Герой Советского Союза
Армия: Инженерные войска
Горбунов Степан Петрович

Горбунов Степан Петрович

17.08.1902 - 15.12.1969

Герой Советского Союза

Даты указов

23.09.1944

Медаль № 4577

Памятники

г. Ивдель, могила

Горбунов Степан Петрович – командир отделения 13-го гвардейского отдельного мотоинженерного Прикарпатского батальона (17-я мотоинженерная бригада, 1-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший сержант.

Родился 17 августа 1902 года в поселке Екатеринка Всеволодоблагодатской волости Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне - Ивдельского горсовета Свердловской области) в семье рабочего золотых приисков. Русский. Образование начальное. С 1918 по 1925 год служил в Красной армии, участвовал в Гражданской войне. Воевал в составе 7-го Уральского добровольческого полка и в бригаде Котовского.

После демобилизации с 1927 года работал каменщиком на металлургическом заводе в городе Надеждинск (ныне Серов) Свердловской области, затем буровым рабочим на Масловском золотом руднике. Вновь призван в армию в августе 1941 года Серовским райвоенкоматом Свердловской области.

В действующей армии – с августа 1941 года. Воевал на Западном, Калининском, Северо-Западном, Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

Особо отличился в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции при форсировании рек Западный Буг, Сан и Висла.

При постройке моста через реку Западный Буг в районе села Доброчин (Сокальский район Львовской области, Украина) 18 июля 1944 года под огнём противника в течение 7 часов устанавливал вместе с отделением прогоны моста.

24 июля 1944 года под артиллерийским и пулемётным огнём противника в течение 9 часов строил мост через реку Сан в районе села Высоцко (севернее Радымно, Подкарпатское воеводство). С 1 по 5 августа 1944 года в районе населенного пункта Седлещаны (11 км юго-запааднее города Тарнобжег, Польша, рядом с городом Баранув-Сандомерски) при постройке моста через Вислу, несмотря на налеты вражеской авиации, организовал доставку тяжелых мостовых прогонов. 6 августа 1944 года вместе с другим воином спас 15 раненых бойцов, сброшенных в воду взрывом авиабомбы, устранил разрушения на мосту.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за умелое командование подразделением, мужество и героизм, проявленные в Львовско-Сандомирской операции, Горбунову Степану Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны старшина С.П.Горбунов демобилизован. Работал инструктором Ивдельского горкома партии. Затем переехал в Свердловск (ныне Екатеринбург); через некоторое время возвратился в Ивдель.

Скончался 15 декабря 1969 года. Похоронен на кладбище города Ивдель, где его именем названа улица.

Награжден орденами Ленина (23.09.1944), Красной Звезды (8.10.1943), медалями, в том числе 3 медалями «За отвагу» (14.10.1942; 29.05.1944; 10.04.1945).

Имя И.В.Собянина носит улица в Ивделе. Бюст Героя установлен в Ивделе на Аллее Памяти.


На Западном фронте С.П.Горбунов служил в саперных подразделениях 29-й армии, участвовал в оборонительных боях, где под давлением превосходящих сил противника 29-я армия отступала на восток по территории Калининской (ныне Тверской) области из района южнее города Торопец. С 17 октября 1941 года уже в составе вновь образованного Калининского фронта армия держала оборону на левом берегу Волги в районе Ржев – Старица. 

С декабря 1941 года С.П.Горбунов служил в 71-м армейском инженерном батальоне.
Участвовал в Калининской наступательной операции (5 декабря  1941 – 7 января 1942 года) – составной части контрнаступления под Москвой; Сычёвско-Вяземской наступательной операции (8 января – 20 апреля 1942 года) – составной части Ржевско-Вяземской  стратегической операции;  Ржевско-Сычёвской наступательной операции (30 июля – 23  августа 1942 года).

Командир отделения младший сержант С.П.Горбунов при выполнении боевого задания в районе деревни Гридино (ныне Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области) в июне 1942 года под сильным огнем противника сопровождал танки, которые пошли в атаку. При строительстве командного пункта  фронта и оборонительных рубежей со своим отделением ежедневно перевыполнял со своим отделением норму на 150 – 180%. Восстанавливая мосты на реках Волга и Вазуза, под обстрелом и бомбежкой с воздуха умело организовал работу отделения, благодаря чему мосты были восстановлены досрочно. 
Награжден медалью «За отвагу»

31 августа 1942 года 29-я армия была снова включена в состав Западного фронта и до февраля 1943 года прочно обороняла занятые рубежи по левому берегу Волги. 

