Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Благовещенский Алексей Сергеевич

 
Благовещенский Алексей Сергеевич
18.10.1909 - 25.05.1994
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 14.11.1938 Медаль № 107
Орден Ленина № 3742

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в посёлке Чкаловский


Благовещенский Алексей Сергеевич – командир истребительной авиагруппы советских лётчиков в Китае, капитан.

Родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск Брестского уезда Гродненской губернии (ныне город Брест, Белоруссия). Белорус. С 1914 года жил в городе Курск. В 1927 году окончил Курский промышленно-экономический техникум.

В армии с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1929 году – Борисоглебскую военную школу лётчиков. Служил лётчиком истребительной авиаэскадрильи (в Белорусском военном округе), в 1933-1937 годах – командиром отряда авиаэскадрильи (ВВС Тихоокеанского флота).

В сентябре-декабре 1937 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в государственных испытаниях истребителей И-15 и И-16.

Участник войны в Китае: в декабре 1937 – августе 1938 – командир истребительной авиаэскадрильи и командир истребительной авиагруппы советских лётчиков. Совершил 117 боевых вылетов на истребителях И-15 и И-16 (боевой налёт – 125 часов), провёл около 40 воздушных боёв (из них 2 – ночных), в которых сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с японскими войсками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года капитану Благовещенскому Алексею Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В октябре 1938 – январе 1939 – вновь лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в отработке элементов воздушного боя на истребителях с учётом своего боевого опыта.

В 1939 году окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального штаба. С апреля 1939 года командовал истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – командир 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.

С апреля 1940 – командир 60-й истребительной авиационной бригады (ПВО города Баку), в августе 1940 – январе 1941 – командир 27-й авиационной дивизии (в Закавказском военном округе). В январе 1941 – октябре 1942 – заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта (в декабре 1941 – мае 1942 исполнял обязанности командующего ВВС фронта).

Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942 – феврале 1945 – командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Воевал на Калининском (октябрь-декабрь 1942), Волховском (декабрь 1942 – февраль 1943), Калининском (февраль-апрель 1943), Западном (май-июль 1943), Брянском (июль-август 1943), 1-м Прибалтийском (октябрь 1943 – март 1944), 3-м Белорусском (июнь-сентябрь 1944) и 1-м Украинском (ноябрь 1944 – февраль 1945) фронтах.

Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской, Орловской, Невельской, Городокской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Сандомирско-Силезской и Нижнесилезской операциях. 9 февраля 1945 года подорвался на мине на аэродроме города Любен (ныне город Любин, Нижнесилезское воеводство, Польша), в результате чего был тяжело ранен и до мая 1945 года находился на излечении в московском госпитале.

За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.

В сентябре 1945 – июле 1947 – начальник Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС (город Люберцы Московской области). В 1947-1949 – помощник командующего 7-й (с февраля 1949 года – 62-й) воздушной армией по строевой части (штаб – в городе Баку, Азербайджан).

С июня 1949 – начальник Управления испытаний самолётов, а в марте 1952 – июле 1959 – начальник Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Принимал участие в испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19 и других самолётов. С апреля 1960 года генерал-лейтенант авиации А.С.Благовещенский – в запасе.

Работал в ОКБ А.Н.Туполева: заместителем начальника (1962-1965) и начальником лётно-испытательной базы (1965-1975), заместителем главного конструктора (1975-1983) и ведущим конструктором (1984-1985).

Жил в Москве. Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Генерал-лейтенант авиации (1943), лётчик-испытатель 1-го класса (1950). Награждён 2 орденами Ленина (14.11.1938; 20.04.1953), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 3 орденами Красного Знамени (8.03.1938; 21.03.1940; 30.04.1947), орденами Суворова 2-й степени (30.08.1943), Кутузова 2-й степени (22.07.1944), Богдана Хмельницкого 2-й степени (6.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (22.02.1943; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (25.05.1936; 3.11.1944), медалями, китайским орденом Облака и Знамени 4-й степени (1938).

В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Воинские звания:
Капитан (19.03.1936)
Полковник (26.09.1938; внеочередное звание)
Комбриг (4.05.1940)
Генерал-майор авиации (5.06.1940)
Генерал-лейтенант авиации (30.04.1943)

29 мая 1938 года командование ВВС Японии решило в день рождения своего императора сделать ему подарок: нанести массированный бомбардировочный удар по городу Ханькоу. Зная, что этот город практически не защищён с воздуха, японские военачальники были уверены в успешном исходе задуманного. Но китайское командование через свою агентурную сеть своевременно узнало о готовящейся операции и сообщила об этом советскому военному советнику. В ответ на это советская сторона предприняла срочные контрмеры, перебросив в Ханькоу группу истребителей под руководством капитана А.С.Благовещенского.

Советские лётчики под командованием А.С.Благовещенского встретили противника на дальних подступах к городу и навязали японским агрессорам долгий и ожесточённый воздушный бой, в результате которого из 54-х самолётов, участвовавших в налёте, 21 вражеский самолёт был сбит. Потери лётчиков-добровольцев составили 2 самолёта…

На следующий день об этом поведали все газеты, сообщив, как о знаменательной победе китайских лётчиков и ВВС Китая, ни словом не упомянув об истинных её творцах - советских лётчиках-истребителях из группы Алексея Благовещенского.

Описание подвига Героя предоставлено Н.В.Уфаркиным

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Великая Отечественная: Комкоры. Том 2. Биогр. словарь. М.-Жуковский, 2006
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Золотые Звёзды тихоокеанцев. Владивосток, 1982
 Кузнецов И.И., Джога И.М.Первые Герои Советского Союза (1936-1939).-Иркутск:1983
 Личное дело
 Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
 Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984
 Учётно-послужная карта