Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Большев Александр Саввич

 
Большев Александр Саввич
23.02.1914 - 13.01.1996
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 26.04.1971 Медаль № 16745
Орден Ленина № 401766


Большев Александр Саввич – директор электромашиностроительного завода имени Лепсе Министерства авиационной промышленности СССР, город Киров.

Родился 10 (23) февраля 1914 года в селе Таракановка, ныне Медынского района ныне Калужской области.

В 1932 году окончил 1-й электротехникум имени Красина в Москве. Трудовую деятельность начал техником-электриком на электромоторном заводе имени Лепсе в Москве. В 1940 году без отрыва от производства окончил Московский энергетический институт. Работал на том же заводе сменным и контрольным мастером. В 1941 году вместе с заводом эвакуировался в Киров.Все военные годы трудился инженером, начальником электромашинной лаборатории В 1949-1951 годах учился в Академии Министерства авиационной промышленности, после чего вернулся на завод в Киров в должности главного инженера.

С 1955 по 1984 год – директор завода № 266 – ордена Ленина электромашиностроительного завода (с 1976 года – Кировского электромашиностроительного производственного объединения) имени Лепсе Минавиапрома СССР в городе Киров.

Под его руководством завод вошёл в число крупнейших авиастроительных объединений страны. В 1957 году по инициативе завода и лично его директора в городе Кирове был создан филиал Всесоюзного заочного энергетического института (ВЗЭИ), который затем преобразован в политехнический институт. В 1959 году на заводе имени Лепсе впервые в отрасли создан отдел автоматизации и механизации. Среди технических мероприятий 1950-х - 1970-х годов – реконструкция литейного цеха, создание комплекса по пропитке и сушке обмоток. Большие работы проводились по восстановлению инструмента. Немалый вклад в общее дело вносили рационализаторы и изобретатели. Создавались рационализаторские бригады, устраивали вечера новаторов производства.

Большое внимание директором завода уделялось и решению вопросов соцкультбыта. Росло жилищное строительство. Постепенно исчезли бараки, на их месте появились благоустроенные дома. Строительство ряда домов и некоторых социальных объектов велось методом народной стройки. В конце 1960-х годов все улицы микрорайона были заасфальтированы, полностью завершена теплофикация домов. Удовлетворён спрос на детские учреждения, построены лечебный комплекс, профилакторий, новая столовая.

В 1960-е годы на линиях Аэрофлота появилось второе поколение скоростных комфортабельных пассажирских самолётов: Ил-62, Ту-154, Ту-134 и Як-40. Только для комплектации одного самолёта Ту-154 завод поставлял 28 различных типов изделий. Совершивший свой первый полёт в конце 1969 года сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 открыл преимущественно новый этап в истории воздушного транспорта. Для этого самолёта завод имени Лепсе изготовлял электромеханизмы, автоматы пуска двигателей и другие изделия. На протяжении всех послевоенных лет наряду с авиационной техникой объединение выпускало изделия для народного хозяйства и бытовую технику. Для стиральных машин первого поколения около двух десятков лет изготавливались несколько видов асинхронных двигателей серии АОЛБ, для металлургических и химических предприятий выпускались крупными сериями электродвигатели РД-09 и СД-54. Счётной машинки «Быстрица» в 1960-х - 1970-х годах произведено сотни тысяч штук. Регулярно коллективу завода присуждалось первое место и переходящее Красное знамя Министерства и ЦК профсоюза, в 1967 году юбилейное Красное знамя передано заводу на постоянное хранение.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 26 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана и создание новой техники Большеву Александру Саввичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В конце 1960-х годов электромашиностроительному заводу имени Лепсе стало тесно в старых границах. Для расширения производства в начале 1970-х создан филиал завода в Кирово-Чепецке, который в 1972 году приказом Минавиапрома был переименован в Кирово-Чепецкий электромашиностроительный завод. В 1976 году на базе двух заводов образовано Кировское электромашиностроительное производственное объединение (КЭМПО) имени Лепсе, которое в этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР за выполнение задания девятой пятилетки и высокие показатели, достигнутые в повышении эффективности производства и улучшении качества продукции, награждено орденом Трудового Красного Знамени.

К началу 1980-х годов КЭМПО имени Лепсе становится крупнейшим, уникальным предприятием страны по производству электромеханизмов, электрогенераторов, систем запуска авиадвигателей, автоматического регулирования и управления, электродвигателей постоянного и переменного тока, регуляторов напряжения, электромашинных и статических преобразователей тока и напряжения, пультов контроля, различной коммутационной аппаратуры для летательных аппаратов.

С 1984 года – на заслуженном отдыхе.

Жил в Кирове. Умер 13 января 1996 года.

Почётный гражданин города Кирова (1978). Почётный машиностроитель России. Почётный авиастроитель России.

Депутат Верховного Совета РСФСР 6-го созыва (1963-1967).

Награжден 2 орденами Ленина (22.07.1966, 26.04.1971), 3 орденами Трудового Красного Знамени (12.07.1957, 29.03.1976, 10.03.1981), орденами Красной Звезды (16.09.1945), «Знак Почета» (06.12.1949), медалями.

В октябре 1996 года в Кирове была открыта мемориальная доска А.С. Большеву, а одной из улиц города присвоено его имя. На заводе (ныне – ОАО «ЛЕПСЕ») с 1999 года проводится кубок имени А.С. Большева по волейболу, а звание «Лауреат заводской премии имени А.С. Большева» является высшей наградой ОАО «ЛЕПСЕ». В 2007 году кафедре электрических машин и аппаратов Вятского государственного унивеситета присвоено имя А.С. Большева.

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Публикации в сети Интернет