10 февраля 1943 года 29-я армия реорганизована в 1-ю танковую армию и включена в состав войск особой группы генерала М.С. Хозина. 
С 15 февраля 1943 года 1-я танковая армия входила в состав особой группы генерал-полковника М.С. Хозина, участвовала в неудачной операции «Полярная Звезда» на Северо-Западном фронте. 12 марта выведена в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. 
28 апреля включена в Воронежский фронт и в его составе участвовала в Курской битве. 

С 5 июля 1943 года 1-я танковая армия участвовала в оборонительной фазе Курского сражения, где стойко держала оборону на обоянском направлении. С 3 по 23 августа армия участвовала в Белгородско-Харьковской наступательной операции (3 – 23 августа 1943 года)  - завершающем этапе Курской битвы. Она наносила удар из района южнее Обояни на юго-запад, в направлении на город Богодухов.
В этой операции 71-й армейский инженерный батальон находился в оперативном подчинении 112-й танковой бригады и осуществлял ее инженерное сопровождение.
После взятия Богодухова бригада, получив захватить станцию Высокополье и перерезать железную дорогу Харьков — Полтава, вела тяжелые наступательные и оборонительные бои юго-западнее Богодухова, в том числе в окружении у реки Мерчик.  

При постройке переправы через реку Мерчик у деревни Александровка Богодуховского района группа из 35 просочившихся вражеских автоматчиков не давала возможности строить переправу. Помощник командира взвода 71-го армейского инженерного батальона сержант С.П.Горбунов добровольно подобрал группу саперов, атаковал автоматчиков противника и разгромил их. Это дало возможность построить переправу досрочно и без потерь, своевременно переправить боевые машины.
Сержант Горбунов три раза попадал в кольцо окружения противника и все три раза выходил из него. Лично уничтожил 3 автоматчиков и двух ранил  в рукопашной схватке.
Награжден орденом Красной Звезды.

Во время  Белгородско-Харьковской операции С.П.Горбунов был ранен и отправлен в медсанбат.

10 сентября 1943 года 1-я танковая армия была выведена в резерв Ставки Верховного Главнокомандования, 10 ноября 1943 года  включена в 1-й Украинский фронт. В ходе боев за освобождение Правобережной Украины принимала участие в Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года) и Проскуровско-Черновицкой (4 марта – 17 апреля 1944 года) наступательных операциях. 

В ходе Проскуровско-Черновицкой операции во время освобождения села Колодзеевка (Тернопольская область, Украина) взвод саперов, следовавший за танками, был отрезан от них автоматно-пулеметным огнем противника и не мог передвигаться дальше. Старший сержант С.П.Горбунов, ехавший на танке, спрыгнул с него, вскочил на автомашину с зенитным пулеметом противника, застрелил  оставшегося в живых немца  и открыл из пулемета огонь, заставив замолчать вражеских пулеметчиков. Этим обеспечил продвижение дальше взвода саперов.
Награжден второй медалью «За отвагу».

25 апреля 1944 года 1-я танковая армия преобразована в 1-ю гвардейскую танковую армию, 71-й армейский инженерный батальон  –  в  13-й гвардейский.
 
Летом 1944 года С.П.Горбунов участвовал в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля – 29 августа 1944 года).

1 августа 1944 года 13-й гвардейский инженерный батальон вошел в состав вновь образованной 17-й мотоинженерной бригады и стал называться 13-м гвардейским мотоинженерным.

В Львовско-Сандомирской операции С.П.Горбунов особо отличился.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Гвардии старший сержант Горбунов проявил геройство при форсировании водных преград. 
18 июля 1944 года при постройке моста через реку Западный Буг в районе Доброчин во главе отделения в течение 7 часов, стоя в воде, устанавливал рамные опоры и укладывал прогоны моста. Несмотря на сильный артобстрел, выполнял нормы на 200 – 300 %, чем обеспечил развертывание фронта работ и досрочное окончание построения моста.
При форсировании реки Сан в районе Высоцко  24 июля 1944 года Горбунов также во главе отделения находился по 9 часов в воде под артобстрелом и обстрелом автоматчиков, установил рамные опоры и уложил прогоны  ранее установленного срока, чем создал условия для досрочной постройки моста.
Особенно отличился при моста через реку Висла с  1 по 5 августа в районе северо-западнее Седлешаны. Большая длина моста потребовала большое количество тяжелых  прогонов, которые приходилось доставлять со строительной площадки от 350 до 600 метров. Задержка в доставке и укладке прогонов грозила срывом постройки моста к заданному сроку.
Горбунов, несмотря на то, что вражеская авиация делала 5 – 7 налетов ежедневно,  были убитые и раненые, организовал доставку прогонов по воде, чем обеспечил своевременное строительство моста.
5 августа 1944 года по окончании работы вражеская авиация застала строителей – сапер на мосту. Разрывом бомбы был ранен и сброшен в воду ряд офицеров и бойцов. Раненые начали тонуть. Горбунов вместе с младшим сержантом Чупиным бросился в воду, спас лейтенанта Ельчанинова, Максимова, Антонова и других – всего до 15 человек. Авиабомбы рвались рядом, но он продолжал спасать раненых. Пехота до 70 человек, находившаяся на мосту, оказалась отрезанной от берегов и, увидев, что  вражеская авиация делает заход, заметалась. Тогда Горбунов и Чупин оторвали несколько досок  от настила моста, проделали проход через разрушенную часть моста и тем самым вывели офицеров и красноармейцев из вероятного бомбового удара.

Ходатайствую о присвоении гвардии старшему сержанту Горбунову звания Героя Советского Союза.

Командир 13 гвардейского отдельного мотоинженерного Прикарпатского батальона  гвардии подполковник Темкин
12.08.1944 года

С 6 сентября по 22 ноября 1944 года 17-я мотоинженерная бригада вместе с 1-й гвардейской танковой армией находилась в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, после чего вместе с ней была переведена на 1-й Белорусский фронт.

В 1945 году С.П.Горбунов участвовал на 1-м Белорусском фронте в Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 года) – составной части Висло-Одерской стратегической операции; Восточно-Померанской наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 года) и Берлинской стратегической наступательной операция (16 апреля – 8  мая 1945 года).

В Варшавско-Познанской операции 17-я мотоинженерная бригада обеспечивала продвижение 1-й гвардейской танковой армии от Магнушевского плацдарма на Висле в направлении на Кутно, Познань, прорыв Мезерицкого укрепленного района и выход к Одеру.
В ходе операции бригада  строила мосты и переправы на реках Пилица, Варта, Обра, Одер.

При проведении общевойсковой разведки на подступах к Одеру 1 февраля 1945 года колонна автомашин батальона направилась в населенный пункт дислокации Вишен. Для проверки наличия противника в населенном пункте была послана разведка во главе со старшим сержантом Горбуновым. Войдя в населенный пункт, разведка столкнулась с группой противника в количестве 8 – 10 человек, оказавшей сопротивление. Удачно метнув гранату, старший сержант Горбунов убил одного офицера и 4 солдат. Два человека (1 офицер и 1 ефрейтор) сдались в плен. Остальные сумели убежать. Населенный пункт был свободен.
Старший сержант С.П.Горбунов награжден третьей медалью «За отвагу».

В Восточно-Померанской операции 1-я гвардейская танковая армия на первом этапе, двигаясь на север по раскисшим труднопроходимым дрогам, преодолевая минные поля и завалы на своем пути, в упорных боях рассекла восточно-померанскую группировку немецко-фашистских войск на две части и вышла на побережье Балтийского моря в районе города Кольберг (Колобжег). Затем во взаимодействии с  другими армиями фронта разгромила окруженный 10-й корпус СС и корпусную группировку «Теттау». 
На втором этапе операции 1-я гвардейская танковая армия стремительным ударом в восточном направлении вышла к Данцигской бухте и рассекла 2-ю армию врага на две части, а затем совместно с 19-й армией сломила сопротивление противника в гдынском укрепленном районе и ворвалась в Гдыню. 
На протяжении всей операции 17-я мотоинженерная бригада, приданная 11-му гвардейскому танковому корпусу гвардии полковника А.Х.Бабаджаняна, обеспечивала ее продвижение - ликвидировала пробки на дорогах, делала объезды, выстилая дорогу, разминировала минные заграждения,  сооружала переправы на реках  Перзанте (Парсента)  и Леба. 

В Берлинской операции подразделения 17-й мотоинженерной бригады при продвижении 1-й гвардейской танковой армии к Берлину  и в самом Берлине подрывали баррикады на дорогах и улицах, разминировали минные поля и  мосты, наводили, и неоднократно, переправы через  реки Шпрее, Даме, Тельтов-канал. При штурме Берлина саперы бригады действовали в составе штурмовых групп, 13-й гвардейский мотоинженерный батальон обеспечивал продвижение 44-й гвардейской танковой бригады.

При подготовке биографии, кроме приведенных источников, использована информация  с сайта ПомниПро и статья бывшего начальника штаба 17-й мотоинженерной бригады генерал-майора В.И.Макаревского  «Еще раз о затягивании Берлинской операции» с сайта VIPERSON.RU.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Бабаджанян А.Х. и др. Люки открыли в Берлине. - М.: Воениздат, 1973.

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»