастер вновь вернулся к впечатлениям юности, создав в 1960-е годы цикл "сказочных" пейзажей с фольклорно-мифологическими мотивами.

За выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1965 года Сарьяну Мартиросу Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

Продолжал работать до конца жизни, окончил свою последнюю картину менее чем за месяц до кончины. Яркое, солнечное, полное ликующей жизни в её величии и бессмертии творчество М. Сарьяна стало выдающейся страницей советской живописи 20-го века и пока непревзойдённой вершиной армянского изобразительного искусства. Общепризнанный во всем мире глава творческой армянской художественной школы.

Народный художник СССР (1960). Народный художник Армянской ССР (1926). Председатель Союза художников Армянской ССР (1945-1951). Действительный член Института наук и искусств Армянской ССР (1925-1930). Действительный член Академии изобразительного искусства СССР (1947). Действительный член Академии наук Армянской ССР (1956).

Беспартийный. Депутат Верховного Совета СССР 2—4 созывов (1946—1958). Депутат Верховного Совета Армянской ССР 5-го созыва (1959-1963).

Жил в Ереване. Умер 5 мая 1972 года, на 93-м году жизни. Похоронен в пантеоне имени Комитаса в Ереване.

Ленинская премия (1961). Сталинская премия (1941). Государственная премия Армянской ССР (1966).

Награждён четырьмя орденами Ленина (24.11.1945, 31.05.1950, 8.03.1965, 28.02.1970), орденами Трудового Красного Знамени (7.01.1936), «Знак Почёта» (4.11.1939), медалями «За оборону Кавказа» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).

В Ереване и в Ростове-на-Дону М. Сарьяну сооружёны памятники. Его имя носят улицы городов Ереван, Ростов-на-Дону, села Чалтырь Ростовской области. В Ереване ещё при жизни открыт музей Мартироса Сарьяна (1967). Также его именем названа детская школа искусств в селе Чалтырь Мясниковского района Ростовской области и школа в Ереване.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым