Герой Социалистического Труда
Искусство: Художники и скульпторы
Моисеенко Евсей Евсеевич

Моисеенко Евсей Евсеевич

28.08.1916 - 29.11.1988

Герой Социалистического Труда

Даты указов

28.08.1986

Медаль № 20781

Орден Ленина № 459607

Моисеенко Евсей Евсеевич - художник, педагог, живописец и график, народный артист СССР, город Ленинград.

Родился 15 (28) августа 1916 года в местечке Уваровичи Гомельского уезда Могилёвской губернии, ныне в составе Буда-Кошелёвского района Гомельской области Белоруссии. Сын крестьянина. Белорус. Беспартийный.

С детства увлекался рисованием. В 1931 году окончил среднюю школу и приехал в Москву для получения профессионального художественного образования. В 1936 году окончил Художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина по отделению росписи по металлу и папье-маше. Сразу после окончания училища в 1936 году приехал в Ленинград, где поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры (факультет живописи) и стал учеником известного живописца А.А. Осмеркина (1852-1953).

Участник Великой Отечественной войны. 5 июля 1941 года студент Е.Е. Моисеенко записался добровольцем в народное ополчение Ленинграда. Участник оборонительной операции на южных подступах к Ленинграду, где вскоре попал в окружение, а затем - в плен. Три с половиной года находился в гитлеровских концлагерях. В апреле 1945 года был освобождён союзными войсками в концентрационном лагере в Альтенграбове (под Магдебургом, Германия). Сумел добиться немедленной передачи советским войскам, вступил в ряды 3-го гвардейского кавалерийского корпуса и успел принять участие в последних боях Великой Отечественной войны. В ноябре 1945 года демобилизован.

Вернулся в Ленинград и продолжил прерванное войной образование. В 1947 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (дипломная работа - картина «Генерал Доватор»).

В первые годы творческой работы положение Е.Е. Моисеенко было трудным, как бывшего военнопленного: его картины почти не выставлялись, приходилось жить на случайные заработки. После смерти И.В. Сталина в 1953 году ситуация изменилась к лучшему. С 1956 года - член правления Ленинградского отделения Союза художников СССР. С 1958 по 1988 годы преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина - руководитель персональной живописной мастерской.

Приобрёл большую известность как автор станковых картин на темы Гражданской и Отечественной войн: «За власть Советов» (1950), «Партизаны» (1952), «В степи» (1954), «Орленок» (1956), «Трубач Первой Конной» (1956), «Прощание» (1956), «Ополченцы» (1960), серия «Этого забыть нельзя» (1960-1962), «Красные пришли» (1961), «Товарищи» (1963-1964), «Матери, сестры» (1967), «Вестники» (1967), «Черешня» (1969), «Комиссар» (1969), «Победа» (1970-1972), «9 Мая» (1975), «Нас водила молодость» (1972-1975), «Ветераны» (1978), «Песня» (1978-1980). При этом, если Великую Отечественную войну художник осмысливает философски, то события Гражданской войны отображает с позиции эмоционально-романтического пафоса.

В 1970-1980-х годах наряду с тематической живописью Е.Е. Моисеенко заявил о себе как о талантливом портретисте (портреты Н.Н. Золотарева (1967), своего учителя художника А.А. Осмеркина (1970), искусствоведа Г.В. Кекушевой (1971), автопортрет с женой «В Старой Ладоге» (1978), «Портрет матери» (1979), «Автопортрет» (1979), «Портрет жены» (1979), другие), и как об авторе поэтических пейзажей («Пейзаж. Стежки» (1968), «Суздаль» (1968), «Цветёт яблоня» (1973), «Озеро» (1973), «Дождик» (1973), «Вечер. Старые липы» (1973), «Ночной поселок» (1973), «Зима. Серый день» (1977), «Темные деревья» (1978), «Зеленый май» (1978), «У пруда» (1978), другие), и о мастере натюрмортов («Натюрморт с античным торсом» (1971), «Гитары» (1972), «Натюрморт с жасмином» (1977), «Натюрморт с фреской» (1980), другие).

Есть в искусстве Е.Е. Моисеенко сильные автобиографичные мотивы («Мальчишки» (1958), «Из детства» (1979), «У колодца» (1979), многочисленные тематические и портретные изображения подростков), исторические («Сергей Есенин с дедом» (1964), «Пушкин в Болдине» (1974), «Пушкин» (1976), «Натюрморт с рисунком А. С. Пушкина» (1976), «Вечер. Пушкин» (1978), «Памяти поэта» (1985)).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1986 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Моисеенко Евсею Евсеевичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Совершенно неожиданным стало обращение мастера в последние годы жизни к евангельским сюжетам в близкой к творчеству М.А. Булгакова интерпретации («Распятие», 1988). Многие произведения художника переданы в коллекции Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, в другие ведущие музеи страны. Творчество Е.Е. Моисеенко как выдающегося мастера, пережило смену идеологии в стране и продолжает оставаться выдающейся страницей в истории отечественного живописного искусства.

Член Союза художников СССР с 1947 года. Секретарь Союза художников СССР (с 1973 года). Действительный член Академии художеств СССР (1973, член-корреспондент с 1962). Профессор (1963).

Жил в Ленинграде (с 1991 - Санкт-Петербург). Умер 29 ноября 1988 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Народный художник СССР (1970), народный художник РСФСР (1965). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963).

Награждён орденами Ленина (28.08.1986), Трудового Красного Знамени (27.10.1967), Дружбы народов (10.09.1976), медалями. Награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР (1962).

Ленинская премия (1974). Государственная премия СССР (1983). Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина (1966).

Также награждён многими престижными наградами в области искусства, в том числе Серебряной медалью Академии художеств СССР (1962).

Мемориальная доска установлена в Санкт-Петербурге на доме, в котором жил Герой. Картинная галерея имени Е.Е. Моисеенко открыта в городе Буда-Кошелёво Гомельской области Белоруссии (2007), на здании галереи установлена мемориальная доска.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров